Не так давно жильцы дома №81 по улице Панорамной получили долгожданные ключи от квартир. Отличный повод поговорить о деятельности регионального Фонда помощи обманутым дольщикам, который как раз и занимается подобными проблемными объектами жилого строительства. О том, каким образом организации удается решать вопросы по долгостроям, рассказывает руководитель Фонда Дмитрий Плохих.

Дмитрий Игоревич, какие объекты жилой застройки в нашем городе считаются на данный момент проблемными?

– Сейчас по Ульяновску выделено 24 проблемных объекта площадью более 180 тысяч кв. м. Из них семь – объекты, по которым уже введена процедура банкротства застройщика. Эти семь объектов – приоритетные в нашей работе, по ним в этом году, ориентировочно во втором квартале, уже должно быть принято решение, что конкретно с ними будем делать. На решение проблем дольщиков этих домов выделено 1,7 млрд рублей.

Это ЖК «Молодежный» на Буинской (там построена коробка дома), дом №67 по Красноармейской (из 12 построено только три этажа), многоквартирный дом по улице Кролюницкого (здесь есть только фундамент), дом №97 по Красноармейской (построено только два этажа), дом №25 по проспекту Маршала Устинова (здесь собрано 13 этажей из 18), дома №№42Б и 42В по ул. Строителей в Димитровграде. Все эти объекты стали банкротами примерно в одно время – лето-осень прошлого года. Конкурсные управляющие, кроме дома по Маршала Устинова, уже закончили свою часть процедуры, они уже передают документы для принятия дальнейшего решения. Поэтому решение по ним будет принято во втором квартале этого года. До 1 июля будет ясна их судьба.

– Вы разделяете проблемные объекты на какие-то категории?

– Во-первых, это объекты, которые считаются проблемными по действующему законодательству. К ним относятся случаи, когда по первому разрешению на строительство более чем на полгода переносятся сроки ввода объекта в эксплуатацию. По ним работы так или иначе ведутся, но там застройщик – не банкрот. Здесь наша функция ближе к надзорной. Во-вторых, это те объекты, где застройщик объявил о банкротстве. Достройкой именно таких объектов занимается Фонд. Те семь объектов, о которых я говорил ранее, сейчас находятся в стадии банкротства и конкурсного производства. В цифрах – это 1261 дольщик и 110 тысяч квадратных метров жилья.

– Как решается вопрос, если застройщик – банкрот?

– Решение о способе выполнения обязательств за застройщика-банкрота по тем объектам, которые сейчас находятся в нашем поле зрения, принимает публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства». Это структура федеральная. Если принимается решение о выплате дольщикам компенсации, то дело уходит к ним: дольщики открывают лицевой счет в банке этой компании, и деньги переводятся туда. Если же решено достраивать дом, то публично-правовая компания передает нашему Фонду эти объекты, и мы уже выступаем в роли заказчика на застройку, сдаем этот объект в эксплуатацию дольщикам со всеми соответствующими гарантиями. Механизм такой: появляется застройщик, объявляет, за какую сумму готов достроить объект, и достраивает его. Деньги он получает после ввода дома в эксплуатацию. Так было сделано, к примеру, на Красноармейской, д. 140.

– То есть работа с объектом, кроме надзора, когда он всплывает в базе, начинается с процедуры банкротства?

– Не совсем. По каждому проблемному объекту мы делаем предварительную оценку стоимости достройки, чтобы спрогнозировать масштаб проблемы, и отправляем эти данные в федеральную структуру, а они уже присылают для проверки своих специалистов. Они оценивают стоимость достройки объекта и у себя в фонде принимают решение. Этот момент тоже регламентируется законом. Если дольщиков больше половины и объект можно построить быстрее, чем за три года, принимается решение о достройке. Если же нет, то принимается решение о выплате компенсаций.

– Каков порядок выплаты компенсаций во втором случае?

– Здесь тоже все обусловлено законом. Во-первых, Фонд должен провести оценку не ранее чем за три месяца до выплаты. Уровень компенсаций устанавливается по рыночным ценам на аналогичное жилье, но не менее цены, указанной в договоре у дольщиков. Так как цена на жилье может колебаться и вверх, и вниз.

– Что было сделано вашим Фондом в 2019 году?

– В эксплуатацию было введено восемь проблемных объектов. Это дома со строительными номерами 30, 44 и 50 в микрорайоне «Юго-Западный», дом со строительным номером 15 в заволжском микрорайоне «Центральный», дом №81 по улице Панорамной, №140 по Красноармейской, а также многоквартирные дома по улицам Мира и Радищева. Все объекты, кроме Панорамной и Красноармейской, застройщики сдали сами. По итогам 844 человека получили свои квартиры.

– Какие планы на этот год?

– Запланировали ввести в эксплуатацию 21 проблемный объект. Сюда входят дома со строительными номерами 31, 32, 35, 36, 37, 45, 46, 81 в микрорайоне «Юго-Западный», дома со строительными номерами 16, 19, 41, 42, 44, 45 в заволжских микрорайонах «Центральный» и «Волжские кварталы», многоквартирные дома по улицам Кузоватовской, Транспортной, Октябрьской, а также дома №69 по улице Гимова в р.п. Ишеевка и №37 по улице Ленина в Димитровграде. Будут восстановлены права 1493 дольщиков.

– Жители обращаются напрямую?

– Лично у меня сейчас в базе более 2500 человек, с которыми веду непосредственное общение по объектам. Встречи по проблемным домам у нас проходят еженедельно, а то и ежедневно. В этом и суть нашей работы: не оставить людей одинокими в такой проблеме и вместе найти решение, предоставить бесплатную юридическую помощь. В случае банкротства застройщика дольщики могут обращаться к нам по телефону 27-06-82.