8 января мы отметим День российской науки. Наш регион из года в год наращивает свой научный потенциал, расширяет перечень инновационных проектов. Но наука стоит на людях, чей невероятный ум способен делать наш мир комфортнее, лучше, интереснее и безопаснее. Одним из таких людей в Ульяновске является ведущий инженер ульяновского филиала Института радиотехники и электроники (УФИРЭ) имени В.А. Котельникова РАН Азат Низаметдинов, который разрабатывает различные аппараты, установки и приборы для предприятий Ульяновской области и даже соседних регионов.
Свою деятельность Азат начал еще во время своей учебы в УлГТУ на кафедре «Радиотехника, опто- и наноэлектроника» с небольших и незамысловатых проектов, постепенно переходя на более и более серьезные.
— А вообще начинал я еще в детстве с отцом, когда перебирали с ним двигатели, занимались ремонтом. Папа у меня из медицинской сферы, но жили мы в селе Беловодье в Карсунском районе, а там приходилось быть на все руки мастером, — делится радиотехник.
Позднее он попал в лабораторию ульяновского Института радиотехники, куда в итоге и приходил со своими идеями и воплощал с помощью старших сотрудников. Уже несколько лет Азат продолжает деятельность от лица своего малого инновационного предприятия, которое занимается научными исследованиями и разработками в области естественных и технических наук.
Из последних разработок – установка для проверки розеток на финальном этапе производства, заказанная ульяновским предприятием. Необходимо, чтобы розетки точно соответствовали требованиям безопасности для детей (наличие внутри отверстий крепких шторок, которые открываются только при минимальном усилии в четыре килограмма и при одновременном нажатии).Также проверяется то, насколько сильно розетка греется в процессе использования, чтобы не позволить ей испортить электроприборы. Сейчас проверка осуществляется ручным способом, а специальный аппарат позволит автоматизировать процесс. Вдобавок ко всему, такой способ позволит исключить человеческий фактор – данные о том, что конкретная розетка не соответствует одному из параметров, фиксируются компьютером, подменить их уже будет нельзя, а изделие отправляется в отсек с браком.
— Любой проект – это прежде всего командная работа. В нашей команде шесть человек и каждый вносит свой вклад как в разработку проекта, так и в его воплощение. С нами активно сотрудничают предприятия, и думаю, большое наше преимущество в том, что мы стараемся выполнить задачу максимально эффективно за меньшие финансовые затраты, — говорит изобретатель.
Еще во время своей долгой учебы на бакалавриате, потом магистратуре, а затем – аспирантуре, Азат занимался разработкой переносного ультрафиолетового светодиодного облучателя (ПУФСО) для работы с определенными полимерами, которые застывают при воздействии на них таких лучей. Разработанный им экспериментальный образец успешно прошел испытания. Изобретение можно использовать при проведении ремонтно-восстановительных работ на объектах коммунально-бытового хозяйства, ремонта в полевых условиях корпусных деталей, трубопроводов и бытовой техники.
— Собрали мы его очень быстро из подручных материалов без каких-то финансовых затрат, — рассказывает Азат. – А потом уже на его основе мы создали более усовершенствованную модель. Есть такие стационарные установки на заводе для облучения больших деталей. А мы, грубо говоря, сделали ручной фонарик, способный помочь в устранении той же протечки труб.
Команда изобретателей Института радиотехники и электроники бралась за любую работу, даже ту, с которой ранее никогда не сталкивались. Однажды они взялись за ремонт установки на моторном заводе, которая закаливает высокой частотой шейки коленвалов в двигателе. Периодически она сбоила и, как к радиотехникам, сотрудники предприятия обратились за помощью.
— Мы, конечно, сказали, что все можем, серьезно кивали головой, но понимали, что в жизни таким не занимались, — делится Азат. – Ничего, собрали, отвезли. Удивительно, но работает до сих пор и все в порядке! Для еще одного ульяновского предприятия я, например, автоматизировал стенды, что позволило мне серьезно попробовать себя в программировании, на которое до этого времени я не делал серьезный упор. Я всегда люблю пробовать что-то новое, погружаться в новую научную область.
Буквально на днях сотрудники УФИРЭ занялись областью медицины, а конкретно — созданием новой усовершенствованной искусственной кожи:
— У нас в Ульяновске выращивается такая кожа, но к нам обратились медики с просьбой проэксперементировать в этой области, — объясняет Азат. – При создании искусственной кожи на так называемые скаффолды — клеточные матрицы, засеиваются клетки кожи в определенном порядке. Я не очень силен в биологии, поэтому сам процесс для меня сложен, но принцип я понимаю. Но дело в том, что именно эти скаффолды не пропускает достаточно воздуха, кожа не дышит и часть ее в итоге отмирает.
Для решения этой проблемы есть идея начать распылять исходное вещество на специальный барабан с помощью иголки, между которыми высокое напряжение. За счет электрического поля капля, выходящая из иглы, вытягивается в нитку, а затем делится еще на множество нитей теоретически в размере от десяти до двухсот нанометров. Получается микроскопическая сетка, которая прекрасно пропускает воздух.
— Пока мы сделали пробный вариант с использованием раствора поливинилового спирта. Безусловно, это пока очень далеко от того, что хотелось бы получить и естественно то, что мы пробуем пока, не подойдет для медицинских целей, — пояснил ведущий инженер Института радиотехники и электроники. – Позднее нам подготовят специальный раствор, который мы будем пробовать распылять и потом засеивать кожу. Если получится, то начнется новый этап разработки. Как правило, всегда все научные открытия начинаются с чего-то подобного. Взяли, попробовали, испытали. Посмотрим, что будет дальше.
Безусловно, умные, пытливые и изобретательные специалисты ценны везде: и в нашей стране, и за рубежом. Азат признается, что заманчивые предложения о работе в других более крупных городах ему поступают, но пока он не намерен уезжать:
— Здесь [в УФИРЭ] мне многое дали, в меня поверили, от меня зависят некоторые люди. Я считаю, что еще не отплатил сполна тем, с кем я работаю, еще не все сделал здесь. Поэтому из родного края уезжать еще не планирую, будем стараться делать что-то полезное и хорошее здесь, в Ульяновске.
очевидец
Да нет никакой российской науки, есть мутные схемы по отмыванию денег через псевдонаучные проекты.
7
Да вы рак-то не умеете диагностировать, тем более лечить
Беззубый
Какой на х.. рак??? Стоимость лечения зуба от кариеса-по цене подержанной иномарки!! И без гарантии.
Rts
Молодцы ребята, не сидят без дела!
китайцы построили
За 2 недели больничку. Япы и корейцы делают цифру, роботы, не те, что у нас заменяют лего, с чужими детальками, а настоящие. Немцы делают машины. Англы и саксы – паровозы, те де машины. Зато мы: артисты, писатели, поэты, музыканты, политологи, юристы, экономисты, футболисты и зодим в театр всей семьёй. Как думаете,уже понятно, какую нишу мы зацмеи в мире уже через 10-20 лет? Или кто – то надеется, что без труда нам так и будет на сковородку прыгать рыбка из пруда?
Однопартийцам
А гость в 10.00 прав. Что заметил. Приезжает например кто то из власти в село и мы бодро начинаем рапортовать о наших творческих успехах, заметьте не о трудовых.
Неугомонный Дед Соколов
Статья от 8 февраля, а первое предложение начинается “8 января…” – Разберитесь!
Один пример развития науки
30 лет назад на ул.Октябрьской делали в промышленных масштабах лазеры. Как в Звездных войнах. А сейчас – фанфурики.
О чём можно дальше говорить?!
Ветеран
А на Мсковском шоссе- станки с ЧПУ для заграницы, на Крымова – части для космических кораблей и далее по списку…
Mylnicoff
8 февраля, накрыв стакан кусочком хлеба, мы отметим День российской науки. Светлая ей память…
Александр
На фото какой то китайский фотоаппарат с какой то приблудой. Это наверное облучатель made in Russia.
Альберт
Ультрафиолетовый фонарик с таймером – это прорыв, это круто.