20 февраля на площадке региональной Общественной палаты прошло обсуждение создания дизайн-кода Ульяновска. Тему прокомментировал один из участников – замначальника управления по охране ОКН администрации губернатора Евгений Сизоненко:

Как и обещал, рискну бросить свои скромные пять копеек в топку обсуждения «дизайн-кода». Выделил бы здесь три относительно самостоятельных аспекта.
Нормативно – правовая база.
Может, кого-то удивлю, но основа уже есть. В 2017 году было принято постановление правительства Ульяновской области № 232-П «Об утверждении порядка согласования проектов вывесок и их размещения на объектах культурного наследия и в границах достопримечательных мест». Оно довольно четко определяет, какие вывески могут быть вообще размещены на ОКН. Тут нужно сказать, что объектами культурного наследия в Ульяновске является значительная часть зданий в историческом центре – на улицах Гончарова, Дворцовой, Карла Маркса, Ленина, Спасской, Матросова, Льва Толстого, Энгельса, Бебеля, Корюкина и ряде других. То есть «дизайн-код» для этой территории уже фактически есть. Читаем фрагменты постановления:
1.На объектах культурного наследия и зданиях, находящихся в границах территории достопримечательного места, допустимы к установке и эксплуатации следующие типы вывесок:
вывески из объемных элементов;
общие указатели;
панели-кронштейны;
режимные вывески.

Вывески располагаются параллельно к поверхности фасадов зданий, за исключением панелей-кронштейнов, которые располагаются перпендикулярно к поверхности.

Вывеска, размещаемая на фасаде здания или сооружения, не должна нарушать его декоративное решение и внешний вид.

Информационное поле вывески должно располагаться на части фасадной поверхности первого этажа здания, или над входом в него (на элементах крыльца или навеса).

Вывески в витринах должны размещаться на основе единого композиционного решения всех витрин, принадлежащих заявителю, во внутреннем пространстве витрины, не должны нарушать прозрачность ее остекления и превышать 50 % от площади остекления.

2.3. При размещении вывесок на объектах культурного наследия или на зданиях, находящихся в границах территории достопримечательного места, должны соблюдаться следующие требования:
– сохранность предмета охраны (для объекта культурного наследия);
– соразмерность вывесок фасаду здания и сооружения;
– учет декоративного убранства фасада;
– визуальная доступность, читаемость информации;
– высокий уровень художественного и технического исполнения вывесок;
– изготовление вывесок из качественных, долговечных материалов с высокими декоративными и эксплуатационными свойствами, обеспечивающими безопасность эксплуатации и удобство обслуживания (содержания и ремонта);
– сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия или здания, находящегося в границах территории достопримечательного места, размещение без ущерба композиции, стилистике, отделке, декоративному убранству фасадов;
– стилистическое соответствие архитектурному решению фасадов;
– учет особенностей здания, архитектурного стиля, периода постройки при выборе гарнитуры шрифта.
– панель-кронштейн может содержать только логотип, название и род деятельности организации (аптека, парикмахерская, нотариус);
– фон информационного поля должен быть однородным и не должен содержать рекламную или контактную информацию;
– гармоничное цветовое сочетание вывесок с цветовой гаммой фасада: если стилистика и цвета фирменного стиля вывески дисгармоничны по отношению к стилистике и колеру фасада здания, сооружения, используется монохромный вариант элементов фирменного стиля (белый, серый, золото, металл, бронза);
– наличие немерцающей, приглушенной подсветки либо ее отсутствие.

И о запретах. Не допускается:

– размещение вывесок в виде светодиодных конструкций (табло) типа “бегущая строка”;
– использование контрастных цветов для оформления вывесок;
– установка перетяжек на фасадах, крышах и иных конструктивных элементах объектов культурного наследия и зданий в достопримечательных местах;
– размещение рекламных щитов (билбордов), лайтбоксов;
– использование основы (в том числе непрозрачной) для крепления отдельных элементов вывески, выделяющихся на фасадах объектов культурного наследия;
– размещение вывесок на архитектурных деталях фасадов объектов культурного наследия, в том числе:
– на колоннах, пилястрах, орнаментах и лепнине, простенках, эркерах;
– в поле оконных и дверных проемов с изменением их конфигурации;
– над арочными проемами и в арочных проемах;
– на витринах и в оконных проемах.

На порядке согласования проектов вывесок подробно останавливаться не буду, отмечу лишь, что он довольно простой, проект может быть сделан, что называется, «своими руками» с помощью компьютера, фотоаппарата и цветного принтера, лицензия для этого не требуется и пошлину платить не нужно. Проблем с этим у желающих соблюдать требования обычно не возникает.
Насколько мне известно, на уровне города также действуют правила размещения и содержания информационных конструкций. Для введения «дизайн-кода» их можно было бы унифицировать с областными, поручив городу такую работу.

Второй аспект. Правоприменение. Пожалуй, самый сложный. Никого не хочу оправдывать, значительную долю вины и критики принимаю и на свой счет. Работать нужно много, активно и без оглядки на помехи.
Но: в случае нежелания у нас в руках только один инструмент: суд. Долго, нудно, но нужно. Иначе по Закону никак. Совещания, увещевания на нашем уровне работают лишь с теми, кто изначально настроен на соблюдение правил. С иными – претензия, ожидание, иск, суд, первая инстанция, вторая (как правило), исполнительный лист, приставы. За это время на месте «просуженных» вывесок на объектах нарушителей нередко успевают «вырасти» новые.

И третий аспект, субъективный. Никакая самая совершенная и «модная» нормативно-правовая база не сделает для украшения городского пространства того, что может сделать хороший вкус и чувство меры. Если многолетний собственник здания имеет свое устойчивое представление «о прекрасном» – переубедить его очень трудно. Это сложный, длительный процесс, даже эволюционный. Способность эффективно управлять бизнесом не всегда тождественна желанию и возможности эстетически воспринимать действительность. А желание извлечь из своих квадратных метров максимум возможного очень часто подавляет все прочие мотивы.