Утверждена и вступила в силу  программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Ульяновска на период 2020-2035 годов. Документ полностью опубликован официальной городской газетой «Ульяновск сегодня» и там много действительно интересного. Мы продолжаем публиковать фрагменты, касающиеся конкретных направлений развития. Мы уже рассматривали:

— социально-демографическую статистику, динамику автомобилизации и показатели транспортного спроса на улично-дорожную сеть Ульяновска, 

— характеристику работы городского транспорта общего пользования с анализом пассажиропотока,

— анализ уровня безопасности дорожного движения

— оценка уровня негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения

ключевые фрагменты из характеристики существующих условий и перспектив развития и размещения транспортной инфраструктуры

Сегодня (по пунктам программы) — прогноз транспортного спроса, изменения объёмов и характера передвижения населения и перевозок грузов.

Прогноз социально-экономического и градостроительного развития

В рамках разработки программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Ульяновска устанавливаются следующие уровни планирования:

краткосрочная перспектива – 2020-2024 годы;

среднесрочная перспектива – 2025-2029 годы;

долгосрочная перспектива – 2030-2035 годы.

Прогнозные показатели социально-экономического развития города Ульяновска определены Стратегией социально-экономического развития МО «город Ульяновск» до 2030 года. В соответствии со Стратегией до 2030 года предусмотрен рост населения города Ульяновска на 3 % в период с 2014 по 2030 годы. Анализ текущих статистических показателей по динамике изменения численности населения города Ульяновска показывает, что промежуточный прогнозный показатель численности населения, установленный на начало 2018 года, существенно отличается от фактического (так фактическая численность населения города Ульяновска на начало 2018 года – 649,384 тысяч человек, а прогнозная в соответствии со Стратегией – 646 тысяч человек), то есть фактический рост численности населения превысил плановый. При этом рост населения в городе Ульяновске за последние два года замедлился (с 0,47 % по итогам 2016 года до 0,20 % по итогам 2018 года), что связано со значительно возросшей естественной убылью населения, а прирост населения обеспечивается за счёт миграции.

С экономической точки зрения город Ульяновск остаётся привлекательным городом для миграции населения. Тем самым прирост населения будет продолжаться и в краткосрочной перспективе, правда значительно замедлится и составит с 2019 по 2024 годы порядка 0,6 %. Далее, учитывая реализуемые в Российской Федерации национальные проекты и программы развития Ульяновска и Ульяновской области, а также инертность эффекта от реализации социально-экономических проектов, можно ожидать постепенное увеличение прироста численности населения в среднесрочной перспективе с 2024 по 2029 годы на 0,97 % (а в горизонте планирования Стратегии с 2024 по 2030 – 1,3 % и выйти на показатели численности населения Стратегии), а в долгосрочной перспективе с 2030 по 2035 ещё на 1,1 %. Прогноз по численности населения представлен в таблице 15.

Таблица 15. Прогноз по численности населения

Одним из основных элементов развития территорий современных городов в России является жилищное строительство. В настоящее время и в близлежащей перспективе в городе Ульяновске под жилищное строительство производится освоение следующих территорий:

юго-западная часть города Ульяновска (территория, ограниченная улицей Генерала Мельникова, улицей 154-ой стрелковой дивизии, улицей Крефельдской, западный обход города Ульяновска) – мкр. «Юго-западный»;

заволжская часть города Ульяновска (территория, ограниченная проспектом Авиастроителей и проспектом Маршала Устинова) – мкр. «Центральный»;

северо-западная часть города Ульяновска (территория, ограниченная улицей Скочилова, улицей Защитников Отечества, улицей Панорамной) –  мкр. «Репино»;

в районе торгового центра «Аквамолл» – мкр. «Аквамарин»;

южная часть города Ульяновска (территория, ограниченная ул. Шолмова, ул. Александра Невского, ул. Промышленной, ул. Автозаводской) –    мкр. «Новая Жизнь»;

заволжская часть города Ульяновска (территория, ограниченная проспектом Столыпина, улицей Генерала Кашубы, проспектом Зырина) –  мкр. «Волжские Кварталы».

Кроме этого Стратегия предполагает реализацию комплексных проектов освоения территории внутри города, в число которых входят: реновация берега реки Свияги, расширение территории торгового центра «Аквамолл», реконструкция железнодорожного вокзала, создание музея СССР и реконструкция парка «Дружбы народов», строительство микрорайонов «Sky City» и «Аэротрополис», развитие промышленной зоны «Заволжье» и «Наноцентр» и другие.

Расчёты и анализ расселения населения относительно размещения мест приложения труда по городу Ульяновску на расчётный срок показали:

  1. Среднее значение радиуса расселения населения относительно центра города Ульяновска несколько возрастёт за счёт развития микрорайонов на окраинах.
  2. Текущий рост расселения по районам города Ульяновска и перспективное освоение территорий под жилое строительство предполагают в большей степени рост численности населения в Заволжском районе города Ульяновска, в чуть меньшем размере рост в Ленинском и Засвияжском районах города Ульяновска, сохранение на прежнем уровне или спад численности населения в Железнодорожном районе города Ульяновска.
  3. Наибольшая часть мест приложения труда будет приходиться на центральную часть города, а также на промышленные зоны Заволжского и Засвияжского районов города Ульяновска.

Прогноз транспортного спроса, объёмов и характера передвижения населения и перевозок грузов по видам транспорта, прогноз развития транспортной инфраструктуры по видам транспорта

      Воздушный транспорт

Реконструкция аэропорта Ульяновск (Баратаевка) завершена в 2018 году, по итогам работы за первое полугодие 2019 года было перевезено более 150 тысяч пассажиров, что позволяет оценить годовой объём в 300 тысяч пассажиров. При этом в 2017 году было перевезено 235 тысяч пассажиров из аэропорта «Ульяновск – Восточный», в 2016 году – 196 тысяч пассажиров (из 2-х аэропортов), что позволяет отметить устойчивый рост пассажиропотока.

Грузовые операции через аэропорт «Ульяновск – Восточный» носят и будут носить в будущем преимущественно транзитный характер, что связано с ограниченным спросом на грузоотправления и грузополучения в Ульяновской области и близлежащих регионах. При этом целесообразно рассмотреть возможность формирования на его базе мультимодального логистического центра, в перспективе носящего международный характер. Перспективным направлением деятельности узла является мультимодальный транзит на направлении Европа – Восточная или Южная Азия, при котором европейский сегмент будет выполняться автомобильным или железнодорожным транспортом (в целях сокращения издержек), а азиатское плечо воздушным транспортом.

Железнодорожный транспорт

Город Ульяновск находится на пересечении двух однопутных неэлектрофицированных железнодорожных линий. Главный вокзал города построен в 1970 году на станции «Ульяновск-Центральный», расположенной на значительном удалении от центра города (время в пути на трамвае составляет 25-30 минут). В 2017 году произведена его реконструкция.

В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 № 877-р) в период до 2030 года предусмотрена электрификация участка железной дороги «Ульяновск – Сызрань», а также строительство второго железнодорожного мостового перехода через реку Волгу на участке Ульяновск – Димитровград, что может положительно сказаться на транспортной доступности города Ульяновска и повышении востребованности железнодорожной инфраструктуры города Ульяновска.

Водный транспорт

Ульяновск располагается на реке Волге в зоне Куйбышевского водохранилища. Ширина реки в черте города составляет от 3 до 12 километров. Имеется речной порт, защищённый волнорезом длиной 1,7 км, а также отдельные грузовые и пассажирские пристани.

Регулярные перевозки пассажиров внутренним водным транспортом не осуществляются и не планируются к осуществлению в ближайшей перспективе (при этом в порту сохранилось несколько скоростных пассажирских судов типа «Метеор»). В настоящее время осуществляются прогулочные рейсы, а также приём проходящих круизных судов.

В ближайшей перспективе Правительством Ульяновской области запланировано строительство нового пассажирского речного порта, который должен стать более привлекательным для туроператоров и более удобным для захода в город Ульяновск туристических теплоходов.

Основным видом принимаемых грузов являются навалочные строительные грузы. Количество обрабатываемых грузов нестабильно, но в общем увеличивается по сравнению с 2000-ми годами. В настоящее время существенной проблемой грузового пассажирского порта является фактическое отсутствие подъездной автомобильной дороги (старая подъездная автодорога в районе Императорского моста с 2017 года закрыта для движения грузового транспорта).

Для развития водного транспорта Генпланом предусмотрены следующие мероприятия:

создание грузового речного порта, для обслуживания интермодальных грузопотоков международного и регионального значения в левобережной зоне, на базе существующих грузовых причалов, в районе порта резервируются территории для размещения перевалочно-складского комплекса;

строительство причальной стенки и эллинга на 50 судов с комплексом обслуживающих помещений на северном склоне дамбы (в районе засыпаемого в настоящее время участка водной акватории между портом и Волжским мостом);

создание единой базы-стоянки маломерных судов на 500-600 единиц на базе гаражно-строительного кооператива «Нептун» в районе Императорского моста.