Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer” В 1961-1964 гг., одновременно с «Семьей Ульяновых», Екатерина Артемьевна Богомолова создает еще одну серию пастелей – «Дворец пионеров». Этой работе также предшествовала тщательная подготовка. «Это результат большого напряженного труда, постоянной тренировки глаза и внимательного изучения детской психологии. Е.Богомолова – частая гостья во Дворце пионеров, где она создает серию рисунков, изображающих детей за различными занятиями» (Н.Спешилова, 1962). Продолжением темы стала серия гуашей «Дети и спорт» (1967). Работы этих серий экспонировались на областных выставках и зональной «Большой Волге» (фото 2, 3) «Вообще детская тематика занимает особое место в ее творчестве. Она их изображает с большой душевной теплотой и юмором. Дети у нее задорны, чуть лукавы и всегда умны» (скульптор Р.Айрапетян, 1967). Сама Екатерина Артемьевна не раз признавалась в особом отношении к изображению детей. «Любовь к этой теме зародилась еще в молодости, когда я пробовала писать портреты с натуры. Взрослым было некогда мне позировать, поэтому я часто рисовала своего младшего братика и полуторагодовалую племянницу. Она так забавно смеялась: ее смех был воплощением беззаботного детского счастья – все это я хотела изобразить на бумаге именно так, как видела своими глазами. … Я заметила, что дети обладают особой грацией. Необыкновенная пластика детских движений меня просто завораживала…» Не забывала Богомолова и свою специализацию книжного графика. Тут ее выбор тоже говорит сам за себя. Екатерина Артемьевна иллюстрировала детские книги ульяновских писателей А.И.Царева и Е.С.Ларина, поэму Агнии Барто «Звенигород». Среди работ Е.А.Богомоловой – большое число портретов: «Птичница С.И.Вьюгова» (1961), «Портрет штукатура Т.И.Макушиной» (1961), «Заслуженный врач Б.И.Григорьев» (1967), «Портрет следователя» (1968), «Продавщица Валя» (1968), «Портрет ветерана Н.А.Зимина» (1968), «Портрет сына» (1969) и другие Екатерина Аркадьевна была участником многих областных выставок, ряда зональных и всероссийских. Но, по ее собственному признанию, чувствовала себя на этих выставках неуютно. «Честно говоря, я их избегаю. Просто боюсь там показаться. Мне всегда кажется, что мои работы самые плохие. Я даже не могу без страха взглянуть на картину после того, как закончу ее. Наверное, это какой-то комплекс. Только через некоторое время могу спокойно посмотреть на картину и понять, что мне в ней удалось, а что нет» В конце 1960-х – начале 1970-х годов поиски новых художественных средств и форм выражения привели художницу в монументальное искусство. «Стены ее мастерской увешаны мозаичными декоративными вставками, портретами, которые являются пробой силы в этом сложнейшем виде искусства» (Н.Спешилова). В этот период супруги Богомоловы редко создавали в соавторстве графические произведения, но в декоративно-монументальных работах вновь проявился их творческий союз. Екатерина Артемьевна и Анатолий Анатольевич совместно создали мозаичную композицию на здании молочного техникума в Димитровграде, оформили Дома культуры в Радищево и Кузоватово и т.д., пробовали себя в скульптуре. Коллега и друг Екатерины Артемьевны скульптор Р.А.Айрапетян написал о ней в 1967 году: «Екатерина Богомолова из тех художников, в произведениях которых чувствуется дыхание нашего времени. И это не случайно, так как она в своей повседневной жизни постоянно тяготеет ко всему, что определяет лицо нашего сегодня» Анатолий Анатольевич Богомолов, начав с серии «Ульяновск – родина Ленина», не расстался с темой города. «А.А.Богомолов пробует свои силы в самых различных жанрах и техниках. Особенно много он работает над городским пейзажем, тонко улавливая настроение и сам ритм городской жизни» (искусствовед Н.Храмцова, 1967). В начале 60-х среди работ художника много индустриальных пейзажей, видов растущего города. Такова серия пастелей, изображающих строительство цемзавода в Новоульяновске, позже – серия «Засвияжье строится» (1964; фото 8 к части 1). Наряду с этим Анатолий Анатольевич создает ряд поэтичных пейзажей Ульяновска в гуаши и акварели. На них – старые улицы и архитектурные памятники в гармонии с природой. Окрестности города, Волгу можно видеть на его пейзажах, написанных маслом. Рисунки Богомолова с видами города появлялись на книжных иллюстрациях, страницах газет. Со временем художник уходит от некоторой схематичности, характерной для серии 1959 года. Продуманная композиция, тщательная проработка деталей – все это делает работы Богомолова живыми, достоверными и очень эмоциональными. Вместе с тем, каждая из них предельно четко выражает главную мысль, заложенную художником. А.А.Богомолов: «В творчестве, на мой взгляд, самое важное – уметь отказываться от деталей во имя главного. … У хороших художников всегда есть вот это сочетание логичности и интуиции» (1968) «В углу мастерской стоит большой стол, заваленный листами. Это акварели пейзажей Ульяновска. От них, камерных по звучанию, художник перешел к крупным полотнам – эпически широким пейзажам, несущим философские раздумья… Еще в студенческие годы Анатолий Богомолов начал создавать серию иллюстраций к поэме Э.Багрицкого «Дума про Опанаса». Эти листы стали темой его дипломной работы. Любимая тема была продолжена в Ульяновске, художник отдал ей более 10 лет работы. Серия была представлена в разделе книжной графики на выставке «Большая Волга» в 1964 году, возвращался к ней Богомолов и позже. В 1968 году А.А.Богомолов начал работу над серией линогравюр и гуашей «Ленинград в блокаде», отразившей детские воспоминания художника (фото 2 к части 1). Много почерпнул он, читая исторические книги, воспоминания, документы. За десять лет было создано более 20 листов – пронзительных, одновременно простых и глубоко трагичных. Естественным для художника было и обращение к ленинской теме. Анатолий Анатольевич дополнил серию «Семья Ульяновых», над которой работала его жена. В 1966-1967 году им создано семь линогравюр. «Гимназист Володя Ульянов на Венце, братья Саша и Володя у костра на Волге, Илья Николаевич на строительстве сельской школы, в инспекторской поездке; драматические листы – Александр Ильич в Петербурге, свидание Марии Александровны с сыном…». Наиболее удачной из этой серии была признана линогравюра «Александр Ульянов в Петербурге» (1967), которая экспонировалась в Ульяновском художественном музее. А.А.Богомолов – многожанровый художник. Среди его работ преобладают пейзажи. «Кроме того, Богомолов охотно обращается к натюрморту. Большой выразительностью отличаются немногочисленные портреты, например, портрет скульптора Р.Айрапетяна, пастель, 1965» (Н.Храмцова, 1967) «Богомолов – пейзажист. Но в его картинах много людей. Это и молодая мать среди зеленеющего поля, и сильные, красивые яхтсмены, и нежная, как серебристая гладь Волги, девушка у пустых лодок. Когда я спросила о планах, Толя признался, что мечтает писать портреты, что люди у нас такие интересные, и молодежь такая хорошая…» (Л.Щекотова, 1968) Разнообразна и техника, которую использовал художник. Линогравюра, ксилография, офорт, пастель, акварель, гуашь, масло… Оставил свой след Богомолов и в монументальной живописи. Он был участником многих областных выставок, а также выставок «Советская Россия» (1960), «Большая Волга» (1964), «Художники Поволжья» (1965) и др. С 1960 года являлся кандидатом в члены Союза художников СССР, в 1975-м стал членом Союза художников. Анатолия Анатольевича Богомолова не стало в 2001 году. Екатерина Артемьевна почти до наших дней – пока позволяли силы и здоровье – продолжала заниматься творчеством, участвовала в выставках, принимала участие в работе регионального отделения Союза художников. Сын Богомоловых, Роман Анатольевич, по стопам родителей не пошел: стал математиком, преподавателем вуза. Помогали увлечения, которых за свою жизнь художница испробовала немало: фотография, киносъемка, шитье, вязание, обязательно – чтение. Дома у Богомоловых всегда было много животных. Держали собаку, кроликов, хомяков, перепелов, певчих птиц, множество аквариумов – хозяйка сама их клеила. Екатерина Артемьевна даже занималась скрещиванием разных видов птиц, например, щегла и канарейки. Е.А.Богомолова: «Раньше у нас было много разной живности. Мне всегда хотелось иметь в доме представителей всех стихий: земли – это моя собака, боксер по кличке Арчибальд, воды – рыбки, воздуха – птицы. По духу мне ближе всего птицы, люблю их пение, за ними очень интересно наблюдать. Сейчас у меня живут два попугайчика и пять перепелов, а раньше птиц было намного больше» (2002) В заключение – слова самих художников о своем понимании жизни и творчества. Е.А.Богомолова: Источники:
|
|