Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer”

В 1961-1964 гг., одновременно с «Семьей Ульяновых», Екатерина Артемьевна Богомолова создает еще одну серию пастелей – «Дворец пионеров». Этой работе также предшествовала тщательная подготовка. «Это результат большого напряженного труда, постоянной тренировки глаза и внимательного изучения детской психологии. Е.Богомолова – частая гостья во Дворце пионеров, где она создает серию рисунков, изображающих детей за различными занятиями» (Н.Спешилова, 1962). Продолжением темы стала серия гуашей «Дети и спорт» (1967). Работы этих серий экспонировались на областных выставках и зональной «Большой Волге» (фото 2, 3)

«Вообще детская тематика занимает особое место в ее творчестве. Она их изображает с большой душевной теплотой и юмором. Дети у нее задорны, чуть лукавы и всегда умны» (скульптор Р.Айрапетян, 1967). Сама Екатерина Артемьевна не раз признавалась в особом отношении к изображению детей. «Любовь к этой теме зародилась еще в молодости, когда я пробовала писать портреты с натуры. Взрослым было некогда мне позировать, поэтому я часто рисовала своего младшего братика и полуторагодовалую племянницу. Она так забавно смеялась: ее смех был воплощением беззаботного детского счастья – все это я хотела изобразить на бумаге именно так, как видела своими глазами. … Я заметила, что дети обладают особой грацией. Необыкновенная пластика детских движений меня просто завораживала…»

Не забывала Богомолова и свою специализацию книжного графика. Тут ее выбор тоже говорит сам за себя. Екатерина Артемьевна иллюстрировала детские книги ульяновских писателей А.И.Царева и Е.С.Ларина, поэму Агнии Барто «Звенигород».

Среди работ Е.А.Богомоловой – большое число портретов: «Птичница С.И.Вьюгова» (1961), «Портрет штукатура Т.И.Макушиной» (1961), «Заслуженный врач Б.И.Григорьев» (1967), «Портрет следователя» (1968), «Продавщица Валя» (1968), «Портрет ветерана Н.А.Зимина» (1968), «Портрет сына» (1969) и другие

Екатерина Аркадьевна была участником многих областных выставок, ряда зональных и всероссийских. Но, по ее собственному признанию, чувствовала себя на этих выставках неуютно. «Честно говоря, я их избегаю. Просто боюсь там показаться. Мне всегда кажется, что мои работы самые плохие. Я даже не могу без страха взглянуть на картину после того, как закончу ее. Наверное, это какой-то комплекс. Только через некоторое время могу спокойно посмотреть на картину и понять, что мне в ней удалось, а что нет»

В конце 1960-х – начале 1970-х годов поиски новых художественных средств и форм выражения привели художницу в монументальное искусство. «Стены ее мастерской увешаны мозаичными декоративными вставками, портретами, которые являются пробой силы в этом сложнейшем виде искусства» (Н.Спешилова). В этот период супруги Богомоловы редко создавали в соавторстве графические произведения, но в декоративно-монументальных работах вновь проявился их творческий союз. Екатерина Артемьевна и Анатолий Анатольевич совместно создали мозаичную композицию на здании молочного техникума в Димитровграде, оформили Дома культуры в Радищево и Кузоватово и т.д., пробовали себя в скульптуре.

Коллега и друг Екатерины Артемьевны скульптор Р.А.Айрапетян написал о ней в 1967 году: «Екатерина Богомолова из тех художников, в произведениях которых чувствуется дыхание нашего времени. И это не случайно, так как она в своей повседневной жизни постоянно тяготеет ко всему, что определяет лицо нашего сегодня»
Это чувство причастности к своему времени не только находило выход в творчестве, но и формировало активную жизненную позицию. Е.А.Богомолова не раз избиралась депутатом городского и районного Советов, была членом художественного совета при Ульяновском отделении Союза художников.
***

Анатолий Анатольевич Богомолов, начав с серии «Ульяновск – родина Ленина», не расстался с темой города. «А.А.Богомолов пробует свои силы в самых различных жанрах и техниках. Особенно много он работает над городским пейзажем, тонко улавливая настроение и сам ритм городской жизни» (искусствовед Н.Храмцова, 1967). В начале 60-х среди работ художника много индустриальных пейзажей, видов растущего города. Такова серия пастелей, изображающих строительство цемзавода в Новоульяновске, позже – серия «Засвияжье строится» (1964; фото 8 к части 1). Наряду с этим Анатолий Анатольевич создает ряд поэтичных пейзажей Ульяновска в гуаши и акварели. На них – старые улицы и архитектурные памятники в гармонии с природой. Окрестности города, Волгу можно видеть на его пейзажах, написанных маслом. Рисунки Богомолова с видами города появлялись на книжных иллюстрациях, страницах газет.

Со временем художник уходит от некоторой схематичности, характерной для серии 1959 года. Продуманная композиция, тщательная проработка деталей – все это делает работы Богомолова живыми, достоверными и очень эмоциональными. Вместе с тем, каждая из них предельно четко выражает главную мысль, заложенную художником. А.А.Богомолов: «В творчестве, на мой взгляд, самое важное – уметь отказываться от деталей во имя главного. … У хороших художников всегда есть вот это сочетание логичности и интуиции» (1968)

«В углу мастерской стоит большой стол, заваленный листами. Это акварели пейзажей Ульяновска. От них, камерных по звучанию, художник перешел к крупным полотнам – эпически широким пейзажам, несущим философские раздумья…
Такой знакомый и все-таки новый уголок Венца. Обелиск павшим за освобождение Симбирска. Разметанные ветром купы деревьев. Ширь реки. И грозовое небо. «Над Волгой» – назвал свою картину художник. Работа еще не закончена. И ясно, она была нелегкой. На полу груды эскизов…
Наряду со старинными живописными уголками Ульяновска на листах художника все чаще появляются темы сегодняшнего дня. Богомолов увидел и залюбовался картиной морозного утра в новом районе, когда на улицах начинает кипеть жизнь, и родители торопливо ведут и везут малышей в садик. Залюбовался окраиной города, где поле вплотную подошло к светлым, как сахар, кубикам новых домов или речным портом. Не тем, нарядным, где пассажиры, а где стоят баржи, груженные антрацитом…
Толя смутился, когда сказал: «Кто, как не мы, живущие в этом городе, можем понять его…» (Л.Щекотова, 1968)

Еще в студенческие годы Анатолий Богомолов начал создавать серию иллюстраций к поэме Э.Багрицкого «Дума про Опанаса». Эти листы стали темой его дипломной работы. Любимая тема была продолжена в Ульяновске, художник отдал ей более 10 лет работы. Серия была представлена в разделе книжной графики на выставке «Большая Волга» в 1964 году, возвращался к ней Богомолов и позже.

В 1968 году А.А.Богомолов начал работу над серией линогравюр и гуашей «Ленинград в блокаде», отразившей детские воспоминания художника (фото 2 к части 1). Много почерпнул он, читая исторические книги, воспоминания, документы. За десять лет было создано более 20 листов – пронзительных, одновременно простых и глубоко трагичных.
«Школьники, спускающиеся по лестнице в бомбоубежище на фоне окна, заклеенного крест накрест полосками бумаги; худенькие, стриженые ребятишки, тесным кружком сидящие рядом с читающей учительницей вокруг железной печки; девушки-осоавиахимовки, несущие по Марсову полю огромный аэростат; замерзшая, упавшая в снег девочка на набережной Невы – тоненькая фигурка рядом с могучими противотанковыми рогатками…» (С.М.Червонная)

Естественным для художника было и обращение к ленинской теме. Анатолий Анатольевич дополнил серию «Семья Ульяновых», над которой работала его жена. В 1966-1967 году им создано семь линогравюр. «Гимназист Володя Ульянов на Венце, братья Саша и Володя у костра на Волге, Илья Николаевич на строительстве сельской школы, в инспекторской поездке; драматические листы – Александр Ильич в Петербурге, свидание Марии Александровны с сыном…». Наиболее удачной из этой серии была признана линогравюра «Александр Ульянов в Петербурге» (1967), которая экспонировалась в Ульяновском художественном музее.

А.А.Богомолов – многожанровый художник. Среди его работ преобладают пейзажи. «Кроме того, Богомолов охотно обращается к натюрморту. Большой выразительностью отличаются немногочисленные портреты, например, портрет скульптора Р.Айрапетяна, пастель, 1965» (Н.Храмцова, 1967)

«Богомолов – пейзажист. Но в его картинах много людей. Это и молодая мать среди зеленеющего поля, и сильные, красивые яхтсмены, и нежная, как серебристая гладь Волги, девушка у пустых лодок. Когда я спросила о планах, Толя признался, что мечтает писать портреты, что люди у нас такие интересные, и молодежь такая хорошая…» (Л.Щекотова, 1968)

Разнообразна и техника, которую использовал художник. Линогравюра, ксилография, офорт, пастель, акварель, гуашь, масло… Оставил свой след Богомолов и в монументальной живописи. Он был участником многих областных выставок, а также выставок «Советская Россия» (1960), «Большая Волга» (1964), «Художники Поволжья» (1965) и др. С 1960 года являлся кандидатом в члены Союза художников СССР, в 1975-м стал членом Союза художников.
Работы Е.А. и А.А.Богомоловых хранятся в Ульяновском областном художественном музее, в фондах Ленинского мемориала, в музеях других городов, частных коллекциях.
***

Анатолия Анатольевича Богомолова не стало в 2001 году. Екатерина Артемьевна почти до наших дней – пока позволяли силы и здоровье – продолжала заниматься творчеством, участвовала в выставках, принимала участие в работе регионального отделения Союза художников. Сын Богомоловых, Роман Анатольевич, по стопам родителей не пошел: стал математиком, преподавателем вуза.

Помогали увлечения, которых за свою жизнь художница испробовала немало: фотография, киносъемка, шитье, вязание, обязательно – чтение. Дома у Богомоловых всегда было много животных. Держали собаку, кроликов, хомяков, перепелов, певчих птиц, множество аквариумов – хозяйка сама их клеила. Екатерина Артемьевна даже занималась скрещиванием разных видов птиц, например, щегла и канарейки. Е.А.Богомолова: «Раньше у нас было много разной живности. Мне всегда хотелось иметь в доме представителей всех стихий: земли – это моя собака, боксер по кличке Арчибальд, воды – рыбки, воздуха – птицы. По духу мне ближе всего птицы, люблю их пение, за ними очень интересно наблюдать. Сейчас у меня живут два попугайчика и пять перепелов, а раньше птиц было намного больше» (2002)

В заключение – слова самих художников о своем понимании жизни и творчества.
Из интервью с А.А.Богомоловым, 1994 год:
– Анатолий Анатольевич, а Вам не жалко раздаривать себя людям?
– Отчего же жалко? В этом и заключается подлинный смысл жизни. Это и есть сама жизнь.

Е.А.Богомолова:
– Для меня как для художника счастье заключается не в славе и не в материальных благах, а в самом процессе работы. Создавая картину, радуясь каждому шагу, приближающему меня к поставленной цели, я понимаю, что счастлива по-настоящему (2002)

Источники:
1. К.П.Анисова «Художники Ульяновска», Л., 1965
2. Р.Айрапетян «Е.А.Богомолова», творческая биография, 1967
3. Н.Храмцова «А.А.Богомолов», творческая биография, 1967
4. «Художники родины Ленина», альбом, сост. А.В.Моторин, Р.А.Айрапетян, Л., 1971
5. С.М.Червонная «Художники Ульяновска», Л., 1985
6. Публикации газет «Советская культура», «Ульяновская правда», «Ульяновский комсомолец» и др.


Екатерина Артемьевна и Анатолий Анатольевич Богомоловы.
«Ульяновская правда» от 17 ноября 1994 года. Фото А.Крылова.


Е.А.Богомолова. Из серии «Во дворце пионеров». 1961-1964.
Слева: Трубачи.
Справа: Баянисты.
УОХМ


Е.А.Богомолова. Из серии «Дети и спорт». 1967.
Слева: Спорт в лагере.
Справа: Хоккеисты во дворе.
УОХМ


Е.А.Богомолова.
Слева: Автопортрет в красном. 1960-ые годы
Справа: Продавщица Валя. 1968.
УОХМ


А.А.Богомолов. Зимнее утро. 1965.
УОХМ


А.А.Богомолов. Зимний вечер. 1965.
УОХМ


А.А.Богомолов. Иней. 1965.
УОХМ


А.А.Богомолов. Памятник К.Марксу. 1965.
УОХМ


А.А.Богомолов. Улица Плеханова. 1979.
УОХМ


А.А.Богомолов. Стол сына. Школьные годы. 1972.