В ходе работы над очередным томом издания «Города и поселения Ульяновской области» сотрудники АНО «ЦСИ Ульяновской области» весной, летом и осенью выезжают для сбора фотоматериала в новую книгу. Мы стараемся заехать в каждый населённый пункт, даже заброшенный. Видим архитектурные памятники прошедших веков, усадьбы, действующие и покинутые храмы, каменные дома зажиточных крестьян начала ХХ века. Но есть населённые пункты, которые достаточно молоды, где нет таких памятников прошлого. И кажется, что не найдётся ничего, чем можно было бы порадовать читателя, каких-то признаков уходящей старины, но в этот момент, обычно, ульяновская глубинка преподносит сюрприз.

Так было и в Инзенском районе, богатом на храмы в отдалённых сёлах (Городищи, Панциревка и др.). Посёлок Глотовка не относится к числу таких старинных населённых пунктов: он является следствием индустриального развития страны. Основан был при железной дороге в 1899 г., церкви не имел, перетягивал на себя не только население соседних деревень, но и перенял название одной из них. С тех времён есть водонапорная башня при станции – и, казалось бы, всё. Но неподалёку, при мемориале ветеранам Великой Отечественной войны установлен необычный экспонат – бронированная машина АТ-П (артиллерийский тягач полубронированный).

Знатоки бронетехники СССР могут указать нам, что эта машина более поздних времён, принята на вооружение в 1954 г., и её нахождение при мемориале ветеранам ВОВ необоснованно. Но позволим себе поспорить с подобным мнением: установка АТ-П на постамент весьма символична, хотя символизм этот получился, возможно случайным. Именно таких машин не хватало СССР в 1941-1945 гг. Предоставим в обоснование слово историкам.

Вот что о роли скоростных артиллерийских тягачей говорит к.и.н. А.В. Исаев:

«Постоянно сравнивают количество танков у нас и у немцев, где мы имели практически пятикратное превосходство. Но ведь можно сравнить и количество скоростных артиллерийских тягачей. Картина получится совсем другая: у нас – ноль, у немцев – вполне достаточно для оснащения всех подвижных соединений… Пока наша артиллерия была еще на марше, немцы, обладая меньшим количеством стволов, «выбрасывали» по нашим позициям, например, в ходе летних боев за Ржев и Сталинград, по 1000 тонн боеприпасов в сутки… Но у нас не было ни времени, ни возможностей, чтобы успеть [разработать и поставить на крупносерийное производство такие машины] к 22 июня. А объективно богатая Германия над проблемой тесного взаимодействия танков, пехоты и артиллерии начала работать еще в начале 30-х годов» [1].

Сколько было техники, подобной более позднему АТ-П, у нашего противника? Возьмём данные только по полугусеничным тягачам, которые уже выпускались к 1941 году, приведя для сравнения и характеристики нашего экспоната из Глотовки.

С 1933 по 1945 гг. было произведено 42615 только полугусеничных тягачей! И каждый из них мог транспортировать орудие, калибром не уступающее танковому орудию РККА в 1941 г., а чаще – превосходящее по калибру. Именно поэтому считать одни лишь танки в противостоящих друг другу соединениях, оценивая события 1941 г., в корне неверно. И это данные без учёта колёсных тягачей, тягачей, изготовленных на базе «Сталинцев» (в обилии захваченных в 1941 г.), полугусеничных машин, запущенных в производство после 1941 г. Тягачей было настолько много, что тысячи шасси Германия смогла направить на переоснащение под бронетранспортёры. Отечественные же разработки пришлось отложить в пользу развёртывания выпуска танков. Поэтому ситуация и в середине войны была в этом отношении не радужная. «Маршал артиллерии H.H. Воронов в своем докладе по итогам Курской битвы даже утверждал, что от 30 до 40 % истребительно-противотанковых полков и бригад имели лишь конную тягу» [3]. Поэтому большое значение имели победы под Москвой, Сталинградом, Корсунь-Шевченковским: помимо человеческих жертв, вермахт лишался в котлах и при отступлении большого количества техники, теряя ресурсы для организации подвижных соединений.

Если обратить внимание на технические характеристики нашего АТ-П, то мы увидим, что Советская армия получила машину, делающую артиллерию мобильной на уровне лучших европейских образцов, а в чём-то и лучше [4]. АТ-П имел противопульную броню, был штатно вооружён пулемётом Горюнова, развивал 50 км/ч при полной загрузке. Тягач получился очень удачный, надёжный: машина была снята с вооружения лишь в 1998 г. Именно такого тягача не хватало в 1941-1945 гг., над подобной машиной работали до войны, но не успели – слишком большим было преимущество у Германии по этому классу разработок.

Экспонат из Глотовки, если достаточно знать о нём, может быть использован для того, чтобы рассказать современникам о том, что такое война моторов, с чем сталкивались наши ветераны, чего им не хватало в бою, как трудно было победить такую технически развитую страну как Германия. Больше информации – значит больше осознанного уважения к подвигу предков, просвещённого патриотизма, а это особенно важно в год 75-летия Победы.

Статью подготовил специалист Центра развития истории и культуры региона АНО «ЦСИ Ульяновской области» Ошкин В.В.

 

Литература.

  1. Интервью А.В. Исаева. 22 июня 2018, Еженедельник «Звезда» https://zvezdaweekly.ru/news/t/2018620447-ZgYiG.html
  2. Всё о Второй мировой. http://wwii.space (Раздел «Трактора и тягачи Германии»)
  3. Исаев А.В. Горячий снег «пакфронта». (https://military.wikireading.ru/40903)

Солянкин А.Г. «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»