Центр развития истории и культуры региона АНО «ЦСИ Ульяновской области» продолжает цикл статей посвящённых интересным дворянским усадьбам.

В истории усадьбы не было таких ярких личностей, как Языковы, Аксаковы или Ивашевы. Владельцы имения не овеяли его своим ореолом литературной или полководческой славы. Кроме того, в населённом пункте нет и пышных усадебных построек, которые были бы способны привлечь туристов.

Речь сегодня пойдёт о селе Княжуха, которое располагается на р. Водолейке в Сурском районе, в 14 км к северо-западу от районного центра. В дореволюционный период селение находилось на территории Алатырского уезда Симбирской губернии. По имеющимся сведениям, село было основано в последней четверти XVII века. Названием село обязано, согласно преданию, помещице XVIII в., имевшей княжеский титул. Она якобы была спасена местными жителями от расправы во времена пугачёвщины, а затем отблагодарила население, выделив средства на постройку церкви.

Дореволюционная история села довольна противоречива. В краеведческих публикациях, посвящённых Княжухе, встречаются точки зрения, полярно отличающиеся одна от другой. Тем не менее, можно утверждать, что в XIX в. в селе находилось имение Жилиных. Из «Симбирских губернских ведомостей» мы узнаём о кончине в 1858 г. Александра Сергеевича Жилина, имевшего земельные владения не только в Симбирской, но и во Владимирской губернии. В имении, располагавшемся в Княжухе, проживало 327 крестьян и девять дворовых. В этом же селе был деревянный господский дом «со всем принадлежащим к оному надворным строением», оранжереей, теплицей и садами. Всего во владении А.С. Жилина было 1 752 души по сказкам девятой ревизии. Таким образом, в Княжухе проживала только небольшая часть его крестьян. Сумма денежного капитала, оставшегося после помещика, составляла 32 тыс. рублей серебром. Наследником умершего дворянина стал отставной поручик Владимир Никитич Жилин.

Накануне отмены крепостного права (по сведениям за 1860 г.) в имении Жилина в Княжухе проживали 330 крестьян и четыре дворовых человека. Число дворов или отдельных усадеб в имении составляло 86. Заметно было преобладание барщинных крестьян (124,5 тягла) по сравнению с оброчными (всего 17,5 тягол). На «душу» приходилось всего 1,8 дес. пахотной земли (во многих селениях Алатырского уезда этот показатель был выше: например, в Знаменском он составлял 3,12 дес., а в Висяге – 2,29 дес.).

Другая часть села принадлежала помещику Оболенскому.
Бурные революционные события начала XX в. не прошли для села бесследно. В 1905 г. крестьяне разгромили одну из помещичьих усадеб и разделили между собой примерно 800 пудов хлеба.
Последним владельцем бывшего имения Жилиных до 1917 г. являлся, по всей видимости, И.Ф. Филатов. Есть версия, что он был купцом. Если это действительно так, то мы можем говорить о «чеховском» сюжете в истории усадьбы. Как и в последней пьесе Антона Павловича, становится слышна торжествующая поступь дельцов, вытесняющих представителей дворянства из их родового гнезда.

После прихода к власти большевиков в бывшем барском доме Жилиных – Филатова размещались клуб, библиотека, комната для занятий и столярная мастерская по изготовлению мебели. Позднее – с середины ХХ в. – в здании располагалась Княжухинская восьмилетняя школа. В постоветский период здание перешло в руки одного из местных фермеров и используется им для своих хозяйственных нужд.
Во время поездки в Княжуху ранней осенью 2019 г. автор этих строк с интересом осмотрел сохранившийся одноэтажный кирпичный господский дом. Обращает на себя внимание основательность, с которой строители подходили к делу. Вероятнее всего, дом был сооружён во второй половине XIX в. Как отмечал в своей статье Ш. Хаутиев, широкий северный фасад, обращенный в сад, «имеет в центре выступы пятиосного ризалита» (ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада). Южный фасад выходит к подъездной дороге; по его углам «расположены ризалиты, с удлиненными крыльями, выступающими на боковых фасадах». Парадный вход – в центре южного фасада. Парадное крыльцо господского дома было переделано. Не сохранилась и отделка интерьеров в усадебном строении. Рядом со строением можно увидеть останки уже другой эпохи – советские скульптуры, некогда украшавшие храм знаний, а теперь находящиеся в плачевном состоянии. Несмотря на то, что скульптуры изображают персонажей атеистического времени (школьника и школьницу), вид юноши сейчас по иронии истории почти инфернален…

В 1999 г. бывший господский дом был поставлен на государственную охрану. И, хотя упомянутый дом довольно скромен, в сочетании с ещё одним находящимся неподалёку памятником старины – фундаментом построенной в XVIII в. местной церкви – он придаёт селу особый колорит. Далеко не в каждом населённом пункте местные жители могут ежедневно встречаться с такими своеобразными «посланиями» из прошлого и ощущать связь времён.

Статью подготовил специалист Центра развития истории и культуры региона, к.и.н. Судаков М.А.