20 февраля на площадке региональной Общественной палаты будет обсуждаться создание дизайн-кода Ульяновска. Тему комментирует ульяновский архитектор Олег Владимиров:
В стране есть уже опыт разработки и применения на практике дизайн-кодов – системы документов, регламентирующих рекламу, вывески, витрины в городской среде. В целом, на мой взгляд, это направление регулирования отдельных элементов городского дизайна положительно сказывается на качестве городской среды: визуального мусора становится меньше, а дизайнерские решения более сдержанные.
Постановление правительства Ульяновской области о регламентировании рекламы на объектах культурного наследия, которое упоминал Евгений Сизоненко, действует и приносит определённый результат. Но ряд проблем не дают сформировать (сейчас мы говорим о центре города) гармоничную городскую среду:
1. На центральных исторических улицах города довольно много зданий, которые не являются объектами культурного наследия. На них механизм регулирования Управления по охране ОКН не распространяется. Реклама на таких зданиях приносит максимальный вклад в создание визуального хаоса.
2. Не работает авторское право архитектора. При строительстве новых зданий в исторической среде решения по рекламе, заложенные архитектором изначально в проект, игнорируются. Ни автор проекта, ни Управление по охране ОКН повлиять на ситуацию не могут.
3. У архитектора нет поддержки в виде экспертного мнения архитектурного (градостроительного совета). Согласование рекламы проходит где-то внутри Управления архитектуры и градостроительства в непубличной форме: этот вопрос не считается важным и на обсуждение не выносится. Если же протокол архитектурного совета и будет оформлен, юридически никакой силы он не имеет.
4. В сфере формирования городской среды созданы условия, при которых методично, на системном уровне отбираются худшие, дешёвые и халтурные решения. Халтура при любом сверхжестком регламентировании себе дорогу пробьёт. Регламенты формально будут соблюдаться, а эстетики и культуры мы не получим, потому что профессиональное участие в дизайне городской среды исключено.
5. Установка отдельно стоящей рекламы (билборды, пионы и пр.) вносит свою немалую долю хаоса. Документы, регламентирующие места размещения такой рекламы, не могут учитывать всех нюансов того или иного участка. Управление по охране ОКН рассматривает фасады исторических зданий, но не территорию. Результат такого выборочного контроля очевиден.
6. У нас постоянно обсуждаются и постепенно внедряются методы принуждения (регламенты). О методах стимулирования и поощрения как-то забыли. В этом плане мне интересен вариант методичного улучшения городской среды, описанный в одной из книг Роберты Грац. Такой метод иногда называют градоустройством: создаётся междисциплинарная команда архитекторов, дизайнеров, историков, художников и др. специалистов и в течение нескольких лет эта команда занимается отдельным участком города. Проводит обучающие семинары для жителей, консультирует, разрабатывает раздаточный информационный материал для бизнеса и делает многое другое. Условно говоря, методично “окучивает” (в книге применяется термин градоводство) территорию, стимулирует появление на ней не только качественного дизайна, но и рост малого бизнеса.
7. При введении дизайн-кода на всю территорию исторического центра тотальное регулирование сделает невозможными профессиональные авторские работы по созданию необычных дизайнерских решений. А без таких решений говорить об индивидуальном лице городских улиц сложно. Есть риск потери идентичности.
8. Проблема унификации решений. При разработке дизайн-кодов в разных городах страны применяют один и тот же шаблон (московский). А где же самобытность, учёт культурно-исторического наследия конкретного места в городе? Все города причесать под одну гребёнку? Следовать в русле глобальных трендов или искать свою идентичность на основе своей истории и культуры?
9. Опыт применения ПЗЗ, ППТ и других документов говорит о том, введение дизайн-кода неизбежно будет противоречить ранее принятым документам регулирования в этой области. Очередной административный коллапс? Будут ли согласовано вноситься изменения во все документы? Сильно сомневаюсь.
10. А что делать с ручным управлением? Когда все равны, а кто-то ещё ровнее? Такое управление действует и его никто не отменял.
Вопросов много.
Копирование западного опыта не работает. Видимо нужно осторожно искать свои методы.
Фото с сайта pinterest. com
Гость
“причесать под одну гребенку” – ой боже, что в этой гребенке наберется))
Был когда-то приятный городок, без рекламы, совсем, к этому и надо стремится.
методы Олега Владимирова мы прекрасно знаем !!!
это он изо всех сил помогал DARS перевести ЦУМ в объект культурного наследия, помогает и другим, ему всё равно какой код будет у города, лишь бы ему лично за это платили ?
йа
Напомню, что очень нужна помощь приюту добролапус.ру. Помогите животным выжить!!!
Оракул
“Реклама на таких зданиях приносит максимальный вклад в создание визуального хаоса”. Этка фраза равно относится к улично – дорожной сети, архитектурному облику застройки последних лет, памятниковому зуду и почему флуду. Ах, как же надоели нынешние, власть придержащие.
?
Тряпки на фасадах зданий, нелепые вывески, с нарушениями, назойливая звуковая реклама. Маршрутки. Гололед, грязь, лужи.
Вот и весь дизайн код.
Твою…
Дим, а как же парковки на газонах?
За все хватаетесь и ничего до ума не доводить.
Всегда!!!
…. У колодца мадам Боур была приветствована соседом, Виктором Михайловичем Полесовым, гениальным слесарем-интеллигентом, который набирал воду в бидон из-под бензина. У Полесова было лицо оперного дьявола, которого тщательно мазали сажей перед тем, как выпустить на сцену.
Обменявшись приветствиями, соседи заговорили о деле, занимавшем весь Старгород.
— До чего дожились, — иронически сказал Полесов, — вчера весь город обегал, плашек три восьмых дюйма достать не мог. Нету. Нет! А трамвай собираются пускать!..
Елена Станиславовна, имевшая о плашках в три восьмых дюйма такое же представление, какое имеет о сельском хозяйстве слушательница хореографических курсов имени Леонардо да Винчи, думающая, что творог добывается из вареников, — все же посочувствовала:
— Какие теперь магазины! Теперь только очереди, а магазинов нет. И названия у этих магазинов самые ужасные. Старгико!..
— Нет, знаете, Елена Станиславовна, это еще что! У них четыре мотора «Всеобщей Электрической Компании» остались. Ну, эти кое-как пойдут, хотя кузова та-акой хлам!.. Стекла не на резинах. Я сам видел. Дребезжать это все будет!.. Мрак! А остальные моторы — харьковская работа. Сплошной Госпромцветмет. Версты не протянут. Я на них смотрел…
….Виктор Михайлович уже где-то распоряжался. Ему было не до работы. Он не мог видеть спокойно въезжающего в свой или чужой двор ломовика с кладью. Полесов сейчас же выходил во двор и, сложив руки на спине, презрительно наблюдал за действиями возчика. Наконец сердце его не выдерживало.
— Кто же так заезжает? — кричал он, ужасаясь. — Заворачивай! Испуганный возчик заворачивал.
— Куда ж ты заворачиваешь, морда?! — страдал Виктор Михайлович, налетая на лошадь. — Надавали бы тебе в старое время пощечин, тогда бы заворачивал!
Покомандовавши так с полчаса, Полесов собирался было уже возвратиться в мастерскую, где ждал его непочиненный велосипедный насос, но тут спокойная жизнь города обычно вновь нарушалась каким-нибудь недоразумением. То на улице сцеплялись осями телеги, и Виктор Михайлович указывал, как лучше всего и быстрее их расцепить; то меняли телеграфный столб, и Полесов проверял его перпендикулярность к земле собственным, специально вынесенным из мастерской отвесом; то, наконец, устраивалось общее собрание жильцов. Тогда Виктор Михайлович стоял посреди двора и созывал жильцов ударами в железную доску; но на самом собрании ему не удавалось побывать. Проезжал пожарный обоз, и Полесов, взволнованный звуками трубы и испепеляемый огнем беспокойства, бежал за колесницами….
Не правда ли напоминает нашего деятельного Дмитрия Петровича?????
Almaz Kuchembaev
ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе одним из оснований отмечено нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа оснований для отказа выдать разрешения установку рекламной конструкции
суды даже не пытаются установить этот архоблик, сваливают на администрацию . и вот та показывает полный провал представления об этом
В одном случае в отказе указывалось:”…рекламная конструкция расположена на фоне здания дилерских центров по продаже автомобилей. Позади этих зданий расположен пустырь, который представляет из себя обширную незастроенную территорию, не используемую в каких-либо целях. На дальнем фоне расположены здания нефункционирующих промышленных предприятий. Установка рекламной конструкции нецелесообразна, так как она способствует разрыву в восприятии панорамы…”.
суд указал, что не указано, какие конкретно архитектурные, художественные стили присутствуют в панораме местности. Наличие контраста между разными художественными стилями ничем не подтверждено. Не аргументировано, как может восприниматься в качестве целостной модели панорама местности, на которой расположены только здания дилерских центров, а остальное – пустырь.
Рысь
Суд должен устанавливать архитектурный облик? Вы серьезно? Что ещё по-вашему входит в обязанности суда?
Суд исследует представленные в материалы дела доказательства и выносит в соответствии с ними решение. Именно администрация должна заниматься архитектурой вверенной ей территории, устанавливать максимально допустимы пределы рекламных конструкций, а никак не суд.
Almaz Kuchembaev
читайте внимательно: “суды даже не пытаются установить этот архоблик”
Рысь
Это владелец рекламы должен доказать соответствие этой рекламы архоблику и неправоту администрации. Суд Вам ничего не должен. Это СУД!
Если кто-то не смог грамотно составить исковое заявление и подкрепить его доказательствами, это проблема заказчика и исполнителя, а не суда. Читайте АПК и не перекладывайте ответственность на других.
Almaz Kuchembaev
уважаемая некто, по АПК, если вы уж затронули доказывает, администрация как ответчик
Рысь
Ну если Вы ограничиваетесь этим постулатом, то результат не удивителен.
Киса Воробьянинов
Самое удивительное, что об архитектурном облике города рассуждает автор “Версаля” (я не про Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансара)!
Благодаря таким “творцам” город стал напоминать сельскую ярмарку из к/ф “Кубанские казаки”!
Олег Владимиров,
а что вы сделаете с 1-м зам.председателя правительства УО Уба Екатериной Владимировной, которая опекает богатых предпринимателей, возможно не бесплатно, и не дает городу навести порядок, вытирает ноги об областных прокуроров
О!
Это тот, кто создал оранжевый позор Ульяновска?!
“…авторские работы” ?
пока вы защищаете авторские работы Ульяновских профессионалов – по 2 миллиона граждан ежегодно едут в Барселону,
по 4 миллиона в Париж и т.д.
А кого вы называете профессионалами ? Разве не они сделали с городим то, что мы видим сегодня ?
НЕТ ПРОБЛЕМ с ДИЗАЙН КОДОМ и ЕГО воплощением
есть проблема соблюдения ЗАКОНА и есть проблема взяточничества в администрации города и области
с 2014 года ИП Аверьянова М.И. мучит город
своими железными пристроями к своему зданию по К.Маркса,15, издевается над гражданами, и ей всё нипочем, только попытался Сизоненко пробовать навести порядок – тут же привели в начальники подобие Хаутиева и наведение порядка закончилось.
Пока не уйдет Морозов, живущий по правилу “Ловись, рыбка, большая и маленькая” прибыли никакого порядка не будет.
Мда…
“Есть риск потери идентичности”
Если сегодня эта ульяновская “идентичность” городской среды по большей части кровь из глаз вызывает, то может, мягко говоря, оправдан такой риск?
“Копирование западного опыта не работает. Видимо нужно осторожно искать свои методы.”
А может всё-таки попробовать скопировать западный опыт в этом вопросе? Вас кто-то обманул – он работает. По всей Европе работает. И как-то при этом чудесным образом не теряется идентичность ни Германии, ни Швеции, ни Испании – всегда можно понять в какой стране ты находишься. “Своим путём” мы уже ходили – почему-то он всегда ведёт на помойку, разница только в том что иногда эту помойку прикрывают баннером размером с лётное поле, а иногда она облицована дешёвым керамогранитом. Может попробовать уже не изобретать велосипед? Зная как у нас что делается, как, кем и из чего строится можно смело утверждать что пресловутая “потеря идентичности” Ульяновску не грозит даже если будет предпринята смелая попытка повторить дизайн-код Москвы или городскую среду “один в один” как в какой-нибудь Италии.