Как сообщает ренкинг журнала «Эксперт» за 2019 год Ульяновск попал в 20-ку городов с наибольшей долей нелегальных сигарет. Буквально за год теневой сектор захватил 14% табачного рынка Ульяновска. Теперь контрабанду и контрафакт нетрудно достать и в столице региона, и в населенных пунктах по области.

Но, если Ульяновск выбился в рекордсмены по росту черного рынка даже за относительно спокойный 2019 год, то чего ожидать от периода карантина, когда легальных точек продаж сигарет стало меньше, а вот предложение от теневого бизнеса практически не сократилось? 

В омут черного табака

Пачки без акцизных марок, с поддельными марками, или контрафактная продукция известных брендов – все эти категории нелегальных сигарет снижают бюджетные поступления на 100 млрд ежегодно, причем около 400 млн руб. за счет теневого оборота на территории Ульяновской области, как следует из исследования-ренкинга журнала «Эксперт».

В целом по России оборот контрафактной продукции за период с 2016 по 2019 год увеличился в пятнадцать раз, отмечал менеджер по связям с органами государственной власти «JTI Россия» Роман Трошкин на круглом столе в Заксобрании Ульяновской области в феврале. Ульяновск же по результатам 2019 года возглавил ТОП-10 городов с самым быстрым ростом нелегальных сигарет. У нас доля «черного табака» за 2019 год увеличилась на 284%, далее идут Набережные Челны (253%), Барнаул (176%), Тольятти (100%) и Красноярск (93%).

Сегодня нелегальный продукт представлен в большинстве несетевых магазинов Ульяновска. Средняя цена за пачку —  50-60 рублей, чаще всего товар лежит под кассой. Также в регионе распространена продажа с багажников (40-60 рублей за пачку) и через интернет, несмотря на то, что дистанционная продажа табака запрещена. В основном это белорусские сигареты, в меньшей степени продукция из Казахстана.

И хотя засилье нелегальных сигарет обычно характерно для приграничных регионов, пример Ульяновска показывает, что табачный криминал готов расширяться и вглубь страны. Это становится возможным, благодаря налаженной схеме поставок в Россию, которая проводится обычно одним из трех основных способов. Самый простой – перевозка через границу под видом продуктов для собственного потребления. Более сложный, но менее рисковый путь – оформление псевдотранзита, когда по документам все проходит так, будто груз действительно пересек границу и покинул Россию.

Наконец, популярное решение – оформление сигарет через пункт «Дьюти фри». Хотя все эти лазейки известны, открытая граница со странами ЕАЭС, несогласованность действий правоохранителей, нехватка полномочий, ресурсов и необходимой нормативной базы не позволяет полностью перекрыть поставки нелегальных сигарет.

Тлеющая опасность

Нелегальные сигареты наносят ущерб экономике и обществу медленно, но неотвратимо. Первым под удар попадает федеральный бюджет – как упоминалось, выпадающие доходы от неуплаты акцизов и НДС достигают 100 млрд рублей по стране. Далее ущерб наносится розничной торговле, соблюдающей закон – торговцы нелегальными сигаретами переманивают клиентов и снижают оборот, что ежегодно лишает честный ритейл 10 млрд рублей по всей стране. Торговля черным табаком связана с масштабным обналичиванием средств, которые питают серую экономику. Нелегальный импорт позволяет табачным фабрикам в ряде стран-членов ЕАЭС и в дальнем зарубежье, теснить отечественных производителей и ритейлеров на рынке – ведь поставщики табачного подполья не платят налоги и не ограничены в каналах дистрибуции. Кроме того, нелегальные сигареты стимулируют подростковое курение – по стране 9 из 10 точек-нарушителей, готовы отпустить табак школьникам, даже не спрашивая документы.

Масштабы нелегальных поставок говорят о функционировании организованного криминала, не исключено, что с участием коррупционного фактора. Добиться такого «прогресса» в наводнении региона нелегальным табаком другим путем вряд ли было бы возможно.

Сейчас проблема стала на порядок сложнее. В период карантина и противоэпидемических мер магазины многих законопослушных предпринимателей закрываются, а поставки становятся реже или прекращаются, как иногда бывает в небольших поселках. Все это ослабляет легальный сектор. Но для нелегалов эти ограничения не так существенны, они и так постоянно нарушают закон. Товары из-под прилавка, импровизированные «ларьки» в гаражах, торговля из багажника – спрос на сигареты не упал, а налаженные каналы поставки позволили нелегалам удержать на уровне и предложение. К периоду окончания карантина немало торговых точек может разориться, население переключится на дешевые нелегальные сигареты непонятного качества и происхождения. Чтобы не допустить звездный час нелегальных сигарет, необходимо уделять внимание борьбе с ними постоянно, потому что криминал всегда ищет возможность расширить свой нелегальный рынок сбыта. В противном случае, гидра черного табака выйдет из кризиса еще сильнее, чем была раньше.

Перспективы борьбы

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Ульяновской области Екатерина Толчина указывает, что доля  нелегального рынка сигарет в регионе составляет 15-20%, и это прямые потери бюджета:

“Нелегальных сигарет в области много, каждая пятая пачка, в основном из Белоруссии, как сообщали мне представители легальных производителей. Производство сигарет по поступлению акцизов в бюджет на втором месте после нефтегазовых доходов. И если доля этого нелегального рынка сейчас 15-20%, то это прямые потери бюджета. Люди чаще всего не ориентированы на качественную продукцию и покупают то, что подешевле, забывая о том какой опасности себя подвергают”.
Эксперты отмечают, что и в докарантинное время росту доли «черного» рынка, в том числе способствовали крайне низкие санкции за нарушение закона. Так, за продажу контрафактных сигарет расплачивается продавец, а не организатор, ведь штраф с физлица в размере 3-5 тысяч рублей отбивается в торговой точке за несколько часов работы. Законопроект об увеличении размера санкции правительство РФ поддержало в январе, однако до сих пор законопроект не рассмотрен Госдумой даже в первом чтении.
Еще один законодательный пробел — отсутствие лимита для физических лиц по ввозу продукции для личного потребления из стран ЕАЭС. Законодательная инициатива по ограничению, которое будет эквивалентно нормам, действующим в отношении ввоза табачной продукции из стран Дальнего Зарубежья (с небольшим повышающим коэффициентом это три блока, — прим.ред.) также поддержана правительством. Ожидалось, что первое чтение пройдет в марте 2020 года, но рассмотрение и этого законопроекта не состоялось в назначенные сроки.

Существует также проблема несовершенства процедуры выдачи специальных марок. В целях урегулирования этого вопроса Минфин РФ разработал правила выдачи спецмарок, сейчас проходит процедура межведомственного согласования.

Эксперты отмечают, что, как и в случае с нелегальной алкогольной продукцией, необходимо уничтожать и нелегальную табачную продукцию, включая оборудование для его производства. В настоящее время в Минсельхозе РФ проводится работа по разработке соответствующих поправок в Уголовно – процессуальный кодекс. Также предлагается ввести единую минимальную цену табачной продукции, ниже которой нельзя будет ее производить и реализовывать. К последнему законопроекту были замечания, но концептуально правительство документ поддержало.

Но пока процесс изменения федерального законодательства идет своим чередом, регионы могут поспособствовать сдерживания черного рынка. Например, поддержкой собственных предпринимателей, равно, как и продолжением работы по пресечению нарушений закона. Ведь табачному подполью гораздо легче пережить сложные времена, а сегодняшний бурный рост онлайн-торговли и доставок им только на руку – контролировать этот сегмент гораздо сложнее, чем стационарную торговлю. А когда для покупки сигарет не остается альтернатив, кроме как идти в небольшой магазин с коробкой безакцизных пачек под прилавком, рассуждать о скором восстановлении экономики и, в первую очередь, легального малого и среднего бизнеса бессмысленно.