В конце прошлого года в Ульяновской области было объявлено о создании Агентства здорового и социального питания. Его эксперты уже активно включились в работу. Руководитель Агентства принял участие в заседаниях Комитета по образованию Государственной Думы по вопросам бесплатного питания школьников, ряд предложений Ульяновской области федеральные эксперты взяли в работу. 14 января в Ульяновске прошло совещание под руководством губернатора региона Сергея Морозова, на котором руководители сразу трех федеральных ВУЗов, ведущих проблематику школьного питания в стране, высоко оценили опыт Ульяновска по организации школьного питания и изъявили готовность принять участие в создании научно-образовательного центра «Здоровое питание» на базе нашего региона. Уже на следующий день актуальность этой темы была подтверждена на самом высоком уровне. В Послании Президента Федеральному собранию Владимир Путин поручил организовать бесплатное питание школьников, начиная с сентября 2020 года, а до 2023 года полностью технически подготовить все школы страны к этому процессу.

Нужно отметить, что в Ульяновске вообще решили передать выбор организаций питания под самый жесткий контроль самих родителей. Это решение очевидно, потому что главные потребители – это учащиеся и родители, которые оплачивают эту услугу за счет своих средств, а не бюджета.

Подробности рассказывает руководитель Агентства Алексей Волков.

— Чем сегодня занимается ваше Агентство?

— Основная задача Агентства здорового и социального питания Ульяновской области – формирование навыков здорового питания в целом. Поэтому наряду с совершенствованием системы социального питания в учреждениях, где за него несет ответственность государство, мы занимаемся вопросами, касающихся обеспечения населения качественным питанием. Кстати, эти вопросы отображены в новой доктрине продовольственной безопасности, которую утвердил Президент несколько дней назад. Поэтому для нас важны как рационы питания, так и качество продуктов. С одной стороны, мы работаем над пропагандой здорового питания в семьях, а с другой – контролируем и качество продуктов, которые эти семьи покупают в магазинах и торговых точках. И могу сказать, что по качеству у нас возникает целый ряд вопросов. Мы проводим мониторинг жалоб, которые поступают в наш адрес на продукцию, которую покупают люди в магазинах. Их можно направлять на нашу электронную почту azsp73 @ mail.ru.

– К каким сетям вопросов больше?

– К сожалению, больше к местным, чем к федеральным. К концу следующего месяца мы опубликуем первые рейтинги.

– А какая работа ведется по пропаганде здорового питания?

Агентством сейчас ведется работа по систематизации практик по пропаганде здорового питания. Наработки есть у операторов, у самих школ, в муниципалитетах. Мы также подключили к этому вопросу региональный центр общественного здоровья, к задачам которого также относятся вопросы здорового образа жизни граждан. Федеральные эксперты также готовы участвовать в этой работе. Все эти практики в итоге будут сведены в отдельную программу. Кроме того, мы объявим грантовый конкурс на разработку цикла лекций. В рамках конкурса мы оценим компетенцию и предложения претендентов и выберем того, кто нам эти лекции разработает. По окончании работ мы передадим их во все образовательные организации региона. Предложения о тех, кто хочет участвовать в конкурсе, уже можно направлять на наш электронный адрес azsp73 @ mail.ru.     

– Насколько Ульяновская область готова к выполнению поручения Президента по обеспечению школьников бесплатным питанием?

– Губернатор Ульяновской области уже давно заявлял, что наша область должна стать одним из первых регионов, который полностью выполнит поручения Президента. И для этого проводилась большая подготовительная работа. В Ульяновской области разработан региональный закон и эффективный механизм компенсации затрат родителям на питание школьников, имеется порядок, по которому именно родители выбирают ту организацию, которая будет обеспечивать детей питанием. Основная проблема сейчас – это состояние обеденных залов и пищеблоков. Как отмечал Президент, не все школы к этому готовы.

– В чем заключается эта проблема?

– Важная проблема, которая на протяжении многих лет не поднималась — то, что большинство наших школьных пищеблоков не может работать на сырье. По правилам в них нужно привозить уже очищенные овощи, мясные изделия высокой степени готовности и так далее. Это особенность проектирования советского периода: школы строились с учетом того, что если в учебном заведении больше четырех параллелей, пищеблок проектируется только как доготовочный. В Ульяновске, например, большинство пищеблоков – это именно доготовочные, где работать на сырье нельзя. Чтобы работать с сырьем, нужны дополнительные производственные помещения и мощности. К сожалению, полностью готовые пищеблоки имеются только в тех школах, которые построены при губернаторстве Сергея Морозова.

– Как этот вопрос будет решаться?

Один из вариантов – за счет заключения долгосрочных договоров с операторами, фактически, в обмен на модернизацию пищеблоков и выстраивание полноценной производственной цепочки. Например, в Ульяновске новое положение позволяет это эффективно сделать.

— В обсуждении этого документа в Сети высказывались мнения, что предъявление требований может ограничить рынок социального питания, а заключение договоров на срок до 15 лет кажется кому-то слишком большим.

– Из тех заявлений, которые мне приходилось видеть, в том числе, и в региональный ФАС, видно, что они либо сильно политизированы, либо люди просто не читают документы.

Во-первых, срок договора определяет само образовательное учреждение. Если у школы хороший, не требующий ремонта пищеблок, современное оборудование и вложения не нужны, можно заключить контракт и на меньший срок. Но если же нужны кардинальные перемены, ремонт в обеденном зале и пищеблоке, замена оборудования, это потребует не только определенных затрат со стороны оператора, но и времени. Для бизнеса важно иметь возможность заключать среднесрочные и долгосрочные контракты: тогда будет стимул оказывать услуги качественно, инвестировать собственные средства в модернизацию отрасли. Это повысит эффективность частно-государственного партнерства и улучшит качество питания.

Гражданский кодекс предусматривает, что срок, на который заключается договор,  может быть в принципе любым. Этой же позиции, что предельный срок законодательно не ограничен, придерживается и ФАС РФ. Таким образом, он формируется исходя из потребностей каждой школы.

Во-вторых, документ предусматривает возможность расторжения договора с любым оператором также по мнению родителей.

Что касается требований, они очевидны. Никто из нас не хочет, чтобы детей кормили люди, не имеющие специального поварского образования, или чтобы подготовка продуктов для этого производилась в помещениях, не соответствующих санитарным нормам. Все-таки конкуренция в питании должна быть между организациями, имеющих соответствующую квалификацию.

– Такая процедура выбора операторов питания – это ульяновское нововведение или еще где-то проводится подобная процедура?

– Тут нужно отметить важный аспект. За питание детей в школе платят сами родители за счет собственных средств, причем платят не школе, а напрямую, оператору питания. То есть у самой школы не возникает каких-то финансовых обязательств за счет бюджетных средств перед оператором питания, а, значит, эти услуги нельзя расторговывать в рамках закона о контрактной системе. Заключение договоров на организацию питания регламентируется Гражданским кодексом. Если просто – школы могут сами заключить договор с любой организацией или предпринимателем без проведения каких-либо конкурсных процедур. Такой подход используется на протяжении многих лет в Самаре, с прошлого года на такую же систему перешел Нижний Новгород, есть еще ряд регионов, где используется такой механизм.

Но мы понимаем, что если нам нужно качественное и безопасное питание, на уровне региона и муниципалитета необходимо принимать нормативные документы, которые упорядочат процесс заключения договоров, будут предъявлять определенные требования к оператору и позволят родителям принимать в выборе участие.

— Согласно постановлению, выбирать оператора питания теперь будут родители школьников. Как именно это будет происходить?

— Процедура следующая. Есть требования, которые предъявляются к организации: количество персонала, опыт, отсутствие задолженности и так далее. После подачи заявки школа проверяет, имеет ли претендент достаточные компетенции и доводит эту информацию до родителей, которые уже и принимают решение голосованием. Победитель должен набрать не меньше 51% голосов. Соответственно, именно родители будут принимать решение и о расторжении договора, если оператор будет кормить плохо — опять же, большинством голосов.

— Считаете, это правильное решение?

— Да. Главный потребитель — это они, учащиеся и родители. Именно родители оплачивают питание своих детей. И логично, что они должны иметь решающий голос, это вопрос их прав. Высказывались опасения, что таким образом школы переложат всю ответственность за качество на родителей. Но это не так. У школы и ее директора по закону «Об образовании» остаются все полномочия и обязанности по контролю за деятельностью операторов, за качеством питания. Только теперь у них появляются полноценные помощники в лице родителей, и оператору придется гораздо тщательнее работать с родителями, слушать их, принимать во внимание все замечания. Ведь в любой момент, еще раз это подчеркну, именно родители смогут этот договор расторгнуть.