Лаборатории государственных медучреждений Ульяновской области могут оказаться в руках частной компании из Кирова. На протяжении всей рабочей недели, начиная с 17 февраля, представители ООО «ЦКДЛ» (Киров) в сопровождении министерских чиновников осматривали клинико-диагностические лаборатории медицинских госучреждений региона.

Мы пойдем другим путем

Еще 14 февраля Минздрав разослал в государственные медучреждения области письма с требованием оказать кировчанам всяческое содействие в осмотре клинико-диагностических лабораторий. Цель визита – подготовка к централизации лабораторной службы региона на основе частно-государственного партнёрства, что по сути своей означает упразднение собственных лабораторий ЛПУ и создание вместо них единого комплекса, принадлежащего бизнесу. Забор анализов по этой схеме будет производиться по месту лечения пациента, а исследования – в централизованной лаборатории.

Централизация лабораторной сети на протяжении последнего десятилетия идёт во многих регионах. По данным журнала об индустрии здравоохранения VADEMECUM, к 2017 году из 28 регионов, вступивших в этот проект, 17 выбрали формат государственной централизации (более поздних обобщённых данных нет. – Ред.). Буквально на днях очередной этап централизации лабораторной сети завершился в Башкирии. И там тоже – государственный формат, за счёт участия в федеральном проекте «Здравоохранение».

Ульяновск выбрал путь частно-государственного партнерства.

В открытых источниках много информации о работе клинико-диагностического центра «Лайт» (под этим брендом работает ООО «ЦКДЛ») в Кирове и области. Но кроме этого, компания заявляет о своем присутствии в других регионах ПФО. По информации портала Rusprofile.ru, в числе связей ООО «ЦКДЛ» по учредителю, действительно, есть ООО «Лайт-Регионы». Однако его след нашелся только в Ижевске. Там в сентябре 2018 года открылось пять Центров «Лайт», и уже 1 октября 2019 года все пять закрылись. В настоящее время «Лайт- Регионы», по данным из официальных источников, находятся в стадии ликвидации (показатель прибыли компании в 2018 году – минус 16 млн рублей). Почему проект провалился, можно только предполагать.

Бизнесу нужна прибыль

Понятно, что бизнес приходит в любую сферу, в том числе в государственное здравоохранение, чтобы заработать. Но как это можно сделать при, мягко говоря, нежирном тарифе ОМС? А он по сравнению с прошлым годом для учреждений областного здравоохранения еще и снизился. Например, по информации, размещенной на сайте ТФОМС, стоимость консультационного приема врача общей практики в 2019 году в нашем регионе составляла 514 рублей, а в 2020-м – только 204 рубля. За одно обращение к участковому терапевту по поводу заболевания в 2019 году лечебное учреждение получало 679,17 рубля, а в 2020-м – уже 623,19 рубля. Причем в этих суммах «сидят» и затраты на анализы. Большинство лабораторных исследований отдельно не тарифицируются.

Сейчас ЛПУ, где есть нормальная лаборатория, тратят деньги только на реактивы, а в условиях централизованной лабораторной службы им придется оплачивать, кроме стоимости исследования, транспортные расходы на доставку биоматериала. Плюс наверняка потребуются дополнительные траты на создание и обслуживание информационной системы для передачи результатов анализов. Если у поликлиники или больницы не будет хватать средств на лабораторные исследования, они просто перестанут их назначать. А пациенты пойдут делать анализы за деньги. Это несложно прогнозировать, потому что всем известна аналогичная история: когда у стационаров не хватало средств на лекарства и расходные материалы, пациенты все это приобретали за свой счет. Получается, был дефицит лекарств, а будет еще и лабораторных исследований?

Доктор экономических наук Анатолий Лапин считает, что решение регионального минздрава перевести лабораторную службу государственных медучреждений в формат частно-государственного партнерства продиктовано как раз тяжелым положением системы здравоохранения:

– Общая кредиторская задолженность – более двух миллиардов рублей, и во многих медицинских учреждениях она растет. Есть только два пути прекратить этот рост: сокращать расходы и увеличивать доходы. Почему бы не посмотреть, как будет работать частно-государственное партнерство в условиях существующих тарифов ОМС? Пусть бизнес покажет, как он получает прибыль там, где госучреждения терпят убытки. Возможно, это подстегнет государственное здравоохранение к разработке мер по экономии финансовых ресурсов. Но, конечно, нельзя все разом рушить, нужно для начала провести локальный эксперимент с участием, например, десяти ЛПУ и проанализировать его результаты.

Между тем в Ульяновске уже обкатывали формат частно-государственного партнерства с целью подлатать дыры в первичном звене регионального здравоохранения. И опыт не удался. В апреле прошлого года в областном центре закрылись частные поликлиники «Полис». Euromed Group свернула свой проект из-за резкого снижения финансирования по программе ОМС в 2019 году.

Закрытая тема?

Примечательно, что письмо Минздрава с требованием принять делегацию из Кирова и дать ей доступ к любой информации о лабораторных делах, отправленное в ульяновские больницы и поликлиники, не подписано ни министром, ни его замами. Есть только приписка к нему исполнителя: «…в связи с ограниченными сроками исполнения просим принять в работу документ без номера и без подписи…» Все это похоже на закрытое обсуждение социально значимой темы, причем непонятно кем инициированное. А значит, непонятно, и кто за него отвечает.

– Такие темы необходимо обсуждать с экспертным сообществом и общественностью, – считает адвокат и общественный деятель Григорий Каленов. – Они не могут быть закрытыми, и их нельзя подавать как готовые решения, потому что любое изменение в системе здравоохранения, а уж тем более реорганизация лабораторной службы, затрагивает интересы каждого жителя.

Но пока все развивается по другому сценарию. На момент подготовки статьи в печать ни в одном из многочисленных пресс-релизов Минздрава не было даже упомянуто о визите в Ульяновск кировчан и о том, что обсуждается возможность кардинально изменить работу лабораторной службы поликлиник и больниц региона.

Но на вопрос «СК», просчитан ли экономических эффект партнерства с кировчанами, замминистра здравоохранения области Линар Зарипов все-таки ответил:

– Вопрос на данный момент находится в проработке. Пока экономическая эффективность лишь гипотетическая (больше объемы – меньше стоимость). Проводится предварительный аудит лабораторной службы региона.

Не называя точных дат, чиновник пообещал, что в феврале-марте пройдет первое совещание по поводу возможной централизации лабораторной службы, в этой работе смогут принять участие и эксперты, и представители общественности.

Однако первое совещание было запланировано гораздо раньше и в закрытом формате: на 19 февраля чиновники пригласили руководителей ЛПУ к себе обсудить кировский вариант.