Утверждена и вступила в силу  программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Ульяновска на период 2020-2035 годов. Документ полностью опубликован официальной городской газетой «Ульяновск сегодня» и там много действительно интересного. Мы продолжаем публиковать фрагменты, касающиеся конкретных направлений развития. Мы уже рассматривали:

социально-демографическую статистику, динамику автомобилизации и показатели транспортного спроса на улично-дорожную сеть Ульяновска, 

характеристику работы городского транспорта общего пользования с анализом пассажиропотока,

анализ уровня безопасности дорожного движения.

Сегодня (по пунктам программы) — оценка уровня негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения.

Согласно мировому опыту в государствах с развитой промышленной базой основными источниками загрязнения являются предприятия тяжёлого машиностроения, приборостроения, электронной и электротехнической отраслей промышленности, теплоэлектроцентраль (далее – ТЭЦ), предприятия перерабатывающей промышленности. После резкого спада промышленного производства в стране и роста автомобилизации населения основным источником загрязнения воздуха становится уже автомобильный транспорт. Так, за период с 2013 по 2017 годы объём загрязняющих атмосферу выбросов практически не изменился (зарегистрировано незначительное снижение в 2014-2016 годах). При этом при общем уменьшении объёма выбросов от стационарных источников загрязнения имелась тенденция незначительного роста объёма выбросов вредных веществ от автотранспорта, доля которого в общей массе составляет около 70 % (рисунок 13).

Рисунок 13. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

 

Основной причиной высокого уровня загрязнения воздуха выбросами автотранспорта является увеличение его количества, причём не только личного, но и коммерческого транспорта (в том числе автобусов малого класса, обслуживающих маршрутную сеть города). Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания содержат вредные вещества и соединения, в том числе аммиака диоксид, аммиак, ангидрид сернистый, метан, сажу, углерода оксид и другие. Кроме выбросов от двигателей внутреннего сгорания (далее – ДВС) на окружающую среду влияют продукты эксплуатации транспорта (продукты износа шин и трущихся деталей, масла и другие рабочие жидкости) и средства, используемые для обеспечения очистки дорог (антиобледенители, пескосоляная смесь и химреактивы).

Количество автотранспортных средств ежегодно увеличивается. По официальной статистике уровень автомобилизации в Ульяновской области составляет 290 автомобилей на 1000 жителей и данный показатель стабильно растёт. Ситуация в МО «город Ульяновск», как в областном центре с численностью жителей 650 тысяч человек, является весьма напряжённой, но стабильной.

Несмотря на увеличение парка транспортных средств, его качественный состав меняется в сторону улучшения. На дороги выходит больше транспортных средств, удовлетворяющих экологическим требованиям Евро-2 и выше, а также использующих газомоторное топливо. Как видно из данных статистики, несмотря на значительный рост в период с 2013 по 2017 годы количества автомобилей в городе Ульяновске (на 17 %), такого же значительного увеличения объёма выбросов загрязняющих веществ не произошло (на 7 %).

Стоит отметить, что стабильный рост количества транспорта, несмотря на достигнутый сейчас баланс, приведёт к резкому ухудшению экологической ситуации в городе при переходе критической точки, когда улично-дорожная сеть не сможет справиться с возросшей нагрузкой от транспортных средств (транспортный спрос превысит пропускную способность транспортной инфраструктуры), что в свою очередь приведёт к снижению средней скорости перемещения. В данном случае можно ожидать волнообразного увеличения объёма выбросов вредных веществ в атмосферу в связи с резким снижением средней скорости перемещения по городу. Чтобы избежать данного сценария, необходимо предусмотреть в дальнейшем мероприятия по:

-развитию общественного транспорта с целью переориентации спроса с личного транспорта на общественный;

– развитию транспортной инфраструктуры и элементов АСУДД с целью снижения (или как минимум не увеличения) заторовых ситуаций на улично-дорожной сети, влекущему уменьшение средней скорости.