На этой неделе губернатор Сергей Морозов обозначил, что в субботу будет озвучен новый список предприятий и сфер деятельности бизнеса, которые смогут работать. После крупных предприятий на втором этапе “перезапуска экономики” речь идет о сфере торговли и услуг. Остающимся в карантине немногим предпринимателям предлагается подумать, на какие меры по защите персонала и клиентов они готовы пойти, чтобы из него выйти. Рестораторам и торговым залам, например, снизить загрузку залов со 100 до 30 процентов.

В правительстве Ульяновской области обсуждаются новые поправки в указ губернатора и правила соблюдения санитарно-противоэпидемических мероприятий, по которым досрочно из карантина смогут выйти субъекты малого и среднего предпринимательства. Окончательный список таких сфер только готовится, но, как показал опрос разработчиков и сопричастных (и только что озвучил губернатор в очередном обращении), речь идет об открытии торговых (но только мебельных) центров, прачечных, химчисток, парикмахерских, салонов красоты и т.п. Главным условием будет соблюдение мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции. Сможет ли предприниматель продавать одежду без примерки – решать владельцу бутика. Глава правительства региона Александр Смекалин отмечает, что в данном случае речь идет не о бизнесе, который сейчас несет потери, а о населении, нуждающемся в услугах. Но выразим сомнение в подобном “расшаркивании”: спасать пора не свои привычки, а саму экономику.

“Эта дискуссия (о перечне сфер, – прим.ред) непростая и будет идти довольно длительное в нынешних условиях время, пару дней. В субботу губернатору представим свои предложения, пока я этот вопрос комментировать не буду, чтобы никого не ввести в заблуждение. Речь здесь идет не о том, каким субъектам МСП нужно открыться из-за потерь, а о том, что в интересах населения: именно его интересы обслуживает бизнес”, – сказал глава кабмина Александр Смекалин. 

По словам первого зампреда правительства Ульяновской области Марины Алексеевой, пока проект указа она пока не видела, но знает, что ” речь идёт о торговых центрах, салонах красоты с медицинской лицензией”:

“У меня очень фрагментарная информация по этой теме. Я за запуск промышленности, в первую очередь, и всей связанной с ней цепочки – это кровеносная система региональной экономики и финансов”.

Более конкретно по планируемым поправкам новые меры прокомментировал председатель Совета директоров Корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов: 

“Мы рассматриваем возможность разрешения работы для большого перечня сфер услуг, бытовых услуг, салонов красоты, парикмахерских, химчисток, прачечных, торговли (например, детская одежда), мебельных салонов. Понятно, что с предусмотренными средствами безопасности. Условно, если администрация торгового центра, рынка выработала чек-лист и гарантирует, что все арендаторы его будут соблюдать, это одно. Нам важно, чтобы сейчас это было одним из условий: не просто открытие ТЦ, а работа с обязательным подзаконным актом, который будет включать перечень требований и правил. Например, есть ограничения по продажам одежды. Ее будут дезинфицировать после каждой примерки? Конечно, нет. Если предприниматель может организовать процесс продажи без примерки, то мы его открываем, если невозможно – нет. Другой пример: в мебельных салонах в отличие от продуктовых магазинов меньшее скопление людей – человека полтора на 100 кв.метров. Если обеспечить дезинфекцию, то почему бы не открыться. Или вот: если парикмахерская маленькая и клиенты сидят “десна в десны”, то нужно будет раздвинуть кресла в разные углы помещения, и оставить в помещении двух-трех человек – мастера и клиента. Вот сейчас мы готовим такой разъяснительный пакет правил. Штрафы за несоблюдение уже все прописаны, мы не сторонники этих мер, но если попались, то “ничего личного”. Мы услышали просьбы, но давайте понимать, что сегодня не совсем стандартная ситуация. Все отрасли – кафе, рестораны, торговля  и тд. – пусть сейчас подумают и сформируют свои предложения, как они готовы ограничиться, чтобы продолжить работу (курсив Улпрессы). Мы посмотрели опыт стран Европы, Азии, сети “Леруа Мерлен”, например, агрегировали его и готовим некие указания. Если какие-то сферы деятельности хотят открыться, мы готовы вместо 100 процентной загрузки залов уйти максимум на 30 процентов.  Завтра или послезавтра, но мы к этому придем. Но будут конкретные строгие требования, потому что пик заболеваемости мы еще не прошли. Хорошо, что исключена завозная (из-за рубежа – Улпресса) инфекция, но у нас только 1000 с лишним земляков должны приехать в регион (из России – Улпресса). Поэтому в этом отношении нужно быть крайне небеспечными”.

Список организаций, которые имеют право работать, утвержден указом Президента РФ № 206 от 25 марта 2020 года об объявлении нерабочих дней и уточнен рекомендациями Минтруда России от 26 марта 2020 года. В первую очередь в этот перечень входят медицинские и аптечные организации, а также предприятия, связанные со сферой энергетики, теплоснабжения, водоподготовки, водоочистки и водоотведения, связи, информационных технологий и дорожного хозяйства. К ним, к примеру, относятся УМУП «Ульяновскводоканал», ПАО «Т Плюс», МУП «Ульяновскдорремсервис» и многие другие. Продолжают свою работу организации, которые эксплуатируют опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения и атомной промышленности. Разрешено работать  строительным организациям, приостановка деятельности которых может создать угрозу для безопасности людей.

7 апреля губернатор Сергей Морозов объявил о расширении упомянутого списка: разрешена работа предприятий соцобслуживания и тех, кто обеспечивает население продуктами питания и товарами первой необходимости. Также действуют строительные магазины, магазины оптики и продажи линз, зоотоваров. Цветочные магазины, кафе и рестораны функционируют только в режиме доставки. Можно работать автомойкам и автосервисам – последние оказывают только экстренные услуги. Разрешена деятельность частных медицинских центров, стоматологов (экстренные услуги), нотариусов и адвокатов, СМИ, гостиниц и хостелов, фотоателье. Могут работать тепличные комбинаты, организации, производящие и продающие семена и посадочные материалы. Продолжат действовать предприятия оборонно-промышленного комплекса, обрабатывающей промышленности – с учетом производственной необходимости и обеспечения непрерывных товаропроизводящих цепочек.