Ровно 66 лет назад, 5 января 1954, в Ульяновске было запущено трамвайное движение. Так началась история нашего Трамвайного, затем Трамвайно-троллейбусного управления и нынешнего Ульяновскэлетротранса.

Наверное, никто не будет спорить, что с общественным транспортом Ульяновска не все ладно. Про маршрутки, автобусы и речи нет. Но вот и электротранспорт, сумевший выплыть в мутных волнах 90-х, все больше лихорадит, о чем можно судить даже по ежедневным новостям. То трамвай сошел с рельсов, то мотор на ходу отвалился, то долги энергетикам неизвестно как гасить… Оно и понятно. Городскому транспорту нужны, в первую очередь, не разовые акции и мудреные программы, а постоянное внимание и вложение средств.

Помню, в детстве очень любил кататься на трамвае. Автобус в мальчишеском понимании тоже имел свои изюминки: подпрыгивающую на ухабах «кормовую» часть или переднее место, рядом с кабиной водителя, откуда можно смотреть в лобовое стекло. Но трамвай – это совсем другое. Конечно, те трамваи из детства были далеки от идеала: шумные, холодные, в час пик – давка в салоне и люди, висящие гроздьями на подножках. Но как же завораживали перестук колес, мягкая качка, плавно проплывающий за окном городской пейзаж.

Сейчас общественным транспортом приходится пользоваться нечасто, а для удовольствия лучше передвигаться по городу пешком. Но если возникает такая необходимость и возможен выбор, то, минуя стоянки маршруток, иду на трамвайную остановку. Словно протягивается нить в прошлое, и кажется, что вот-вот за окном трамвая появятся улицы и дома, давно исчезнувшие с лица земли…

Первый трамвай прошел по улицам Ульяновска 5 января 1954 года. Спустя 20 лет открылось троллейбусное движение. Однако наш город имел реальные шансы обзавестись «рогатым» транспортом намного раньше.

С приходом в 1909 г. энергичного градоначальника Л.И.Афанасьева и его команды Симбирск начал быстро развиваться. Мостились и асфальтировались улицы, строились водопровод и электростанция. Вопрос о строительстве электрического трамвая городская дума рассмотрела в ноябре 1910 г. Была избрана комиссия в составе М.А.Волкова, Н.В.Голубкова, А.И.Дубровина, И.И.Стеклова, Х.Г.Штемпеля. Комиссия вскоре нашла концессионеров, готовых взять на себя строительство.

В мае 1912 г. в Симбирск прибыл заведующий московским трамваем М.К.Поливанов, давший положительное заключение об устройстве трамвая. Утвержденная схема включала три линии: Вокзальную – через Александровскую площадь, Солдатскую, Гончаровскую, Дворцовую улицы и Базарную площадь; Подгорную – по Петропавловскому спуску и Спасскую – от Гончаровской по Покровской, Спасской и Мартыновой улицам.
Предполагалось приобрести 20 моторных вагонов на 16 сидячих мест. Стоимость проезда, в зависимости от дальности поездки, устанавливалась от 5 до 15 коп. Энергия должна была поступать от строящейся тогда электростанции.
Проект симбирского трамвая, разработанный московскими инженерами, городская дума утвердила в июле 1914 года. Но через месяц началась Первая мировая война, похоронившая этот замысел.

12 сентября 1918 года красные войска взяли Симбирск. А уже 19 октября состоялось заседание коллегии губсовнархоза по вопросу строительства трамвая. Протокол заседания публиковался в нескольких номерах местных «Известий». В новую трамвайную комиссию вошли Ф.Е.Вольсов и ряд других инженеров. Проект 1914 года был существенно дополнен. К трем линиям добавлены новые: к Свияге по Московской улице, к волжским пристаням в районе Завьяловского спуска и др. Крутые склоны предполагалось преодолевать за счет установки более мощных моторов. Трамвайный парк должен был состоять из 33 моторных и 31 прицепного вагонов. Еще 16 грузовых вагонов должны курсировать от вокзала и пристаней в центр. Намечалось строительство трамвайного депо на Александровской площади, возле электростанции, а также устройство канала из Свияги в Волгу и постройка на нем гидроэлектростанции для обеспечения энергией трамвая и города.
Проект и смета (16 млн. руб.) были одобрены в Москве, но в условиях войны и разрухи отложены до лучших времен.

Проекты реконструкции Ульяновска, разрабатывавшиеся в 1930-х гг. Московским и Ленинградским «Гипрогором», также предусматривали строительство трамвая (фото 1). Но и этим планам не суждено было сбыться – началась война. В 1940 г. весь городской транспорт Ульяновска был представлен четырьмя автобусами и несколькими извозчиками.

19 января 1943 года образована Ульяновская область. Шла война, но в числе первоочередных задач областное руководство ставит строительство трамвая. И это понятно: в условиях резкого роста населения и промышленности в годы войны отсутствие общественного транспорта стало острейшей проблемой. Статус областного центра тоже обязывал.

Один из документов того времени столь интересен, что хотелось бы привести его целиком:
Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Маленкову Г.М.
Докладная записка «О строительстве трамвая в г. Ульяновске»
Постановлением Совнаркома СССР от 31.10.1944 г. № 1530 в г. Ульяновске разрешено строительство трамвая. Проектные работы на строительство 1-й очереди трамвая протяженностью 25 км. заканчиваются.
Вследствие того, что Ульяновск не имеет постоянно действующего городского транспорта, необходимого для связи с отдаленными промышленными районами, прошу Вас решить вопрос о демонтаже трамвая в одном из германских городов и передаче всего демонтированного трамвайного хозяйства (депо, подстанции, мастерские, подвижной состав, путевое хозяйство) городу Ульяновску.
Секретарь Ульяновского обкома ВКП(б) И.Терентьев
16 мая 1945 г.
(ГАНИ УО, Ф.13, оп.1, д.2179, л.85)

19 сентября 1946 г. СМ РСФСР утвердил Генеральный план Ульяновска, разработанный институтом «Ленгипрогор». Намечалось, что город будет расти во всех направлениях, возникнет ряд новых предприятий, а численность населения к 1960 г. составит 275.000 чел. Это обусловило необходимость развития общественного транспорта, главным видом которого должен стать трамвай. По генплану первая очередь протяженностью 11 километров соединит Север с вокзалом Ульяновск-1 и Засвияжьем через центр города. После строительства 2-ой очереди протяженность маршрутов составит около 100 км.

24 мая 1948 г. Ульяновский горисполком принял решение «Об установлении трассы трамвая первой очереди строительства и определении мест трамвайного парка и тяговой подстанции». Дирекцию строящегося трамвая возглавил опытный инженер из Волгограда А.Я.Авилкин. Тогда же в Ульяновск по распределению приехал будущий директор управления трамвая Ф.В.Резник. Он вспоминал: «Кругом, как в деревне, грунтовые дороги. На улице Гончарова правая сторона вымощена булыжником, а левая присыпана песком. Заасфальтирована только площадь Ленина»

С весны 1949 г. велись изыскательские работы. 12 ноября на субботнике в районе вокзала Ульяновск-1 забит первый костыль и уложены первые 600 метров трамвайного пути. Вскоре развернулись широкие работы на трассе первой очереди трамвая. Одновременно возводилось депо в северной части города, тяговая подстанция на улице Ленина; началась подготовка к строительству трамвайного моста через Свиягу. Первую очередь трамвая (две линии) намечалось полностью построить к 7 ноября 1953 года.

«Ульяновская правда» 18.09.1949 г.
На днях начнется строительство первой очереди Ульяновского городского трамвая. Все работы по его сооружению поручены тресту «Ульяновскстрой»…
Первая очередь трамвая свяжет вокзал Ульяновск-1 с северной окраиной города и город с Засвияжьем. Маршрут, связывающий южный и северный районы города: вокзал Ульяновск-1 – улицы Железнодорожная – Пушкинская – Кирова – Армии Труда – Ленина – Советская – Радищева (до конца улицы). Линия, связывающая город с Засвияжьем, начнется в районе городской электростанции, пройдет по ул. Минаева, через новый Свияжский мост и закончится у главных ворот автозавода.
Строительство двухпутной дороги первой очереди протяженностью 12 километров рассчитано на 3 года. В этом году строители проложат 1,5 километра путей от вокзала до дома № 23 по улице Кирова…

16 мая1951 г.
В этом году на строительство трамвая отпущено 2.150.000 руб. Трамвайные пути за лето намечено проложить до улицы К.Либкнехта. На улице Кирова идет рихтовка пути, междушпальные основания засыпаются щебенкой.
Здание тяговой подстанции на улице Ленина построено, ведется монтаж оборудования.
Круглосуточно идет работа на Свияге. Мощной землесосной машиной здесь намывается дамба.

14 июня 1952 г.
На строительство дороги в этом году ассигновано 2.600.000 руб. Будет продолжена укладка пути по улицам Ленина, Советской и Радищева. В северной части города строятся трамвайное депо, вагоноремонтные мастерские, котельная и склад…

30 июля 1952 г.
Два года назад были начаты работы по сооружению насыпи для трамвайного пути, который соединит центр Ульяновска с Засвияжьем. Этот путь начнется у городской электростанции, пройдет улицей Минаева, пересечет по путепроводу железнодорожную ветку, по мосту – Свиягу, и по насыпи, сделанной на пойме левого берега, выйдет в Засвияжье у кирпичного завода. Общая длина насыпи 1100 м.
На правом берегу Свияги сооружение насыпи, подходов к путепроводу и мосту закончено в прошлом году. Сейчас работы идут на левобережной пойме. Установленный на поплавках на Свияге мощный земснаряд берет со дна реки пульпу и гонит ее по трубам на место намыва насыпи…

13 мая 1953 г.
На улице Радищева сооружается полотно дороги. На участке, прилегающем к территории трамвайного парка, началась укладка шпал. Гравий доставляется с резервного склада, устроенного на площади Республики…
Продолжаются работы на сооружении трамвайного парка…
На Советской улице строители балластируют и рихтуют пути, мостят их камнем. На улице Армии труда [Железной дивизии] устанавливаются опоры для контактной сети, на улице Кирова делаются кюветы. В районе станции Ульяновск-1 началось сооружение петли трамвайного пути…
Получено извещение, что Ульяновску выделены первые три пары трамвайных поездов…

13 сентября 1953 г.
Строительство трамвая предполагалось полностью закончить в 1953 году. Но в результате невыполнения плана капитальных работ к 1 ноября намечено сдать в эксплуатацию только первую очередь трамвайной линии: от вокзала до северной окраины города…
До установленного срока осталось 1,5 месяца, однако работы по прокладке путей выполнены только на 80%… Нужно замостить свыше 25.000 кв. м. вдоль проложенных путей… Особенно тревожное положение создалось на строительстве трамвайного парка… Тяговая подстанция не укомплектована приборами и аппаратурой. Сейчас решено первое время работать при ручном управлении…
Трудящиеся города с нетерпением ждут окончания строительства. Трамвай должен вступить в эксплуатацию к 36-й годовщине Великой Октябрьской революции…
Дирекция трамвая послала на курсы в г. Горький 54 человека: будущих водителей, слесарей-электриков, монтеров. Но этого мало. Должен быть создан аппарат управления трамвайного хозяйства: инженеры, механики, диспетчеры и т.д. Эти вопросы пока никто не решает…
В 1954 г. должна вступить вторая очередь трамвая. Важнейшим объектом 2-ой очереди является сооружение моста через р. Свиягу. Однако здесь уже 1,5 месяца не ведется никаких работ…
***

Движение на маршруте № 1 «Северное депо – Вокзал Ульяновск-1» открылось 5 января 1954 года. Областная газета сообщала: «Вчера на трамвайной дороге Ульяновска началось пассажирское движение. Курсировало два поезда…» (фото 4)

Первая вагоновожатая Р.С.Разумовская рассказывала: «В ночь с 4 на 5 января 1954 г. трамвайное депо Ульяновска готовилось к пуску первых трамваев. Зима выдалась снежная и морозная. Столбик термометра опускался до 40 градусов, сугробы доходили до вторых этажей домов.
Три новеньких трамвая поручили вывести на линию тем, кто окончил курсы с отличием.
Без устали работал единственный снегоочиститель, с трудом отвоевывая у сплошного снежного поля по два метра пути, и возвращался назад, вновь освобождая уже расчищенные рельсы.
А утром В.Спирина и В.Горюнова не смогли вывести на линию вагоны: они замерзли. С большим трудом удалось разогреть мою «троечку», и только моторный вагон. Семь километров пути. Графиком отводился на него час времени. Иду как в туннеле. Снег! Издали можно было видеть только трамвайную дугу. Страшно было.
Помню горожан, стоявших по обочинам пути. Многие видели трамвай первый раз в жизни. Все-таки это был праздник – люди радовались!
Прошли десятки лет, и сейчас мы удивляемся, как смогли выстоять лютую зиму. Придумывали разные ухищрения. На конечной станции клали кирпич в печь, нагревали его и – в вагон, себе под ноги. Когда вернешься, сменишь кирпич. Лида Большова однажды поехала без кирпича и отморозила ноги…»
(«Транспортник», 2.01.1985)

В первый год эксплуатации трамвая на этом коротком маршруте перевезено более 9 миллионов человек. Первыми вагоновожатыми были А.А.Григорьева, Т.Я.Чичерова, Н.А.Куканова.

Между тем, открытие трамвайного маршрута в Засвияжье, намеченное на 1954 год, затягивалось из-за неготовности моста. Трест № 39, возводящий новый мост и путепровод над железнодорожной веткой к спиртзаводу, одновременно строил трамвайное депо. К тому же катастрофически не хватало материалов. По этим причинам в 1954 г. строительство моста практически не велось. Зато с весны 1955 г. работа шла в авральном режиме. Мост был построен к годовщине Октября, и скоро по нему прошел первый трамвай маршрута № 2.

«Ульяновская правда», 2 декабря 1955 г.
Вчера в 16 часов 10 мин. в Засвияжье прибыл первый пробный трамвайный поезд. Пассажирское движение на новом участке начнется сегодня…
Трамвай переходит на Засвияжский участок пути у стадиона «Спартак» и, следуя в Сталинский район, делает остановки на улице 12 сентября, у моста, у кирпичного завода, у автозавода и у клуба (конечная остановка)
***

Дальше у ульяновского трамвая были годы развития. Строились новые линии, открывались новые маршруты, обновлялся трамвайный парк. Хватало и проблем, но трамвайщики ставили перед собой большие задачи и решали их с помощью городского и областного руководства. В.Ф.Резник вспоминал: «В 1968 г. меня пригласили в облисполком. Предложили стать начальником ТТУ. Трудностей не скрывали, но обещали помочь. И действительно, слова не расходились с делом. Все просьбы транспортников выполнялись»

Проследим некоторые вехи этого пути по публикациям «Ульяновской правды» и других газет:

31 июля 1957 г.
Закончено строительство трамвая на участке Алатырская улица – завод малолитражных двигателей. Протяженность новой линии – около трех километров, конечная остановка – кольцо – устроена около самого завода. Теперь рабочие ЗМД и жители его поселка имеют дешевый и надежный вид транспорта, который быстро доставит их на вокзал станции Ульяновск-1, в центр, на северную окраину города и в Засвияжье…

4 декабря 1957 г.
За ночь намело сугробы, но рельсовый путь в Киндяковку заботливо очищен. Сегодня здесь многолюдно. Строители, трамвайщики, жители нетерпеливо поглядывают в сторону города, откуда должен показаться долгожданный трамвай…
За 4 месяца строительства новой линии ЗМД – Киндяковка протяженностью 9,1 километров произведены большие работы. В воскресниках принимало участие до 400 жителей…
Красно-желтый вагон подходит к конечной остановке ЗМД и вместо того, чтобы завернуть по кольцу обратно, ступает на «необъезженные» рельсы. Громовое «ура» прокатывается среди собравшихся (фото 10)

По улицам Ульяновска побегут трамваи.
«Пролетарский путь» от 24 марта 1933 года.

Строительство трамвая.
«Ульяновская правда» от 25 июня 1950 года и от 12 июня 1953 года.

Укладка трамвайных путей на улице Советской. 1952 год.

Первый трамвай на улицах Ульяновска. 5 января 1954 года, улица Ленина.
«Ульяновская правда» от 6 января 1954 года

Северное трамвайное депо. 1954 год.
уэт73.рф

Трамвай КТМ-1 маршрута № 1 на улице Советской. 1950-ые годы.
ok.ru/group/53233331732682 , Олег Иванов.

Трамвай «Gotha» на улице Советской.
Краеведческий отдел УОНБ, Ф26

Остановка «Площадь Ленина» в первые дни работы трамвая. 1954 год.
ГИММЗ «Родина В.И.Ленина»

Трамвай на улице Кирова.
УОКМ

Первый трамвай на новой линии ЗМД – Киндяковка. Декабрь 1957 года.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.504, л.1