Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer” В продолжение темы о нынешнем печальном положении здания филармонии вспомним коротко об истории этого замечательного памятника архитектуры. Борис Васильевич Аржанцев: «В южной части бульвара Новый Венец, у самой кромки косогора, стоит двухэтажное белое здание областной филармонии. Открытое со всех сторон порывам волжского ветра, оно на фоне неба действительно кажется «Ласточкиным гнездом», прилепившимся на краю гигантского обрыва… На этом месте и прилегающей территории в 1873 года был разбит Владимирский сад, названный по имени симбирского губернатора графа Владимира Владимировича Орлова-Давыдова и из-за находившейся рядом «Владимирской» (в его же честь) водопроводной башни. Общественное собрание (позже Клуб соединенного общества) существовало в Симбирске с середины XIX века. Его членами являлись чиновники средней руки, мещане, мелкие торговцы и др. «Разночинный» клуб, объединявший горожан разного достатка, был своеобразным противовесом сословным Благородному и Купеческому собраниям. Члены клуба проводили концерты, музыкальные вечера, благотворительные спектакли, обеды и ужины и т.п. Для проведения этих мероприятий требовалось помещение. В 1897 году Симбирское общественное собрание обратилось в городскую думу с просьбой сдать ему в аренду участок в северо-восточном углу Владимирского сада площадью 6 тысяч кв. сажен. В верхней части сада была оборудована огороженная «клубная» площадка для собраний и отдыха. В том же году здесь построено временное летнее деревянное здание Клуба. В декабре 1907 года в городскую думу поступило прошение Общественного собрания о приобретении участка в 250 кв. сажен на Новом Венце для строительства здания, «которое удовлетворяло бы целям летнего и зимнего пребывания членов собрания» и служило бы интересам «всех сословий, всех классов города, вытекающих из интеллигентных потребностей горожан». «Новое здание клуба должно явиться украшением города. Притом оно будет расположено на видном месте города, куда всех горожан с ранней весны тянет вид на Волгу и чудную даль. … Нигде в Симбирске нет такого чистого и здорового воздуха, как на Венце» Городская дума согласилась продать участок с условием «устроить за счет клуба против своего места мостовую в 4 сажени шириной с тротуарами и содержать их в исправности и чистоте». На средства Клуба был также перенесен ближе к водопроводной башне вход во Владимирский сад, сделаны новые ворота, ограда и аллея, ведущая к фонтану. Первоначально планировалось построить наполовину деревянный дом, но строительная комиссия Общественного собрания в апреле 1908 года постановила «возвести сплошь каменное здание». Уже тогда высказывались опасения по поводу «способности к сползанию берега Волги». По этой причине здание было построено несколько дальше от кромки обрыва, чем планировалось сначала. Проект дома Общественного собрания разработал гражданский инженер и архитектор Федор Осипович Ливчак. Строительство велось в 1909-1910 годах. Главным помещением стал освещенный «с двух сторон и в два света» зал с хорами и сценой, предназначенный для проведения музыкальных и танцевальных вечеров, спектаклей, лекций, выставок. Несомненно, в основе проекта лежала идея Народного дома – общедоступного культурно-просветительского учреждения, получившего распространение в России в начале ХХ века. По своему внешнему облику здание стало в Симбирске одним из лучших образцов неоклассицизма с элементами модерна. Б.В.Аржанцев: «Наибольший интерес во внешнем облике представляет главный фасад, ориентированный на пешеходные дорожки бульвара. Асимметрично построенный фасад в целях ансамблевого единства с ближайшей застройкой решен в неоклассических формах с использованием руста, колонн, пилястр, антаблемента, треугольного фронтона, а также трехчастного арочного окна в башне. В апреле 1919 г. в бывшем здании Общественного собрания открылся Народный дом имени Я.М.Свердлова. При нем работали народная консерватория, драматическая студия, различные кружки, библиотека-читальня, Центрокино, Центросад, курсы ликбеза. Позже Народный дом был преобразован в Дворец рабочей культуры, открыт кинотеатр «Красная звезда». С июня 1936 года в здании на Венце размещалась швейная фабрика № 5. В годы войны на предприятии шили шинели, ватники, гимнастерки для фронта. В 1945 г. фабрика № 5 объединена со швейной фабрикой имени Горького, размещавшейся на улице Радищева, в бывшем здании училища М.В.Лебедева. Освободившееся здание было передано областной филармонии. В конце 1940-х проведен капитальный ремонт, в ходе которого в здании вновь появился концертный зал. Евгений Иванович Голенко, главный архитектор области (1946-1965) и города (1946-1950), писал в своей книге «Ульяновск» (1956): «…Следует отметить здание областной филармонии, реконструированное по проекту архитекторов Г.И.Хайтина и А.Н.Антипова. Авторы проекта, оставив без изменения внешнюю архитектуру здания, значительно улучшили планировку и интерьер зала. Реконструированный концертный зал, вместимость которого доведена до 600 мест, по праву считается одним из лучших театральных залов города» (фото 7) За годы своего существования здание не раз ремонтировалось и реконструировалось: в 1920-х, 1940-х, 1970-х годах. С одной стороны, благодаря этому его удалось сохранить, несмотря на эксплуатацию в разных качествах. Но с другой – в результате ряда реконструкций здание в значительной степени утратило первоначальный вид. В 1920-х открытая веранда второго этажа превращена в закрытое помещение. В 1950-х проведена частичная перепланировка, заложены некоторые окна и двери. В начале 70-х здание обросло разномастными кирпичными пристройками, исказившими его облик. Утрачена большая часть внутренних интерьеров. Масштабные и, пожалуй, самые удачные ремонтные работы в здании филармонии проводились и в конце 1970-х годов. «Ульяновская правда» писала 15 апреля 1979 г.: В пустом зале звучал орган. Играли… гаммы. Это звукорежиссер Евгений Шульгин вел настройку электрооргана Ульяновской филармонии. Электрики проверяли светотехнику. Зашли двое. «Садись в конце зала, слушай», – сказал один (теперь уже ясно – певец). Взбежал на сцену, пропел несколько фраз старинной русской песни. «Ну, как?». «Отлично слышно. Прекрасная акустика»… Еще не разостлали ковровые дорожки, в фойе пахло лаком от сверкающего паркета, какие-то шкафы стояли на лестнице и не смыли капли краски на стеклах веранды, но тем ощутимее был дух новоселья. Новоселья, которое переживал старый, заслуженный дом. Это белое строгое здание, выросшее на Венце в начале века, – одна из достопримечательностей нашего города. С ним связана деятельность первого симбирского народного дома, а позже, около сорока лет назад, здесь обосновалась Ульяновская областная филармония. Проект реконструкции филармонии, который предложили сделать институту «Ульяновскгражданпроект», был начат известным ульяновским архитектором С.Н.Титовым, завершать его пришлось архитектору В.Н.Филимонову. Был сохранен внешний вид здания, внутренняя планировка, но интерьеры, концертный зал переделаны полностью в духе современных требований. Пожалуй, самую крупную свою работу в городе выполнило Ульяновское ремонтно-реставрационное управление. Где-то на семьдесят процентов здание было переделано заново. Усилены фундамент и стены, под штукатуркой скрыты сто тонн стальной арматуры, положены железобетонные перекрытия, полностью заменены вентиляция, сантехника, электрооборудование, возведена новая крыша, настлан новый паркет. Работники РРСУ сумели при этом бережно отнестись к дому-памятнику, восстановив первоначальный внешний вид здания. И вот все позади. С директором филармонии Борисом Федоровичем Яворским мы обходим сверкающие мрамором колонн нижнее фойе, уютный, со вкусом отделанный концертный зал, репетиционные, библиотеку нот, комнаты сотрудников. Вскоре в филармонии появился настоящий орган. Помню, какие очереди выстраивались в 80-х за билетами на органные концерты. В зале – яблоку негде упасть… Прошло еще несколько десятилетий. Перед нами со всей очевидностью стоят вопросы, требующие ответа и срочных действий. Быть ли в Ульяновске старинному дому Общественного собрания, одному из лучших украшений города? Быть ли в Ульяновске филармонии, или в «культурной столице» культура – ненужная роскошь? Что вслед за «Ласточкиным гнездом» будет принесено в жертву ползущему склону и бездействию властей? Б.В.Аржанцев: «В связи с активизацией за последние годы оползневых явлений в непосредственной близости от здания филармонии и в других местах волжского косогора, возникает необходимость неотложного изучения этого грозного предвестника и принятия срочных мер по укреплению оползневых зон города». Это написано два десятилетия назад. Архитектор Аржанцев знал, о чем говорит.
|
|
|
Светлана
Слов нет,одни эмоции.Любим мы все разрушать.
СИМ
Даа! Это по-путински!
при царях стояла,при Советах стояла,а при мне кажись сползёт:(
критик
Проще остановить Волгу, чтобы она не подтачивала берег, чем спасти здание. Мемцентр тоже разваливается. И Краеведческий музей – он вообще треснул ровно посередине, и там с потолка постоянно капает, даже широкие белые перила, что на лестнице, ведущей на 2 этаж, сгнили в том месте, где на них попадает вода..
Да?
а чё ж тогда морозов сенгилеевские горы ремонтирует,да строит спорткомплексы в лесах Солдатской Ташлы,а не произведение искусства–краеведческий музей?
Блин
Всё и все уйдут в нихиль, таки что идём гулять и любоваться пока есть чем. Вот например интересный домик