Ранее нами были опубликованы представленные картинки проекта реставрации малого зала Мемцентра под размещение органа.
“В техническом задании указывается, что для обустройства зала предусмотрен перенос вентиляционной шахты и сооружение новой сцены с акустической раковиной. Проектируемый зал рассчитан на 397 мест.
В зрительном зале предусмотрена укладка паркета, устройство акустического подвесного потолка, облицовка стен венецианской штукатуркой и диффузорами Шредера. Также предусмотрена замена внешних и внутренних витражей на новые, по существующим аналогам, с алюминиевым профилем”.
В марте 2019 года на открытии международного фестиваля «Мир, Эпоха, Имена..» Сергей Морозов сообщил, что малый зал будет носить имя архитектора Бориса Сергеевича Мезенцева.
Олег Владимиров:
Действительно, злоба (на церковно-славянском – забота, тягота) дня сегодняшнего несколько иная, чем ремонт малого зала.
Тем не менее, жизнь области продолжается, и в среду 15 апреля в Министерстве искусства и культурной политики Ульяновской области под руководством министра Е. Е. Сидоровой состоялось совещание, на котором рассматривался проект интерьеров малого зала Мемцентра (его приспособление под орган). Кроме представителей Министерства, Управления по охране объектов культурного наследия, ОГКУ “Ульяновскоблстройзаказчик”, сотрудников и директора фирмы ООО “Симбирск-Рем-Сервис” и др., совещание было удостоено )) приглашением двух архитекторов – А.М.Капитонова и меня.
Эскиз интерьеров малого зала был представлен не впервые.
Начиная с марта 2018 г., тема реконструкции малого зала Мемцентра и перенос туда органа из фактически заброшенного здания Филармонии не один раз обсуждалась в медиа-пространстве.
В 2019 году в прессе появилась информация о более конкретных планах реконструкции этого зала. Предполагалось существенно изменить его интерьерные решения и закрыть витражи на фасадах.
Необходимо отметить, что здание Ленинского мемориала является объектом культурного наследия федерального значения, но сами интерьеры почему-то не были включены в предмет охраны (или были в какой-то момент кем-то выведены?). Хотя витражи, являющиеся одновременно элементом экстерьера и интерьера, по-прежнему – предмет охраны.
В городе, да и во всей стране не так много объектов архитектуры в стиле модернизма. А такого уровня, как Мемцентр, – вообще единицы. Понимая, что при размещении в малом зале органа, в первую очередь будут решаться вопросы акустики и есть большая вероятность утраты стильности и целостности интерьерных решений, так как зал изначально не был предназначен для органной музыки, – группа экспертов из историков, краеведов и архитекторов обратилась в Управление по охране объектов культурного наследия Ульяновской области и в Центральный ОНФ 12.09.2019 г. с просьбой поставить этот процесс под контроль.
После обращений осенью 2019 г. были организованы две экскурсии по строительной площадке зала для представителей экспертного сообщества, три совещания в Управлении по охране объектов культурного наследия (одно расширенное и два рабочих). Несколько раз архитекторы, приглашённые на эти встречи, подробно излагали свои замечания и предложения. К сожалению, протоколы совещаний, состоявшихся в Управлении, не были разосланы его участникам. Но через какое-то время всем экспертам был прислан скан с просьбой проголосовать письменно за согласование интерьерного решения. Голосовать без представленных в достаточном объёме проектных материалов эксперты отказались. Кстати, это было последнее заседание Экспертного совета при Управлении по охране объектов культурного наследия, с тех пор (около полугода) проблем с сохранением наследия в области, видимо, не осталось )).
На совещании 15 апреля 2020 года проектировщики ООО “Симбирск-Рем-Сервис” представили обновлённые слайды, на которых было видно, что почти все наши предложения, многократно высказанные в сентябре-октябре 2019 г. на нескольких встречах, проигнорированы, о чём я и сообщил присутствующим.
На этом совещании также обсуждались иные возможности рассмотрения проектных решений ООО “Симбирск-Рем-Сервис”:
– ещё раз (третий) рассмотреть проект на стройке с местными архитекторами;
– пригласить к обсуждению проекта иногородних архитекторов, включая московских.
Кроме того, на совещании проектировщики пообещали (в очередной раз) прислать чертежи проекта, а не только картинки.
Чертежи – это архитектурная грамота, по ним специалисты видят проектируемый объект, предположительно, что так же, как музыканты слышат музыку по нотам.
В чём же проблема, почему отсутствует понимание между административными органами, принимающими решения, и специалистами?
Можно сотни раз на уровне консультаций, собирая лучших архитекторов со всей страны и мира, рассказывать о том, что нужно сделать, но результата всё равно не будет, пока кто-либо из профессиональных архитекторов (специалистов по модернизму) не станет внутри проектного процесса методично, скрупулёзно, каждый день заниматься поиском гармоничных архитектурных решений совместно с узкими специалистами (акустиками, технологами, конструкторами и многими другими). Так выглядит нормальный процесс архитектурного проектирования.
… Из воску или из тафты
Не долго смастерить цветы;
Но взять алмаз в коре и сразу
И грань, и блеск придать алмазу,
Или из мрамора иссечь
Огонь лица и холод плеч, —
Увы! нельзя… Тут нужно время… (Я.П.Полонский, русский поэт 19 века)
Причины торможения проектного процесса ремонта малого зала Мемцентра, на мой взгляд, в следующем:
1. Архитекторы ООО “Симбирск-Рем-Сервис” работают в структуре строительной фирмы и полностью должны следовать её интересам. Создание архитектурного произведения далеко не всегда является целью строительных компаний. Бросается в глаза, что роль архитекторов в этом проекте заключается, в основном, в визуализации кем-то принятых решений. Но делать красивые картинки – это совсем другая профессия.
2. Тендер по залу проводился на строительные работы со своими сроками и ценой. В таких условиях процесс проектирования воспринимается как помеха, которую нужно преодолеть максимально дёшево и быстро. В данном случае экономить нужно не на проекте, а с помощью проекта.
3. Со стороны администрации Ленинского мемориала требования к проектным решениям предъявляются, в основном, по организации акустики. Лучших архитектурных решений, к сожалению, никто не хочет искать.
4. Некоторые из управленцев проектом совершенно серьёзно уверены, что главное в интерьере – это цвет обивки кресел.
В этой связи хочется привести цитату из “Мёртвых душ” Н.В.Гоголя:
“– Какой веселенький ситец! – воскликнула во всех отношениях приятная дама, глядя на платье просто приятной дамы.
– Да, очень веселенький. Прасковья Федоровна, однако же, находит, что лучше, если бы клеточки были помельче, и чтобы не коричневые были крапинки, а голубые…”
Модернистский интерьер малого зала – общественное пространство и создавался этот интерьер большими мастерами как целостное гармоничное произведение, включая, в числе прочего, и его колористическое решение.
5. Далеко не все сегодня понимают “музыку” архитектуры в стиле модернизма, возможно, так же, как не все понимают музыкальные произведения композиторов-модернистов 20 века. Но никому, почему-то, не приходит в голову советовать дирижёру как ему руководить оркестром.
На региональном уровне проблема непонимания административными органами специалистов проявилась особенно ярко: решение о реконструкции малого зала под установку органа было принято буквально через несколько дней после проведения в этом же зале международной конференции по модернизму. Очень символично.
Фото октябрь 2019 г.
Самоизоляция
В Новом городе, в поселке Ленинском «Рыбацком», на ул. Изумрудной, д.13. Работают иностранцы (узбеки). Заливают фундамент под строительство частного дома.
Получается что Россиянам нельзя работать, а иностранцам пожалуйста…
Горожанин
Получится как всегда торговый центр
МНЕНИЕ
Мое мнение простое – давайте сначала все сделаем, смонтируем орган, рассадим в зале слушателей. А потом, если не зазвучит, начнем задавать вопросы и про проектировщиков, и про архитекторов, и про строителей. Вот тогда и будет ясно – кто , зачем и почему….
ага
Давайте сначала сделаем операцию больному, а если помрет, то спросим у него – почему он умер
Мемцентр
Дуракам дали денег. Все что сейчас происходит в медцентре – должно превратиться у уголовное дело.
В чём проблема?
В соцсетях же пенсионеры организуют правительства СССР. В “Одноклассниках” одно советское правительство, “Вконтактах” другое. Можно даже два уголовных дела завести одновременно. Здоровая конкуренция даст отличный результат!
горожанин
Ну, во-первых проектные картинки врут, кажется: акустики однозначно заявляли в начале работ, что окна должны быть заложены кирпичом, а не закрыты какими-то шторками, иначе звука в зале не будет… Во-вторых господа архитекторы раз за разом поднимают в общественных обсуждениях бучу, имхо, только с целью самопиара – потому что хоть дураку, хоть умному, хоть трезвому, хоть пьяному ясно, что власти ваши компетенции нафиг не нужны, а нужны лишь подписи под готовыми решениями. не подпишут эти эксперты – на раз-два найдут других. Задача власти – остаться у власти и продолжать стричь бабло,а музыка архитектуры, как впрочем и музыка органа, ушам власть имущих недоступна!
Версаль
И эти рассуждения автора Версаля…
Боже! Останови вырваров!
Во всех цивилизованных концертных залах орган установлен на главной сцене. У нас же его планируют поставить в этой галерее люди, которые, видимо, никогда не слушали это волшебный инструмент, или просто никогда не бывали в концертных залах с органом! Уродство души порождает уродство дел!
Где специалисты?
даже в музыкальных раковинах. которые находятся на открытых площадках, полы покрывают сначала специальным материалом, чтобы улучшить звук. А здесь кирпичом стены выкладывают! Органный звук требует других материалов!
идиоты, меня окружают идиоты
дураку понятно, что это конструкция… нашелся сельский специалист
Гостья
Лучше бы отремонтировали филармонию и оставили орган на своём месте. Там он лучше смотрится и как-то уютнее в том зале было. А в мемцентре всё выглядит как на партийном собрании ЕР.
)
На свете нет ужаснее напасти, чем идиот, дорвавшийся до власти! (Леонид Филатов)
Ладно б идиоты!
А то ведь начиная с горбачёва и заканчивая Окурком,все почётные “работники” ЦРУ!
Лол
Так в том и дело, что всё это сплошь силовики да полицаи. Именно в делах хозяйственных, градостроительных, упасибоже – архитектурно-оформительских и благоустроительных они полные и**ты, говоря напрямоту, в том смысле – что абсолютно некомпетентны, потому что нет у них ни соответствующего образования, ни знаний, ни таланта, ни малейшего интереса, напрочь отсутствует чувство прекрасного и способность отличить уродство от красоты, их уровень вкуса – китч, халтура и пошлятина.
Потому что город – это не КГБ, не околоток.
чья бы корова мычала
Олег Михайлович! Да вы самый ярый противник исторической застройки. давайте вспомним его проекты Ленина 116, Льва Толстого 65, который вы продавили, Про Версаль я уже и молчу… и таких примеров тьма!!! Единственное, чем Вы руководствуетесь – это финансовая сторона.Видно же, что Вы, путем унижения других архитекторов пытаетесь себя обелить. А мое мнение, что архитекторы, которые занимаются этим объектом – молодцы! Максимально сохранили внешний вид, хоть это и сложно
гость
Внешний вид малого зала не сохранён, он стал другими, орган там выглядит чуждо
Да
Богомерзкая куча мусора под шизоидным названием “Версаль”, нагромождённая в… РЕКРЕАЦИОННОЙ ЗОНЕ! – Это буквально преступление против города, против жителей. Там были деревья и фонтаны! Это было место для отдыха. Человек, который такое “проектирует” в таком месте – не архитектор, он в архитектуре ни черта не смыслит, у него совести нет, это вредитель, пар*зит в архитектурном деле. Архитектура – это красота и уместность. А назваться у нас любой может как угодно. И у нас таких целый ряд “архитекторов” при полном отсутствии современной архитектуры в городе. Парадокс. Есть уродливые постройки и безобразные сооружения, но достойной современной общественной архитектуры абсолютно нет, вообще.
Евгений
Кощунство – одним словом.
рахат-лукум
При строительстве об акустику вытерли ноги. Предлагаю пойти дальше – орган сдать на цветмет, а в этом зале поставить самоиграйку Ямаша с парой колонок, поскольку звук будет такой же как и от органа в этом неприспособленном помещении.
Крестьянин из Топорнино
Резонансная частота стекла в этом зале около 2133 Гц. Органист просто обязан сыграть на всю мощь пьесу с преобладанием До четвертой октавы, чтобы стекла лопнули на головы строителей!
КПСС
Развали гады всё!!!! Где деньги- “ШУР”?
Сергей
Нам такая общественность, которая требует грамотно провести реставрационные работы на объекте, мешает выполнить работы как нам удобно, быстрее освоить денежные средства и отчитаться в верхах — не нужна. Нам нужна общественность которая будет кивать головой в знак согласия с принятыми нами решениями и громко хлопать в ладошки.
Лол
Скажу крылатыми стихами:
За что Сирожа ни возьмётся,
Всё превращется в… оно.
В городе осталось хоть что-нибудь, что крепкий хозяйственник ещё не изуродовал?