Центр стратегических исследований Ульяновской области проводят 21-22 апреля 2020 года II Международный форум историков, философов и публицистов приуроченный к 150-летию со дня рождения В.И. Ленина.

До 22 апреля мы постараемся с разных интересных сторон показать тот противоречивый образ, который сложился на протяжении истории XX-XXI веков.

Образ Ленина – «вождя мирового пролетариата», «гениального стратега» и одновременно «самого человечного человека» стал своеобразным трендом в советской педагогике. Он формировался очень умело. Дети в СССР взрослели вместе с Лениным. Историю страны они познавали через биографии её вождей. Маленький Володя Ульянов входил в жизнь советских ребятишек в раннем детстве. И он был таким же, как они: умный, подвижный мальчик, любивший пошалить. Но он никогда не обманывал (или сразу признавался), был честным и справедливым, умел признавать свои ошибки, помогал няне по дому… Володя очень любил читать, был любознательным, стремился любое дело сделать хорошо. Так постепенно создавалась советская лениниана, которая формировала желаемый облик подрастающего советского поколения и в то же время делала образ Ленина близким, понятным и симпатичным для детей.

Известная в 1930-е гг. детская поэтесса Маргарита Ильинична Ивенсен написала:

Когда был Ленин маленький,

Похож он был на нас,

Зимой носил он валенки,

И шарф носил, и варежки,

И падал в снег не раз.

Любил играть в лошадки,

И бегать, и скакать,

Разгадывать загадки,

И в прятки поиграть.

Когда был Ленин маленький,

Такой, как мы с тобой,

Любил он у проталинки

По лужице по маленькой

Пускать кораблик свой.

Как мы, шалить умел он,

Как мы, он петь любил,

Правдивым был и смелым –

Таким наш Ленин был.

(Мы Ленина любим: Рассказы, стихи и песни о Ленине для дошкольного возраста / сост. С. Альхимович, А. Барановская, О. Регель.  Минск, 1971. С. 11.)

А детский фольклор отреагировал на это стихотворение общеизвестными строками: «Когда был Ленин маленький с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной».

Детская лениниана включала не только богатую педагогическую литературу, но живописные и скульптурные произведения, фалеристику, филателию и филокартию.

Основоположником детской ленинианы считают художника И.К. Пархоменко (1840–1940). Именно он уже в 1920 г. создал иконографический образ Ленина-ребёнка (1) в портрете, написанном с фотографии Е.Л. Закржевской четырёхлетнего Володи с сестрой Олей (2). В изображении Пархоменко Ильич, по сравнению с фотографией, повзрослел и поумнел. Он смотрит в глаза зрителя как-то очень вдумчиво и требовательно. Именно это изображение Ленина стало основой для тиражирования на октябрятской звёздочке (3, 4). Первые отряды из младших школьников появились в 1923 г.  Эскиз нагрудного значка для «внучат Ильича» был настолько удачным, что после незначительных изменений 1958 г.  он больше не менялся. Выпускалось два вида значков: металлические и пластмассовые. В прибалтийских республиках художники добавили для «своих» октябрят по трилистнику между лучами звёздочки и надпись вокруг фото на родном языке «Октябрята – внуки Ленина» (5).

Смерть Ленина в 1924 г. вызвала всплеск символизации его фигуры в Советской России.   Его культ стал формироваться целенаправленно. Началось массовое переименование населённых пунктов, улиц и площадей, учреждений и предприятий. Повсеместно воздвигались памятники, печатались плакаты, изготавливались гипсовые бюсты, памятные медали, писались многочисленные книги о Ленине: воспоминания, рассказы, повести.

Эти процессы очень быстро стали направляться и контролироваться коммунистической партией.  27 июня 1924 г. был издан декрет ЦИК СССР о порядке воспроизведения и распространения бюстов, барельефов, картин и т.п. с изображениями В.И. Ленина. 15 марта 1925 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР издал декрет «О порядке распространения изготавливаемых жетонов, флажков, портретов вождей и благотворительных марок».

Была создана Комиссия по увековечению памяти В.И. Ленина, главной задачей которой являлось обеспечение идеологической чистоты образа. На напечатанном в типографии им. Володарского в Ленинграде портрета «В.И. Ленин в детстве» художника И. Бродского (написан в 1924 г.)  указано, что он одобрен этой комиссией (6).

В 1927 г. была напечатана массовым тиражом почтово-благотворительная марка с изображением маленького Ленина, для которой художник В. Куприянов использовал всё ту же старую фотографию Закржевской (7). Она положила начало детской филателистической лениниане (8).

Но в целом живописные изображение маленького Володи не балуют разнообразием. Они все написаны с одного портрета. Однако отличаются некоторыми трактовками образа. Так, Ленин Бродского в цветной рубашке на фоне среднерусского пейзажа не по годам серьёзен и даже немного мрачен.

Советская педагогическая наука разработала методику того, как надо было строить учебный процесс при изучении изображений вождя в детстве. Была выпущена методичка с вопросами и правильными ответами на них:

– Сколько лет можно дать Володе на этом портрете? (Четыре-пять).

– Какие игры он больше всего любил? (Шумные).

– Можно ли сказать, что в детстве Володя был смелым и решительным мальчиком? (Можно).

– Как Володя поступал с игрушками? (Он ломал их, чтобы узнать, как они устроены).

Наряду с живописными изображениями маленького Володи Ульянова появляются и его скульптурные портреты.

Первым можно считать работу «В.И. Ленин в детстве» Н.В. Томского.  В 1925 г. он создал первое портретное произведение – бюст, выполненный профессионально, грамотно и получивший хорошую оценку учителей. Бюст экспонировался на выставке, посвящённой первой годовщине со дня смерти В.И. Ленина, а затем был приобретён Государственным музеем революции в Ленинграде (сейчас это Музей политической истории России, Санкт-Петербург).  Есть фотография бюста, созданного в 1920-е гг., но без указания автора. Возможно, это работа Томского (9).

В 1936 г. художницей Т.В. Руденко-Щелкан была создана скульптура маленького Ильича, опирающегося на книжки. Она стала основой для массового тиражирования. Сама скульптор так описала свою работу в интервью, данном в апреле 1983 г.:

«Я много работала над точностью, выразительностью, подлинностью образа.   Изучала документы и фотографии, не раз ездила в Ульяновск. Выбрала мальчика, который, как мне казалось, мог быть очень похож на жизнерадостного, любознательного, непоседливого Володю Ульянова. Я шила ему рубашечки из разных сортов ткани, но все получалось не то – то складки слишком мятые, невыразительные, то грубые и плотные, как из камня. Наконец сшила из чесучи, задрапировала под поясок – и все прекрасно получилось. Мне хотелось в образе Ленина в детстве передать и его весёлость, детскую непосредственность, и необыкновенно пытливое выражение, и светлую мысль, которая уже в раннем детстве так отличала Володю от сверстников. Мне, конечно, хотелось совместить живой жизненный образ с идеалом».

Статуя была выполнена в натуральную величину – 125 сантиметров. Гипсовые копии этой работы мы можем до сих пор видеть в музеях, а также в садах и скверах многих городов и сёл России (10). Стояла такая скульптура и в Ульяновске в Колючем садике, там, где сейчас стоит памятник И.Я. Яковлеву (11).

С 1936 г. распространялись также настольные гипсовые и бронзовые (Кусинского завода) копии этой работы (12).

Здесь есть небольшая интрига. В книге К. Богданова «Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры» даётся совсем иное описание работы Руденко-Щелкан «Ленин в детстве» (1936 г.): «Работа Руденко-Щелкан, законченная ею в 1936 г., представляет Ленина-ребёнка сидящим и читающим книгу. Изображение головы и лица Володи при этом динамически «оживляет» все ту же детскую фотографию четырёхлетнего Ильича: будущий вождь революции сосредоточенно вчитывается в большую книгу, которую он придерживает перед собою на колене и вместе с тем всем своим видом – решительностью наклонённой головы и слегка отставленной вперёд ногой – создаёт впечатление, что за чтением последует столь же решительное движение вперёд – навстречу (как надо думать) жизни, революции и будущему Советского государства. При участии искусствоведа Б.А. Бессарабова статуя Руденко-Щелкан была отправлена в Москву, где художественный совет в составе В.И. Мухиной, И.Д. Шадра, З.М. Виленского и Г.И. Мотовилова предложил включить скульптуру, выполненную в мраморе, в постоянную экспозицию Центрального музея им. В.И. Ленина и организовать её массовое производство. С этого времени маленький Ленин начинает своё победное шествие по стране в скульптурных копиях, украсивших собою общественные здания, а также ландшафт городов и сёл Советского Союза».

Думаю, что автор ошибся в описании скульптуры. Во-первых, в собрании Центрального музея им. В.И. Ленина была представлена другая работа, о чём мы можем судить   по иллюстрации к книжке С. Михалкова «В музее» (13). Во-вторых, на фотографии рабочего момента Руденко над статуей изображён именно стоящий мальчик со стопкой книг (14). В-третьих, именно эта работа была наиболее тиражируемой и украшала «общественные здания, а также ландшафт городов и сёл Советского Союза».

Есть еще одна грань этой интриги. Не менее распространённой была в СССР также скульптура, где Володя Ульянов держит книги подмышкой. Авторство   ошибочно приписывают Т.В. Руденко-Щелкан. На самом деле, работу создала талантливая скульптор З.В. Баженова (1882–1961), автор пяти аллегорических фигур («Латвия», «Узбекистан», «Казахстан», «Азербайджан», «Туркмения») для фонтана «Дружба народов» на ВДНХ. «Баженовский» мальчик был «в высоких сапожках, с одной рукой, заложенной за поясок рубашки, и с книжкой в другой». Работа, созданная в 1940 г., была признана удачной и разошлась по всей стране (15).

Одной из версий маленького Ленина с книжкой стала фарфоровая статуэтка, выполненная в 1951 г. скульптором Ленинградского фарфорового завода С.Б. Велиховой и также ставшая очень популярной как украшение интерьера.    Володя   здесь не будущий революционером, а милый мальчик, который «тычет в книжку пальчик» (В. Маяковский) (16).

Много рисунков, на которых запечатлен маленький Володя и Володя-гимназист, созданы одним из лучших советских графиков Н.Н. Жуковым. Его детская лениниана трогательная и романтичная. (Интересный момент – Жуков также является автором эскиза знаменитой коробки папирос «Казбек», на которой храбрый джигит в папахе скачет на фоне снежных горных вершин).

Авторы живописной и портретной детской ленинианы акцентировали особое внимание на любовь Володи Ульянова к книге, к чтению, которую ему привили в семье (17). Пожалуй, это единственная характерная черта маленького мальчика, которая закреплена почти во всех изображениях. Ведь в таком возрасте ещё невозможно увидеть будущего «вождя мирового пролетариата». Он такой же, как ребятишки, которые читали книжки о его детстве.

Лит: Байнов Л. П. Художники Челябинска. Челябинск, 1979; Богданов К. Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры. М., 2009; Кудзоев О., Ваганов А. Скульптурная летопись края. Челябинск, 1989.

Иллюстрации к статье.


В.И. Ульянов (Ленин) в возрасте 4-х лет.
Худ. И.К. Пархоменко, 1920 г. ГИМ.


Володя Ульянов с сестрой Олей.
Фотоателье Е.Л. Закржевской. Симбирск, 1874 г.


Октябрятская звёздочка.
Макет Н.В. Томского, 1928 г.


Октябрятская звёздочка.
Обновлённый макет, 1958 г.


И. Бродский В.И. Ленин в детстве, 1924 г.
(плакат, 1925 г.)


Беспризорным детям: Ленин в детстве. Почтово-благотворительная марка, 1927 г. Худ. В. Куприянов


Памятники Володе Ульянову по модели Т.В. Щелкан-Руденко в городах России


Памятник «Ленин в детстве» по работе Т.В. Щелкан-Руденко в Колючем садике в Ульяновске, 1957 г. (http://leninstatues.ru/photo/3618/ulyanovsk-kolyuchiy-sad)


«Ленин в детстве». Кусинский завод архитектурно-художественного литья, 1936 г.


Т.В. Щелкан-Руденко.   «Ленин в детстве».
Экспозиция Центрального музея В.И. Ленина


Из книги Байнова Л.П. Очерки истории искусства Южного Урала, Челябинск, 2007 г.
(работа Т.В. Щелкан-Руденко над статуей, 1936 г.)


«Ленин в детстве». По работе З.В. Баженовой, Москва


Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова по модели заводского скульптора С. Велиховой, 1951 г.


Володя Ульянов и книга. Лениниана художника Н.Н. Жукова

Материал подготовила Ведущий специалист Центра развития истории и культуры региона АНО «ЦСИ Ульяновской области», к.и.н., Т.Б. Качкина.