В понедельник на первом в этом году заседании правительства губернатор обрисовал контуры давно заявленного реформирования Министерства физкультуры и спорта. «Львиную долю» (слова Морозова) полномочий ведомства передадут в создаваемый профильный губернаторский совет. Возглавит его глава региона лично. Заместителем и главой президиума назначен бывший вице-президент ФК «Волга» Сергей Кузьмин. Сохранится ли Минспорт – вопрос губернатором не решен. Если да – только во второстепенной роли.

«В рамках переформатирования работы Минспорта приняли решение создать губернаторский совет по реформе физкультуры и спорта, который будет главной экспертной и методической площадкой и заберет большое количество полномочий министерства. До 1 февраля нудно выверить состав совета, в нем должны быть руководители спортивных федераций, представители образования и муниципалитетов. Состав будет озвучен до 1 февраля, за это время Кузьмину в статусе советника губернатора нужно встретиться с министрами и главами районов», — сообщил Сергей Морозов.

Решение стало итогом многих встреч и консультаций губернатора. Тема руководства спортом откровенно “подвисла”. Это стало результатом сразу нескольких факторов: кадровой чехарды министров и конфликта между спортивной общественностью и влиятельным спортивным функционером Сергеем Кузьминым. Первая выступала практически консолидированным фронтом: это руководители большинства федераций плюс (шире) состоящий не только из руководителей направлений влиятельный Общественный совет, в который входят серьезные фигуры – это бизнесмены Сергей Герасимов и Игорь Орлов, бывший министр Назир Шамсутдинов, руководитель Олимпийского совета Олег Калмыков и многие другие. Из последних решений спортсообщества, например, требование проведения финансового аудита ФК “Волга”, который в прошлом году возглавлял Кузьмин. Много критики вызывало то, что его финансирование откровенно завышено в ущерб остальным видам спорта. И вот “гордиев узел” разрублен губернатором. Насколько? Мы поговорили со сторонами.

Главный вопрос: какие именно полномочия Минспорта заберет на себя совет в итоге. Сергей Кузьмин прокомментировал, что в первую очередь начнется подготовка и анализ реализации программ и проектов, нормативное обеспечение деятельности совета:

“Первоочерёдная задача совета – это анализ реализации госпрограммы, программ развития физической культуры в муниципальных образованиях, подготовка новых программ: “Спорт на селе” и “Активное долголетие”. Совет будет собираться два раза в год, президиум – еженедельно”.

Исполняющий обязанности министра спорта и физической культуры Иван Макеев также не смог прокомментировать, как ведомство и совет разделят функционал. Решение о создании нового совещательного органа чиновник считает правильным:

“С губернатором неформально обсуждали вопрос работы министерства, он высказал мнение, что ведомство было бы логично сохранить, но пока окончательное решение не принято. Считаю, что совет необходим. В свое время уже существовал совет по спорту при губернаторе, но он был слабый и малоэффективный”.

Бывший министр спорта Назир Шамсутдинов комментирует, что от принятого решения представители отрасли находятся в недоумении и считает что принятое решение идет в федеральном тренде “разгосударствления”:

“Думаю, что никто в полной мере не знает, как будет работать новый совет, его целесообразность станет понятна после какого-то периода работы.  О чем я знаю: большинство, и это толерантно выражаясь, в недоумении от назначенного руководства. Что тут главное – государство в целом и Ульяновская область в частности через такие форматы-эксперименты сокращают социальные гарантии перед населением. Сначала у министерства были социальные обязательства, потом их перевели в категорию услуг, которые предоставляют АНО, теперь –  в проектные офисы. Проект априори может быть неуспешным, а ответственность какая? Хотелось бы, чтобы люди понимали: сейчас идет разгосударствление нашей страны. Конституция не соответствует законам. Какой бы формат работы не принимали, это тренды и проекты, которые спускаются с Москвы. В своем время, при Цуканове, спорт держался на концепции и стратегии. И до сих пор что-то держится. Но сейчас власти интересен не спорт, а госпроцессы, а мы просто безголосый материал. В итоге министерство превратится в канцелярский кабинет. Как Минспорт может не иметь контроля над подведомственными учреждениями? То есть не министр координирует стратегию развития отрасли с губернатором, а каждый подвед имеет свои каналы связи. А сейчас министерство в принципе сократят в численности, хотя на 10-12 человек там работы на 80, если область взять.  В классическом понимании государственный институт превращается в проектный офис, который может быть неудачным”.