В нашем материале о проблемах, которые могли сподвигнуть восьмиклассника напасть на учительницу алгебры в школе №81,  эксперты назвали одними из главных виновников происшествия интернет и учителей. Последние, по словам опрошенных, в последнее время зачастую не являются профессиональными педагогами и не занимаются воспитательным процессом, а только готовят ребят к экзаменам. Один из наших читателей выступил в защиту: в то же самое “последнее время” педагогов все активнее догружают формальной отчетностью, целесообразность которой вызывает большие сомнения.

В министерстве образования мы попросили рассказать, какие конкретно нормы действуют сейчас  в плане сдачи отчетов – чем конкретно нагружают здесь учителей. Главное из уже привычно официозного ответа министерства: учитель составляет рабочую программу, формирует отчетную документацию (какую конкретно нам не сказали), ведет электронные дневники и журналы в системе АИС «Сетевой город. Образование».

Учитель в обязательном порядке должен иметь рабочую программу по предмету, курсам, дисциплинам, модулям, внеурочной деятельности. Участие учителей в формировании отчетной документации утверждено его должностными обязанностями, предусмотренными трудовым договором и должностными инструкциями. Должностные обязанности учителя предусматривают ведение контрольно-оценочной деятельности с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (введение электронных журналов и дневников), – прокомментировали в пресс-службе профильного министерства. При выполнении функций классного руководителя в обязанности учителя включается выполнение соответствующего плана воспитательной работы. Выполнение учителем обязанностей администрации школы, составление отчетности, разработка и актуализация документов, за исключением документов, предусмотренных федеральным законодательством и должностными обязанностями, осуществляется за дополнительную плату, размер которой определяется по соглашению на добровольной основе.

На территории Ульяновской области в 100% образовательных организаций имеется АИС «Сетевой город. Образование», предусматривающий электронный журнал. Министерством образования и науки Ульяновской области были даны рекомендации об отказе от бумажного и перехода на электронный журнал во избежание ведения двойной документации.

В дополнение к ответу министерства мы поговорили с классным руководителем одной из ульяновских школ, задав аналогичный вопрос. Здесь мы получили более предметную информацию.

У меня, как у классного руководителя, должен быть: план воспитательной работы с результатами по четвертям, полугодиям и году. Проводится индивидуальная работа с детьми, с родителями. Должны быть составлены акты ЖБУ (т.е. надо пройти по домам и посмотреть, как семья живет), составлены анкеты на семью (хотя вся эта информация есть при подаче документов в школу). Журнал проведённых инструктажей: по четвертям, при выходе на мероприятия. На детей, которые стоят на учете или находятся под опекунством, есть отдельные папки с документами: акты ЖБУ, характеристики, справки, анкеты, табели успеваемости и посещаемости, планы работы с ребёнком по четвертям, планы на каникулы, индивидуальная работа учителей предметников с ребёнком. Работа с отстающими, с теми у кого четвертная «2». Подтвердить это нужно документом, тетрадью ученика, протоколом. Вызвать родителей на беседу и подтвердить это документом. В ближайшее 3 недели у нас курсы повышения квалификации с последующей зачетной статьей к 20 марта и обучение к ОГЭ на платформе RUSTEST. Касаемо повседневной работы после уроков мы должны заполнить “Сетевой город” (темы, домашнее задание, выставить оценки, проверить домашнее задание), подготовиться к следующему уроку и составить его план. Проверка, заполнение и подготовка занимает около 3-4 часов в день.