От ведущего. Публикуем стихи третьего лауреата «Благовки» – номинация для молодых авторов. Хочу сказать, что девушка из Пензы меня порадовала. Что-то есть в ее творчестве искреннее, простое-но со смыслом, с явными приметами не заемного, своего. И очень приятно чувствовать, что автор не пыжится, не изображает из себя надутого «сверхпатриота»,не гонится за надевшими «звездами на ладони», «звездами на погоне» «звездами в вагоне»- и всеми прочими «звездами» ,густо насеянными в головы россиян дурным телевидением и не менее дурноватыми политиками… В творчестве начинающего автора я обнаружил самое ценное- исповедь души поэта. Читайте! Можете даже позавидовать и призадуматься. Жан Миндубаев. *** Екатерина Огарёва Стихи. Батенька А плесни-ка мне, батенька, чаю! И вернёмся к началу начал. Я по родине малой скучаю, Как никто по большой не скучал!
Вижу вновь: за взъерошенным лесом Путь асфальтовый кончился весь. Я лечу по просёлочным весям И не чувствую собственный вес.
Поворот. Третий слева. Конечный. Память силится не изменять. Вот, воскреснув, стоят на крылечке Старики в ожиданье меня.
За белёной натопленной печью Станут сны беззаботными, и… Сделай, батенька, чаю покрепче И покрепче меня обними.
Бабайка
Вечер. Бабка Пелагея, Выкупав меня в тазу, У голландки спину греет И читает про козу.
Телогреечка на байке И галоши на носок… Ждёт на улице бабайка, Смотрит в щёлку, как в глазок.
Дерезу прогнали с печки, Вот и сказочки конец! Бабка дунет – сгаснет свечка. «Спи скорее, сорванец!»
И уйдёт шуршать за стену: Хоть и вечер – много дел! Подниму сугроб коленом, Сковырну с голландки мел,
Ткнусь от скуки в ворс ковёрный – Почешу олений бок, Из наперника проворно Вытяну пернатый клок.
Положу на половицы Под кровать перинный пух – Будет сон на них ловиться, Как пескарь на жирных мух.
Стихну под ночным покровом, Исчерпав шальной запас, Не узнав, что пёс дворовый От бабайки снова спас.
Брошенный дом
Дверь перекошена. Выбиты окна. В доме заброшенном Так одиноко!
Солнце пробило Крышу лучами. Как же здесь было В самом начале?
Кадки с геранями В каждом окошке. Первой заранее Пущена кошка.
Хвастает печка Белой обновой. Пахнет крылечко Стружкой сосновой.
Спутало марево Юность и старость. Где вы, хозяева? Что с вами сталось?
Канули стёжкой В горечь полыни! Дом в два окошка Брошен доныне.
Детство
Я, будто солнце, скатываюсь с кручи И озаряю радостью крыльцо. Бабуля плачет: «А мон учан, учан…» – И трёт платком солёное лицо.
Шестнадцать мне. Из Пензы на попутке. За лесом вышла, под гору пешком. В ботинках ноги смёрзли не на шутку, И руки вниз оттянуты мешком.
«Варштыка дедат! Вак, режим постельный!» Целую в щёку, пузо в шутку мну – И дед сквозь сон и морок опохмельный Вдруг тянет одобрительное «ну-у-у?!»
И враз прощает долгую отлучку И слишком броский девичий наряд. Я нарекаюсь снова «дедын внучка» И силюсь слушать сотый раз подряд
Про то, как он сосватал бабу Нюру, И про могучий некогда колхоз. Суёт в карман измятую купюру И замолкает, устыдившись слёз.
Я, чая хоть куда от грусти деться, Иду смотреть, как двор наш замело. Старательно натягиваю детство, Которое, увы, теперь мало.
Родительская суббота
Смахнёт бабуля кошку: «Ва-ка тестэ!» Побелит стол просеянной мукой – Вздохнёт, раздавшись, и осядет тесто, Меняясь под уверенной рукой.
Наполнят всклень походную корзину: Лоснится блин и пряки горячи. А я стою у печки, рот разинув. «Мольдяно калмо лангов – святый чи!»
Дубовый крест, звезда ли с алой краской Собой венчает надмогильный холм – Глядят глаза невидящие с лаской На нас, живых, сидящих за столом.
Вот мнится мне: надломленная ветка Блина коснулась лапой неспроста. И я кладу яичко и конфетку На плечи поминального креста.
Пусть Там узнают: не при них, так после Дела идут, и в семьях дети впредь Растут и крепнут, наедаясь вдосталь И не боясь в грядущее смотреть!
Кивнёт бабуля, скажет: «Вот и пара!», Зачтёт покойный род по именам. И я почую шелест крыльев справа – Привет немой и бестелесный нам.
И лишь священник бросит с укоризной, Взглянув в просвет кладбищенских ворот: «Не по канонам! На могилы с тризной… Спаси, Господь, сей варварский народ!» * * * Мне в дар от бабки это мастерство – К стежку стежок, выкладывать узором Быль, выдумку и мудрое ведство На серый холст простого разговора.
За строчкой строчку, за шажком шажок В одну тропу выстраиваю ладно. И мне по ней идётся хорошо, Пусть даже и туда, куда не надо.
Стежки да стёжки – Вот мои стихи, Оставленные так, на всякий случай, Босой ступнёй, иголочкой колючей. Стежки да стёжки – Вот мои стихи. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
босота
Ох как же ты от себя прёшься миндубаич… Прям приторно
Жан Миндубаев
Отрадно,что некая “босота” осваивает эсперанто…
босота
Ну вот, я же говорю…
не читатель
Действительно, стихи очень искренние. И хочется их перечитывать снова и снова. Спасибо автору – Екатерине Огарёвой и спасибо ведущему Жану Миндубаеву.
Делов то !
Становись читателем и въезжай с первого раза! Правда я хоть и читатель, но тоже как и не читателя перечитать тянет.
Суровый мужык!
Стихи искренние. Только вот много нерусских слов: “Бабуля плачет: «А мон учан, учан…»,
«Варштыка дедат! Вак, режим постельный!»,
А я стою у печки, рот разинув,«Мольдяно калмо лангов – святый чи!»
Вообще-то я – русский и не понимаю, на каковском тут написано: на чувашском, эрзянском, мокшанском или еще каком. Кажись, только не на татарском, потому что тут нет ни “кэзэ”, ни “бабай”, ни “якши”, ни “килимэндэ”, ни “зур рахмат”.
Если автор из Пензы, то могу предполагать, что написано на эрзянском, потому что Пенза в переводе с эрзянского – “рябиновый”. А наша Инза – это “малиновый”. А Москва – от “масы кува” – красивое место”.
И между прочим “дырка,дупло” по-эрзянски – “пизэ”. А змея – “куй”. И эти слова есть в эрзянско-русском словаре – можете сами глянуть в интернете. Теперь понятно, откуда идет русский мат?!
Необыкновенные
транскрипции…безумно интересно,какой источник тут использован.
–
фолкфилология же, очевидно
Тоже так
считаю…потому что чуваши с татарами с таким же успехом на себя все перепишут:)
–
Вот только зачем?
Я ещё пойму топонимику.
Но всякие с..ьки-п..ьки зачем?
Интригует молодая…
Мон учан и прочим. Нужен транскрипт.Ради интереса. А так, вполне приличные стихи, и нравятся не только одному Бареичу.
Пензе – респект!
Широка страна моя Мордовия (от Масы-кува, Арзамаса и до Пензы)
Но Симбирска лучше нет!
Иван Васильевич покорив Казань, полюбил мордву за верную службу. Проводниками у московского войска были мордовские люди. Особо угодил мордвин Ардатка. Его именем царь назвал город Ардатов. Именем Арзия назван город Арзамас. В честь мордовской девушки Охимы, тайно предупредившей Ивана Грозного о нападении на его шатер, но затем убитой, названа Девичья гора под Арзамасом. У всех народов свой бог у татар Алай-Ходай, у чувашей Тора, у черемисов Юма, у вотяков Инмар, у мордвы Чам-Пас. Боги у всех разные, а душа одна. Разве в стихах Екатерины это не так?
Смотрю,сегодня на глаголе день
необыкновенных историй….
–
кота с лампой не хватает
А то !
Особенно в точку, комментарий про истоки русского мата. Сколько диссертаций и исследований, сколько на татарское иго грешили… а оно смотри, рядом за Инзой притулилось. Да-а … знание это сила! Нужно почаще на Глагол заглядывать, и много интересного узнаешь помимо поэзии.
Суровый мужык!
Вообще-то Арзамас от слова “эрзя мастор” – родина.
Данный язык-
почти новодел.
Арзамас – Историческая родина мордвы!
Само собой! Когда Иван на Казань шел, Арзамас как таковой, уже приторговывал товарами первой необходимости. Но для красивой легенды, тоже строка в лыко. Москва, как столица мордвы, это конечно уж слишком, но эрзя мастор вполне мог быть в пределах спортивной республики. Чего то ужались в 30-х, слишком робко границы нарезали. Жан Бареевич вы смотрите, что пензенская молодая то заворачивает! Со стихов в историческую топонимику повернули!
“Пензенской молодой”
отчего-то выгодно считать себя представителем этнокультуры.
Но тогда нужно полностью писать по-ирзянски. А стихи хорошие. С душой.
Юрий
Стихи хорошие, без базара. Миндубаич в своём репертуаре: патриотизм ему покоя не даёт… Патриотизм для латентного предателя это удавка невыносимая.
не читатель
Юрасик, ты на букву м…
М – мордвин что ли?
Не вчера и не позавчера, у читателя Ю. сложилась в отношении ведущего Глагола, устойчивая точка зрения якобы перевёртыша, возможно ошибочная, но это его точка. И как любая другая, имеет право на существование. Тем более, она им отстаиваемая, устойчивая, железобетонная можно сказать, на хорошем цементе, ещё прежнего советского качества. Такая точка зрения… Вступать в диспуты бесполезно. Там уже образовалась со сторожевой курган, целая гора сломанных копьев, щитов и перьев. Бареич же, сменивший уже четыре испревших телогрейки, и пять шапок ушанок в лагере, так и не вставший на путь исправления, не изменил себе в призвании журналиста. Даже больше того, следующий выпуск Глагола обещает быть презентацией для читающих Глагол, его исповедального романа “Жизнь советского Ульяновца в 70-х глазами очевидца”. С интересом ожидаем.Ю.- с иной точкой зрения, выдержки и спокойствия.
Юрий
Неожиданно! Спокоен как удав, кстати! Мне в Миндубаиче интересен феномен предательства и фуфлыганства одновременно. Удивительно но факт, что жизнь ничему не учит, а может человек не хочет ничему учиться. Вроде не глупый человек внешне кажется, многие годы чему-то пытается других жизни учить, а внутри такая мякина и пустота…. Вот это и удивляет. Впрочем, на всё воля Божья, а бумага всё стерпит. Так почитаем творение Миндубаича. Чуда и озарения, впрочем, не жду. Очередное ветрогонство, скорее.
ВеликороссЪ
Никас Сафронов сказал,что ему Ульяновск снится ночью.
Тоска по малой Родине всегда берет свое.
Поэтому и стихи о ней(Родине)наиболее прекрасны.
Искренни и выстраданы сердцем.
Тоска тоске – рознь
Колобок по ночам тоже слезокапом стал, за что меня так в Ульяновске? Родины лишили, надсмехаются всячески, усадьбу и так никудышную, крестьяне почти всю разорили …Вот возьму и укачусь в Пензу, вон там какие стихи девушки сочиняют! Или на родину мордвы в Арзамас. Как колобок по мордовски будет? Нет, в Арзамасе меня гуси защиплют, там даже памятник гусю стоит, там столица гусей. Круглый я круглый, стихи что ли начать сочинять?
Жан Миндубаев
Да,девушка даровитая…И главное: она не кичится тем.что к пензенскому краю имеют отношение Лермонтов, Радищев, Огарев,Белинский и прочие выдающиеся люди России. Добавлю,что еще в советские времена пензяки(власть тоже) всячески реставрировали и развивали именно Культуру- а не похвальбу. Я был знаком с секретарем обкома КПСС Г.В.Мясниковым,он занимался пропагандой- но это был истинный радетель истинной культуры….А каков был недавно умерший министр культуры этой области?! Музыкант,поэт, радетель и пестователь действительно талантливых
людей- талантов- а не сторож кумовства…
Два секретаря из Пензы
1.Кулаков Федор Михайлович (1925-2015) Пензяк из рабочих. Фронтовик. С 18 лет на фронте, в десантной бригаде, автоматчик.(1943-45). Первый секретарь обкома (1979-1990). После смерти люди говорили; строил Пензу, прокладывал дороги, “не занимался реформированием и не направлял финансовые потоки” а все делал только для людей. Себе ничего не наворовал. Ни в каких ООО не участвовал. С 65 лет до кончины жил только на пенсию. Ходил в магазин с авоськой за хлебом, за неимение личной машины, как и все ездил на общественном транспорте.
2.Бочаров Василий Кузьмич (1949-2016) Пензяк из крестьян. Первый (1998-2015) это уже “первый” новой формации. Отстроил и реконструировал ледовые дворцы, стадионы, бассейны, культурно развлекательные центры. Жена и дочь имели долю в различных крупных корпорациях. Дочери Наталье Н.Басков якобы посвятил песню Натали. Глава мотоциклетной федерации области. Имел наградное оружие; Маузер, ПМ, автомат Калашникова (последний от С.Кириенко). Говорит народ – “При Бочарове за 22 последних года не построено ни одного предприятия, кроме развлекательных, жизнь обычных людей ухудшилась”.
Сейчас областью управляет Иван Белозерцев (с 2015 по н.в.) бывший глава ЗСО, до этого зам.областного военкома.
Жан Бареевич тонко подметил, что пензенская поэтесса ни разу не упомянула, о именитых корнях своих земляков литературных знаменитостей. Только свое, душевное. Кроме именитостей и усадеб, и пензяков ещё есть очень неплохой литературно-художественный журнал Сура (с 1993 года) с его бессменным гл. редактором Борисом Шигиным и прекрасный краеведческий сайт “Пензовед”.Старинные фотографии Пензы ничуть не уступают нашим Симбирским. И вообще, вспоминается как совсем не зря в 70-е годы Ульяновская область соревновалась по все показателям, от сданных квадратных метров жилья до надоев и урожаев, со своей соседкой Пензенской областью. Давно не вспоминается эта советская норма соцсоревнование между регионами, кто кого на чем обошел, или сильно отстал. Но люди помнят добром все созидательное, и доброе, как о секретаре Г.В. Мясникове, и том министре культуры Пензенской области, о кончине которого так скорбит в своём комментарии Жан Бареевич Миндубаев. Вот такие впечатляющие эмоции о Пензе, нашей соседке, которую благодаря занявшей 3-е место на конкурсе им Благова Екатерине Огарёвой, вызвали её незамысловатые стихи.
В стихах не разбираюсь
Вот они такие разные, эти лауреаты поэтической премии имени ульяновского поэта Н.Благова, из Перьми, Димитровграда и Пензы. Странновато, что из литературно, совсем не обделённой Самары никого нет. Такая литературная память земляку, творчество которого до сих пор, вызывает между некоторыми ценителями поэзии споры, даже здесь на Глаголе, есть дело несомненно правильное и достойное. А быть ему межрегиональным или нет, подскажет время, и сами поэты, зрелые и начинающие. Такая дань памяти Н.Благову, как поэту, в виде конкурса, был проведен, шумно со спорами и суждениями. Как и положено поэту которого помнят. И конечно очень заметно, что “бронзовая призёрка”, сегодняшняя гостья Глагола из Пензы , Екатерина Огарева, набрала наиболее теплых откликов ульяновских читателей. Большое ей спасибо!
Вообще-то
Екатерина Огарёва уже давным-давно живёт и работает в Петербурге. А в Пензе её мало кто знает, разве что в селе Старое Дёмкино, где она провела детство.
Человек ищет где лучше.
Успехов ей! Но представляет на конкурсе Малую Родину Пензу, а не Петербург, и это тоже похвально.