Губернатор 3 марта провел совещание в связи с подписанным 1 марта президентом закона о бесплатном питании школьников. Комментарии по результатам совещания мы взяли у руководителя АНО «Агентство здорового и социального питания» Алексея Волкова.
– Алексей, какие основные задачи поставлены по итогам совещания?
– Губернатор четко обозначил приоритеты. Первое. Регион будет участвовать в реализации закона в числе первых, и соответствующая заявка уже направлена Министерством образования. Второе. Питание для всех школьников на территории региона должно быть одинаковым и соответствовать всем требования нового закона о качестве и безопасности пищевых продуктов. Третье. Введение бесплатного питания для школьников младших классов не дает права муниципалитетам сокращать число детей, питающихся льготно в старших классах. И четвертое. Каждый муниципалитет должен составить свою программу приведения в порядок инфраструктуры школьного питания в соответствии с типами и видами школьных пищеблоков.
– Формулировки «типы и виды пищеблоков» не совсем понятны обывателю. Поэтому спрошу, где будут готовить школьную еду?
– У нас на территории региона есть четкое правило, которого придерживаются все. Готовить еду необходимо только в школе. Исключение возможно только в тех школах, где нет пищеблоков. По типу и виду пищеблоки отличаются тем, в каком виде на них возможно поступление и обработка продуктов. Например, в новых школах, которые построены при нашем губернаторе Сергее Ивановиче Морозове, пищеблоки полного цикла: в них есть соответствующие цеха: мясной, овощной, кондитерский. В остальных, в подавляющем большинстве, продукты должны приходить уже в предварительно подготовленном виде: картофель – чищенным, мясо – обработанным и упакованным и т. д.
– Для чего такие сложности?
– В первую очередь для безопасности. Пересечение потоков в отсутствие цехового деления несет в себе реальную угрозу, и с учетом того, что по новому закону ответственность, вплоть до уголовной, напрямую ложится на директора школы, на совещании им рекомендовали ответственно подходить к определению типа и вида своего пищеблока.
– А как директор это должен определить?
– Очень просто. В паспорте школы есть соответствующий раздел, в котором указан тип пищеблока. Если директор неправильно его определил, то в случае использования аутсорсинга он переложил ответственность с оператора на себя, а если школа кормит детей самостоятельно, то уже сама напрямую будет нарушать СанПиН. Именно поэтому вторым ведомством, которое будет следить за реализацией закона помимо Минпросвета, определен, естественно, Роспотребнадзор.
– Из каких источников будет идти финансирование на питание младших школьников, и на что его будет хватать?
– Источников три: это федеральный, региональный и муниципальный бюджеты. Большую часть продуктов субсидирует федеральный бюджет, порядка 30% от продуктового набора добавит бюджет областной, а вот оказание услуги по приготовлению еды и модернизация пищеблоков должен взять на себя муниципальный бюджет. Это не должно превышать 20% от общей стоимости.
– А как будет рассчитываться продовольственный набор?
– Вот здесь очень важный принцип, заложенный в требованиях к закону. Стоимость продовольственного набора будет определяться не по принципу «кто предложил ниже цену», а расчетным путем. По формуле. Количество продуктов, которое ребенок должен потребить в граммах, будет умножаться на стоимость продуктов, взятую на основе анализа данных Росстата. Заменить продуктовый набор не получится. Но для нашего региона это подход не новый. Соответственно он давно уже закреплен в Постановлении Правительства Ульяновской области №390. К сожалению, не все муниципалитеты этого правила придерживаются у себя. Как отметил на совещании представитель Роспотребнадзора, есть школы, где завтрак рассчитывается из стоимости в 15 рублей и, конечно, он не может соответствовать нормам.
– Есть ли подсчет, сколько денег нужно на инфраструктуру?
– Примерный есть и он порядка 2 млрд по региону. Но здесь необходимо считать по каждому муниципалитету, поэтому губернатором поставлена задача составить соответствующую программу по каждому муниципалитету и защитить ее на соответствующей комиссии.
– Сумма значительная. С этим связана необходимость применять механизмы ГЧП?
– Привлечение средств бизнеса это, пожалуй, самый рациональный способ. Неслучайно поручение активнее развивать бизнес-инициативу прозвучала в послании Президента Федеральному Собранию одновременно с идеей организовать бесплатное питание в школах. В другом случае муниципалитеты должны заложить необходимые средства в свои бюджеты. Напоминаю, что согласно поручению президента вся инфраструктура должна быть полностью готова к 2023 году.
– Но постоянно кажется, что привлечение частные инвестиций натыкается на сопротивление надзорных органов, того же УФАС, например?
– Уверен, что у УФАС нет цели сопротивляться инвестициям, как вы правильно сказали, это надзорный орган, который следит за чистотой процедуры. Процедура использования механизма ГЧП относительно новая, хотя у нас она и прошла апробацию в течение 5 лет. Сейчас Ульяновск пошел дальше, передав право выбирать операторов питания самой школе и родителям. Процедура сама по себе максимально демократичная и исключает какое либо давление на директоров со стороны чиновников. Выбор за родителями!
Процедура новая, и очевидно, что компании, которые понимают, что не смогут удовлетворить качеством своей работы родителей, стараются всячески затормозить данный процесс, подают жалобы. ФАС кропотливо каждое требование разбирает, какие-то оставляет, какие-то заставляет убрать. Процедура постепенно корректируется. Но лишить родителей права определять, кто именно будет кормить его ребенка, конечно, нельзя. Поэтому, конечно, механизм ответственности бизнеса перед родителями – законными представителями школьников будет выстроен.
– Для этого появилось поручение о договоре на питание?
– В том числе. В законе прописана необходимость доведения полной информации о рационе и меню, учет медицинских рекомендаций по питанию ребенка, и усиления роли контроля за питанием. Все это можно сделать только в случае, когда у родителей есть соответствующий договор, где четко прописаны его права. Практика таких договоров есть в Ульяновске и Димитровграде. Губернатор дал поручение о внедрении подобной практики во всех муниципалитетах.
– Губернатор негативно высказался об идее властей Димитровграда создать отдельное АНО по питанию. Ваше агентство создано тоже в виде АНО. Здесь есть какая-то ревность?
– Нет, конечно, Агентство здорового социального питания создано в форме АНО для организации межведомственного взаимодействия, анализа лучших практик, помощи в пропаганде здорового образа жизни и питании, аудите деятельности в сфере социального питания. Мы в этом направлении напрямую взаимодействуем с учреждениями, в том числе, и со школами. И что важно, мы сами не ведем хозяйственной деятельности, не предоставляем никаких услуг по питанию. В Димитровграде же, со слов директоров, им пытаются навязать АНО как некоторый хозяйствующий субъект, через который будут идти средства, а питание должна предоставить сама школа. Но подобного рода «прослойка» не прописана в законе. В законе четко закреплена норма, что сама школа выбирает – кто и как будет оказывать услугу. А учредитель обязан обеспечивать доведение субсидии для младших школьников. Кроме того, в Димитровграде все школы имеют пищеблоки-доготовочные, и в таком случае создаваемое АНО должно будет параллельно организовать и цеха, и лабораторный контроль и логистику. С учетом сжатых средств непонятно, кто и как будет эти функции реализовывать. Скорее негативная реакция на эту «прослойку» связана именно с этим.
– Возвращаясь к самим школам. Сами они организационно к реализации закона готовы?
– Нужно отметить, что охват горячим питанием школьников у нас один из самых высоких по стране. Но все же нагрузки увеличатся. Где-то придется, действительно, корректировать графики перемен, изменять потоки. Именно поэтому по поручению губернатора Министерство образования и Агентство переходят в режим штабной работы, чтобы помочь каждой школе подготовиться к реализации закона. Время его реализации определено — 1 сентября 2020 года.