«Население должно быть не просто вовлечено в принятие решений (по государственному управлению – прим.авт.), оно должно участвовать в их реализации».

Губернатор Ульяновской области С.И.Морозов, Media73.ru, 09.02.2018г.

 

– Вы в качестве консультанта приглашены к нам, профессор? – спросил Берлиоз.

– Да, консультантом.

М.А.Булгаков, «Мастер и Маргарита».

Сразу оговорюсь, что я не являюсь экспертом в сфере государственного и муниципального управления, поэтому все нижесказанное – мнение рядового «консультанта», имеющего, тем не менее, большой опыт работы в общественных, муниципальных, коммерческих организациях и небольшой (всего 5 месяцев) – на государственной службе, в должности инспектора экологического контроля. И еще важная оговорка – в настоящее время на федеральном уровне в органах управления (во всех или почти во всех) тоже царит бардак: систему лихорадит, квалифицированных специалистов «выдавливают», а остальными управляют малоэффективные менеджеры, зачастую – выходцы из силовых структур… И, казалось бы, после этого предложения и писать что-либо дальше – бессмысленно. Но, все же, я озвучу свой «взгляд снизу». Про экологический контроль.

Итак, на протяжении последних 15 лет жители Ульяновской области могли видеть, как реформировалась и перекраивалась система региональных природоохранных органов. Сливались в «едином экстазе» эконадзор и минлесхоз, потом – «разливались», потом – опять… В прошлом году было создано Министерство природы и цикличной экономики («развелись», на этот раз с Минсельхозом), объединившее блоки управления природными ресурсами и эконадзор. Так случилось, что инспектор, курировавший Димитровград и соседние районы, был уволен и на его место, а вернее, временно, на должность сотрудницы, находящейся в декретном отпуске, был принят я. Должность называлась «ведущий консультант отдела экологической безопасности и управления отходами департамента природопользования и цикличной экономики Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области». Двадцать слов… Да, «такменяещениктоненазывал»… Гораздо благозвучнее, понятнее и экологичнее звучало бы простое «инспектор госэкоконтроля» – природу же беречь надо: чем короче названия госконтор и должностей, тем меньше бумаги и чернил расходуется… А уж сколько бумаги и рабочего времени расходуется на бесконечные переименования подразделений Правительства УО – отдельная тема для научного исследования аспирантов Российской академии государственной службы при Президенте РФ. «С такой бюрократией нам больше ни одну «войну» не выиграть» – подумалось мне тогда…

Еще в процессе оформления документов, я предложил в новом Министерстве создать полноценный межмуниципальный отдел из 3-5 человек для эффективного контроля на территории Новомалыклинского, Мелекесского районов и Димитровграда. Но мне сказали, что это вопрос даже не ближайшей перспективы, т.к. нет денег. То, что денег нет даже на обеспечение деятельности существующих инспекторов экоконтроля, я убедился сразу: «чистыми» я получал 20 тысяч рублей в месяц, из них около 5 тыс.руб  тратил на бензин (аммортизацию личного автомобиля – не считаю), около 2-х тыс.руб – на почтовые расходы (конверты/отсылка уведомлений/протоколов/постановлений нарушителям) и около 1-2тыс.руб   на связь/интернет/канцелярские принадлежности/заправку домашнего принтера. Т.е. по сути – я спонсировал Правительство УО в части затрат на обеспечение деятельности госэкоконтроля… Мне сказали потерпеть три месяца до нового, 2019 года. И я спокойно, планомерно, работал, осваивал новое для себя направление деятельности. Огромную помощь и поддержку (хоть и дистанционно, но все же…) оказывали коллеги из Министерства. Все, с кем познакомился – отличные люди и квалифицированные специалисты – спасибо им большое! Но прошло три месяца, потом четыре, пять, а ситуация не изменилась. Согласитесь – содержать семью на 11-12тыс.руб в месяц очень сложно, если еще и у супруги доход невелик, и отсутствуют иные источники заработка. Когда деньги, отложенные на летний отпуск, закончились, а «подмога не пришла, подкрепленье не прислали» – я понял, что Правительство Ульяновской области, просто-напросто, 1)не заинтересовано в организации качественного, полноценного экологического контроля на подведомственной территории, 2)не заинтересовано во мне, как специалисте, и – уволился.

И вот, не прошло и полгода, узнаю через СМИ о создании «отдельного органа по экологическому контролю в Ульяновской области» с непонятной, пока, структурой и функционалом, но с увеличением штата инспекторов. Вроде все так же, в системе Минприроды, но с непосредственным подчинением Губернатору. Уже озвучены некие векторы развития новой структуры: «проектное управление», «кустовой принцип», «узкая специализация инспекторов» (воздух/вода/недра/отходы). Складывается такое впечатление, что «игра в бирюльки» продолжается… Опять начинаются какие-то эксперименты. Возможно, я уже безнадежно устарел, и не могу понять, как надзорную деятельность совместить с «проектным управлением». Возможно, изменится сам подход к контролю? Инспектор превратится из «полицейского» в «аудитора», т.е. основной целью работы станет не выявление нарушений и штраф, а недопущение нарушений, их профилактика, разъяснение гражданам и природопользователям положений закона, консультативная помощь, а в исключительных случаях – штраф и взыскание ущерба… Если так – то, наверное, неплохо. Я это предлагал еще в 2013 году (был Год экологии – кто не помнит).

Так или иначе, каким образом будет организована работа – скоро мы узнаем. Но, мне кажется, было бы рациональнее, с организационной точки зрения, не создавать новую структуру, а усилить существующие в каждом районе лесничества, прикрепив к ним инспекторов экоконтроля. Повысить, так сказать, статус лесничеств. К тому же, масса нарушений, связанных с несанкционированным обращением с отходами, с воровством песка и проч., совершается именно в лесных массивах, лесополосах. Можно было бы добиться оперативного расследования этих нарушений (вместо того, чтобы футболить письма из одного отдела Минприроды в другой). И у нас были бы в каждом районе свои полноценные, универсальные, подразделения Минприроды. Еще бы и прием документов (различных экоотчетов) от природопользователей   можно было организовать, чтобы люди с районных предприятий в Ульяновск с бумажками не мотались – бензин лишний не жгли…

Но какими бы экспериментами с госэкоконтролем в Правительстве не занимались, прошу Губернатора только об одном: Сергей Иванович, сделайте зарплату инспектора государственного экологического контроля не менее 50 тыс.руб (в два раза выше средней по региону) с выплатой ежегодных «бонусов» (10-20%) в зависимости от суммы взысканных штрафов и обеспечьте каждого инспектора транспортом и всем необходимым для работы. Инспектор экологического контроля должен идти по жизни с гордо поднятой головой, а не с протянутой рукой по автозаправкам «шакалить»… Если этого не сделать, то никакого действенного контроля мы не получим, т.к.  на низкую зарплату невозможно найти хорошего специалиста, а голова инспектора будет занята не пресечением/расследованием нарушений и работой на благо общества, а посторонними, но важными для него самого, мыслями – как бы семью прокормить. Далее. Необходимо ввести для инспекторов (да и других рядовых сотрудников Минприроды) обязательные курсы повышения квалификации в ведущих учебных центрах страны (Москва, Питер) раз в 5 лет, со сдачей экзамена. У нас ежегодно меняется не только законодательство. Наука и техника развиваются семимильными шагами – надо использовать в работе современные технологии, да и просто – обмен опытом с коллегами из других регионов бывает очень полезным.  И еще одно пожелание – для выпускников-экологов ВУЗов, а также для работников природоохранных структур (и государственных и частных) было бы полезно ввести в масштабах всей страны обязательную клятву «Не навреди Природе» (по аналогии с «Клятвой Гиппократу» у медиков). Ведь, по большому счету, специалист-эколог, это «экосистемный врач». И от каждого «маленького» эколога, в конечном итоге, зависит здоровье Планеты Земля.    Мы должны сформировать моральные принципы существования своего профессионального сообщества, чтобы руководствоваться в работе не только законами, но и такими понятиями как честь и достоинство. Сейчас же, применительно к Ульяновской области, можно только поиронизировать на эту тему: такое ощущение, что экологи дали самую настоящую «Клятву «Гиппократу-Мулловскому» – «Не навредим»… (жители Мулловки и Димитровграда меня поймут)…

Ну, а уж если очередной эксперимент по организации госэкоконтроля провалится, наверное, надо будет Росприроднадзору забрать эти полномочия обратно на федеральный уровень…

Несколько слов надо сказать и об общественном контроле. Работе штатных инспекторов очень мешают «экстремисты-общественники», задачей которых является не наведение порядка, а создание видимости «борьбы за экологию», «информационный шум», и самопиар.  Часто бывает – сфотографирует такой «чудо-общественник» кучку мусора около подъезда (управляющая компания или региональный оператор вовремя не вывезли) и шлет письмо в прокуратуру: «Караул, тонем в отходах, примите меры». Прокуратура направляет эту жалобу министру, тот – начальнику департамента, тот – начальнику отдела, тот – инспектору, в результате, проходит несколько дней. А когда инспектор приходит на указанное в жалобе место – мусора уже нет. Коммунальщики вывезли. А государственные служащие  потратили на эту «пустышку» свое служебное время, бумагу, бензин, вместо того, чтобы действительно серьезными проблемами заниматься… Предлагаю ввести административную ответственность для таких «активистов»: если факт нарушения не подтвердился – наказывать их рублем (штраф + возмещение материальных затрат госструктур). Пусть сначала думают, как, что и куда писать – очень часто бывает достаточно просто поговорить с дворником, ну или позвонить в свою управляющую компанию…

И наоборот – необходимо узаконить денежное поощрение (скажем, 10% от суммы штрафа) общественных инспекторов за грамотное и своевременное оформление серьезных экологических правонарушений: это должна быть не просто «фотофиксация кучи мусора», а профессионально составленный акт, с указанием географических координат свалки, размеров (длина-ширина-высота), списком обнаруженных отходов в соответствии с федеральным классификатором, фотографией нарушителя (или номера транспортного средства) – чтобы инспектору экоконтроля, совместно с полицией, не «тянуть пустышку», а сразу идентифицировать нарушителя и привлечь к ответственности.  Т.е. у общественников должен быть стимул не «фотографией» заниматься, а выявить самого нарушителя, помочь госорганам сделать так, чтобы наказание за эконарушения было неотвратимым.

П.с. Не думаю, что мои слова будут сейчас услышаны «наверху» и уж, тем более, приняты к действию. Но, очень надеюсь, их прочитает и запомнит кто-то из сегодняшних школьников-студентов – завтрашних «вершителей судеб» в Ульяновской области…