Очередной рейд по жалобам на загрязнение атмосферного воздуха прошел 14 февраля по трем ГСК на Нижней Террасе. Мероприятие было организовано администрацией города, с участием муниципальных экологов и представителей администрации Заволжского района.

Первая точка – ГСК «Волна». Фотография здания (явно не гаража) с дымящей трубой прямо возле будки с названием гаражного кооператива ранее была размещена в соцсетях. На месте выясняется, что это автомойка, причем отношения к ГСК никакого не имеет, просто стоит вплотную к границам. Более того гаражники, говорят, даже судятся с бизнесменом за то, что поставил свое предприятия так близко к ним. Им, видимо, тоже не нравится дышать дымом. На момент проверки в 13.30 часов, впрочем, никакого дыма нет. Заходим с тыла. Возле входа в строение обнаруживается куча угля и лопаты.

— Явно здесь отапливаются углем, значит должны были установить соответствующее требованиям оборудование, фильтры, пройти экспертизу, получить разрешающие документы. Насколько я знаю, ничего этого нет, а это нарушение, — комментирует начальник отдела развития территорий Заволжской администрации Михаил Барышев.

Проходим вглубь ГСК. Несколько труб дымят. Идем туда.

— Нет у меня никакого производства тут. Это так от забот да от жены отдохнуть. Ничего запрещенного или ядовитого я не жгу, топлюсь дровами. Вот смотрите! – говорит вышедший из своего переоборудованного гаража мужчина.

Проверяющие делают ему замечание, что труба у его мужского убежища слишком сильно чадит и необходимо иметь фильтры.

— Какие еще фильтры?! В деревнях так все топят, фильтров не ставят и никаких претензий! – возмущенно восклицает гаражник.

Ему напоминают, что он не в деревне. Это город. Кроме того, гаражи стоят вплотную друг к другу, не так как частные дома в сельской местности. Если в ГСК каждый начнет дымить даже полегоньку, даже по чуть-чуть: будет смог.

ГСК «Факел» проверку встречает не дружелюбно. Отличить обычные гаражи от размещенного в них предприятия легко и при внешнем осмотре. Даже не обязательно заходить внутрь, чтобы увидеть, что сделана перестройка: высота потолков приподнята, стены укреплены, ворота усилены, есть сигнализация, по периметру – видеокамеры. Но встреченные возле таких перестроенных гаражей парни наотрез отрицают, мол, ничего (никаких предприятий) тут нет, просто машины ставим и все.

После первой же точки один за другим пропадают дымовые столбы – это по цепочке (возможно, через чаты в соцсетях) передается информация, что пришли с проверкой и люди выключают свои печки, закрывают засовы и прячутся. На всей территории ГСК становится безлюдно, только валяются брошенные впопыхах инструменты. Присутствие людей выдает лишь звук работающего телевизора из-за закрытых ворот гаражей. Однако, на стук никто не открывает.

В ГСК «Луч» такая же картина: все признаки производства, но двери закрыты и проверяющим приходится ограничится внешним осмотром. Впрочем, по словам муниципальных экологов затем по номеру бокса у председателя все же выяснят кто владеет данными гаражами и работа продолжиться уже в другой плоскости. И разговор будет другой, с привлечением полиции.

Настоящие гаражники, а не притворяющиеся ими нелегальные предприниматели, напротив радушно пускают к себе гостей. Не запираются от проверки. Показывают свои владения и даже печки, которые, вообще-то, тоже надо оснащать фильтрами.

— Многие, действительно, не знают законодательство, 96-й федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха». Там прописаны мероприятия, которые необходимо проводить, чтобы не допустить загрязнения атмосферного воздуха. Но, как говорится, не знание законов, не освобождает от ответственности. Причем, это очень серьезное наказание. По статье 8.21 КоАП РФ «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха», выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него, а также неиспользование оборудования или аппаратуры для очистки газов влечет наложение штрафов до 280 тысяч рублей и даже приостановление деятельности на срок до 90 суток, — рассказывает заместитель начальника управления по охране окружающей среды Кирилл Шубаров.

По каждому выявленному в ходе прошедшего рейда случаю составлены акты фиксации нарушений, подкрепленные фото- и видео-доказательствами. Собранные данные направят в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, а также в природоохранную прокуратур. Такие рейдовые мероприятия по словам муниципальных экологов проводятся регулярно: администрации города и районов постоянно мониторят жалобы населения и моментально на них реагируют.

Чаще всего на стук никто не открывает, хотя за дверью слышен шум — ведется производственная деятельность, из трубы развевается дымок

Помимо дымящих труб, в ГСК часто встречаются дымящие и тлеющие кучи мусора. По просьбе гаражников, им разрешили производить вывоз по заявкам. Имеется в виду, что когда накопились отходы, председатель ГСК обращается к региональному оператору и тот присылает машину. Оплата производится по факту, то есть сколько вывезли, за столько и заплатили. Естественно, чем меньше заявок, тем ниже плата. Так вот, например, за последние 8 месяцев из проверенных в ходе рейда ГСК на Нижней Террасе, по предварительным данным, поступила всего одна (!) заявка. Якобы мусора – нет. Хотя мы его воочию видим, вот он – горит!

За вывоз можно не платить, ведь контейнер — пустой, а мусор — догорает рядом. 

Пройдя вместе с проверяющими по ГСК, мы смогли убедится, что ситуацию усугубляет повальное незнание законодательства. Подавляющее большинство владельцев гаражей убеждены, что не делают ничего предосудительного, разводя огонь в печи. По их мнению это нормально для Ульяновска: в деревнях же топят бани, и никто не возмущается! Очевидно, что требуется широкая информационная работа, чтобы объяснить людям: во-первых, что есть закон, и во-вторых, что мы все-таки находимся в городе и дымящие трубы в жилом микрорайоне с высотными МКД – это не нормально!