20 февраля на площадке региональной Общественной палаты будет обсуждаться создание дизайн-кода УльяновскаТему комментирует ульяновский архитектор Олег Владимиров:

В стране есть уже опыт разработки и применения на практике дизайн-кодов – системы документов, регламентирующих рекламу, вывески, витрины в городской среде. В целом, на мой взгляд, это направление регулирования отдельных элементов городского дизайна положительно сказывается на качестве городской среды: визуального мусора становится меньше, а дизайнерские решения более сдержанные.

Постановление правительства Ульяновской области о регламентировании рекламы на объектах культурного наследия, которое упоминал Евгений Сизоненко, действует и приносит определённый результат. Но ряд проблем не дают сформировать (сейчас мы говорим о центре города) гармоничную городскую среду:

1. На центральных исторических улицах города довольно много зданий, которые не являются объектами культурного наследия. На них механизм регулирования Управления по охране ОКН не распространяется. Реклама на таких зданиях приносит максимальный вклад в создание визуального хаоса.

2. Не работает авторское право архитектора. При строительстве новых зданий в исторической среде решения по рекламе, заложенные архитектором изначально в проект, игнорируются. Ни автор проекта, ни Управление по охране ОКН повлиять на ситуацию не могут.

3. У архитектора нет поддержки в виде экспертного мнения архитектурного (градостроительного совета). Согласование рекламы проходит где-то внутри Управления архитектуры и градостроительства в непубличной форме: этот вопрос не считается важным и на обсуждение не выносится. Если же протокол архитектурного совета и будет оформлен, юридически никакой силы он не имеет.

4. В сфере формирования городской среды созданы условия, при которых методично, на системном уровне отбираются худшие, дешёвые и халтурные решения. Халтура при любом сверхжестком регламентировании себе дорогу пробьёт. Регламенты формально будут соблюдаться, а эстетики и культуры мы не получим, потому что профессиональное участие в дизайне городской среды исключено.

5. Установка отдельно стоящей рекламы (билборды, пионы и пр.) вносит свою немалую долю хаоса. Документы, регламентирующие места размещения такой рекламы, не могут учитывать всех нюансов того или иного участка. Управление по охране ОКН рассматривает фасады исторических зданий, но не территорию. Результат такого выборочного контроля очевиден.

6. У нас постоянно обсуждаются и постепенно внедряются методы принуждения (регламенты). О методах стимулирования и поощрения как-то забыли. В этом плане мне интересен вариант методичного улучшения городской среды, описанный в одной из книг Роберты Грац. Такой метод иногда называют градоустройством: создаётся междисциплинарная команда архитекторов, дизайнеров, историков, художников и др. специалистов и в течение нескольких лет эта команда занимается отдельным участком города. Проводит обучающие семинары для жителей, консультирует, разрабатывает раздаточный информационный материал для бизнеса и делает многое другое. Условно говоря, методично “окучивает” (в книге применяется термин градоводство) территорию, стимулирует появление на ней не только качественного дизайна, но и рост малого бизнеса.

7. При введении дизайн-кода на всю территорию исторического центра тотальное регулирование сделает невозможными профессиональные авторские работы по созданию необычных дизайнерских решений. А без таких решений говорить об индивидуальном лице городских улиц сложно. Есть риск потери идентичности.

8. Проблема унификации решений. При разработке дизайн-кодов в разных городах страны применяют один и тот же шаблон (московский). А где же самобытность, учёт культурно-исторического наследия конкретного места в городе? Все города причесать под одну гребёнку? Следовать в русле глобальных трендов или искать свою идентичность на основе своей истории и культуры?

9. Опыт применения ПЗЗ, ППТ и других документов говорит о том, введение дизайн-кода неизбежно будет противоречить ранее принятым документам регулирования в этой области. Очередной административный коллапс? Будут ли согласовано вноситься изменения во все документы? Сильно сомневаюсь.

10. А что делать с ручным управлением? Когда все равны, а кто-то ещё ровнее? Такое управление действует и его никто не отменял.

Вопросов много.
Копирование западного опыта не работает. Видимо нужно осторожно искать свои методы.

Фото с сайта pinterest. com