Живем мы в Ульяновске, бывшем Симбирске. Недавно, будучи в гостях у родственников, я обратил внимание на старинную икону святителя Николая. Оказалось, тетя Лида хранит ее как память о своей двоюродной бабушке Екатерине Дмитриевне Декалиной, одной из последних насельниц Симбирского Спасского женского монастыря, которая после закрытия обители в 1920 году вместе с другой монахиней, Анастасией Степановной Фокиной, купила небольшой домик на улице Степана Разина, где и жила тихой уединенной жизнью, посвятив себя заботам о племянниках и племянницах. Для всех, кто был с ней знаком, арест этой пожилой женщины в декабре 1937 года явился полнейшей неожиданностью. Попытки узнать что-либо о судьбе Екатерины Дмитриевны тогда ни к чему не привели, и лишь теперь стало известно: ее в составе группы представителей местного духовенства и верующих мирян обвинили в создании “областной контрреволюционной организации”. По этому делу семьдесят человек приговорили к расстрелу, а восьмерых – к 10 годам заключения. В книге протоиерея В. Дмитриева “Симбирская Голгофа” можно прочитать, что пятнадцать осужденных расстреляли в Ульяновске 21 января 1938 года, а спустя почти месяц, 17 февраля, казнили остальных, в том числе и бабушку Катю…
+ + +
О первые годах существования Симбирска мы знаем очень мало, однако почти все историки сходятся во мнении, что одновременно с Симбирским кремлем начинает строиться и Спасский женский монастырь. Изначально он занимал территорию, ныне ограниченную улицами Бебеля, Советской, Маркса и Пожарным переулком. В 1691-1696 годах в его стенах возвели Спасский собор, а в ХIХ веке – храм во имя Иверской иконы Божией Матери (1861-1870). Здесь существовала одна из первых в городе больниц, богадельня и училище для девиц-сирот из духовного звания; на монастырском кладбище нашли вечное упокоение не только монахини, но и некоторые губернаторы, почетные граждане и усердные прихожане. Монастырь посещали члены императорской семьи: так, в 1837 году в нем побывал цесаревич – будущий император Александр II. Подробно история обители до середины ХIХ века изложена в работе К. И. Невоструева.
В архиве Ульяновской области обнаружены документы, проливающие свет на драматическую историю закрытия Спасского женского монастыря.
В марте 1920 года губисполком (председатель М. Гимов) предписал его настоятельнице в срочном порядке освободить занимаемые помещения. В ответ из обители последовало прошение:
“29-го марта сего года нам объявлено, что согласно постановлению губисполкома мы должны очистить в 3-дневный срок занимаемыя нами кельи. Не смея ослушиваться требований исполкома, мы обращаемся с просьбою, не имея возможности очистить кельи в такой короткий срок, а равно ввиду того, что теперь настала полнейшая распутица, кроме этаго неимения из многих сестер ни родных, ни знакомых, куда бы можно было перейти жить или хотя поставить имеющиеся у нас вещи, многих сестер, преклонныя лета имеющих, придется самих перевозить, мы убедительно просим не отказать отсрочить нам выезд из монастыря в течение двух недель, дабы дать нам возможность подыскать себе каждой убежище, так как нам исполкомом вовсе не указано, куда именно переселиться. Из всего этаго можно заключить, что нас совсем хотят оставить безприютными; чем же мы так провинились, что в нас никто не хочет принять участие, как в прочих гражданах. Несмотря на то, что мы уже уплотнились, теперь еще желаем идти навстречу не имущим квартир – уплотнимся до последней крайности, обязуемся отдать все помещения более годныя и большие к жилью, просим оставить нам самые маленькие и неудобные кельи. Мы и этим будем довольны, что оставят нас хотя временно в родных углах, в которых мы и [хотим] прожить время самой весенней бездорожицы. Считаем долгом присовокупить, что мы вовсе не считаем себя врагами пролетарской Советской власти, идем с радостью ей на помощь: нужно было шить белье для армии – шили, появилась эпидемия тифа – мы также работали, ухаживали за больными красноармейцами в госпиталях – многия умерли от тифа, вследствие чего надеемся, что нам не откажут в столь малой и скромной просьбе и посчитают нас хотя за наши труды наравне с другими гражданами.
Марта 30 дня 1920 года.
Настоятельница игуменья Анфия, казначея монахиня Надежда, монахиня Лидия, монахиня Аркадия, монахиня Евстолия, монахиня Эсфирь, Ксения Матвеева, Екатерина Хваткова, Евдокия Благова, Анастасия Фокина, и за всех остальных сестер монастыря, коих прозьбы, расписалась Евдокия Благова”.
Председатель губисполкома Гимов милостиво продлевает срок выселения до двух недель, но в категорической форме настаивает на полном оставлении монастыря его насельницами. Новое прошение монахинь, однако, раздражает Гимова, и теперь он, не желая больше утруждать себя перепиской с ними, издает постановления и указы исключительно по своему ведомству:
“Отказать на основе постановления губисполкома, предоставив им право расселить пожилых монашек на окраинах города, взяв на учет.
6. 04. 1920 М. Гимов”.
“В оставлении в монастыре отказать всем. Престарелых монашек, не могущих работать, предлагает губисполком социального обеспечения освидетельствовать и распределить по домам престарелых. Всех трудоспособных предлагает поставить на учет.
Монастырь фактически должен быть оставлен к указанному сроку.
8.04.1920 Гимов”.
“В жилищный отдел горсовета.
Президиум губисполкома предлагает вам выселяемых из монастыря монахинь разместить на окраинах города.
8 апреля 1920 г.
Предгубисполкома (Гимов)
Член-секретарь (Карпухин)”
С последней надеждой сестры пишут письмо на имя своего земляка, председателя Совнаркома В. И. Ленина:
“Председателю Совета Народных Комиссаров тов. Ленину сестер монахинь Спасского женского в г. Симбирске монастыря
Прошение
В начале апреля сего года Симбирский губисполком объявил нам через нашу настоятельницу о нашем выселении из женского монастыря, ибо таковой должен быть по декрету Совета Народных Комиссаров совершенно упразднен. Мы, сестры, этого декрета не знали и не знаем, не думаем, чтобы таковой декрет был издан и применялся, безусловно, ко всем монастырям. Срок на выселение из монастыря был нам дан самый короткий. 15 апреля сего года, когда нас окончательно выселяли и выдворяли, не дав никому квартиры, говоря, что, кто откуда пришел, туда и идите, несмотря на то, что это было в самую распутицу. По обету смирения мы подчинились безропотно приказанию губисполкома, которому мы неоднократно подавали просьбы об оставлении нас в монастыре, но наши ходатайства были оставлены без последствия, в виду чего мы решили обратиться к Вам, как председателю Народных Комиссаров, с ходатайством об отмене распоряжения Симбирского губисполкома об упразднении монастыря [и выселении] нас, ибо мы считаем такое распоряжение <>глубоко несправедливым и ни на чем не основанным.
Наш женский монастырь существует в Симбирске 360 лет. За этот срок <…> монастырь слишком сроднился с городом, как и город с ним, никаких споров, а равно и разногласий или прений между городом и монастырем не было, и монастырь всегда шел и идет навстречу запросам или нуждам города. Так было, например, и в прошлом году осенью, когда был город Симбирск охвачен эпидемией сыпного тифа. По предписанию чрезвычайного уполномочного по борьбе с тифом тов. Драгомирецкого 50 сестер были мобилизованы и 20 сестер пошли добровольно для ухода за больными, и все сестры были закрепощены так, что никуда из города не могли отлучаться. Тогда же во время чтения лекции об уходе за больными сестрам представителем губисполкома прямо было заявлено, что так как они работали безплатно и исполняли свой долг аккуратно и добросовестно, их с квартирами не уплотнять, не говоря уже о выселении. Между тем нас выселили, несмотря на то, что мы безропотно выполняли свой долг. Из 130 монахинь 50 человек умерли вследствие заражения тифом на эпидемии. Кроме этого сестры сшили для Красной Армии около 3000 пар белья, сколько очистили сестры разных грязных в казармах, чтобы, где не случилось идут для очистки и уборки в монастырь за сестрами, и мы все делали безропотно, словом шли и будем идти с распростертыми объятиями пролетарскому правительству, твердо помня, что все мы сестры тоже из самых беднейших крестьян. Мы верили и вправе были ожидать, что свои обещания губисполком выполнит, а между тем нас с начала осени уплотнили больше некуда, а теперь в недельный срок выселили и просто, в праве можно сказать, не выселили, а [выгнали и] следовательно, нарушили то и другое обещание и без всякой вины с нашей стороны, не дав нам возможности как следует собраться трое суток пропускали нас сначала из ворот монастырских с собственными пожитками до тех пор, пока им не запретила комиссия нас задерж[али] в воротах с нашим скарбом, объявив нам, что кто не пойдет из монастыря, то нас принудительным порядком или под арест, чему мы опять-таки покорились, не один раз подавали прошения в губисполком об оставлении нас в монастыре, но все наши прошения оставались без последствий. Многих сестер монахинь не просто вывозить из монастыря, так как они имели преклонные лета. На это тоже никакого внимания не было обращено со стороны губисполкома. Считаем долгом довести до Вашего сведения, что мы за все время ничем казенным не пользовались, жили исключительно на свои личные труды. Так как у нас монастырь своекошный, общего ничего нет и не было. Если были какие доходности, то жили на это одни лишь начальницы монастыря, но сестры монастыря многие жили в собственных кельях построенные на собственные средства. Мы заявили губисполкому, что, если это нужно, мы еще уплотнимся или в крайнем случае просим поместить нас хотя в один флигель, т. е. сделать хотя общежитие, но все наши просьбы остались тщетными. Чем же мы так провинились, почему к нам применили такие суровые меры, или видели в нас каких либо врагов советской власти, но из всего видно, что мы ими не были и не зачем быть, так как сами в полном смысле пролетарии и почти все неграмотные, и поэтому что мы для советской России являемся совершенно безопасными людьми.
Ввиду всего вышеизложенного мы убедительно просим не отказать сделать распоряжение об отмене распоряжения Симбирского губисполкома водворить нас обратно в монастырь, дать нам этим возможность дожить наши старческие [годы] в дорогих стенах нашего монастыря, в котором веками мы трудились и будем трудиться по мере сил и возможности. Прилагаем при сем копию Устава утвердительного Симбирского отделом Народного хозяйства на устроение нами трудовой артели монахинь за N 321, еще раз просим и надеемся, что наша просьба будет услышана и дана будет возможность нам продолжить у ней свою работу.
При сем доверяем сестрам монахиням Симбирского Спасского женского монастыря Екатерине Хватковой и Ксении Мотаевой, мы, насельницы Симбирского Спасского женского монастыря, вверяем им подать наше прошение и подписываемся собственноручно.
Екатерина Парфенова, монахиня Павла, монахиня Лидия, Калиста, Мария, Людмила, Сусанна, а за них неграмотных по их личной просьбе расписалась монахиня Есфирь. Монахиня Надежда, София, Аркадия, Людмила, Марфа, Дорофея, Иоанна, Мария, и за них неграмотных по их личной просьбе расписалась Клавдия Александрова. Ксении, Пераскевы, Наумочевы, Марина Иванова, Евдокия Кондакова, Пераскева, Ефросинья Неворочкина, Ирина Эзетова, а за них неграмотных по их личной просьбе расписалась Марина Наумочева. Клавдия Александрова, Мария Милешина, Екатерина Самойлова, Варвара Илюхина, Пераскева Ниворочкина, Пераскева и Васса Шапошниковы, а за них по их личной просьбе расписалась Клавдия Полосина. Мария Скворцова, Евдокия Благова, Наталья Падусова, Наталья Кучурова, Мария Комарова, Евдокия Хитина. Евдокия Куренкова, Анастасия Афанасьева, Александра Рябушкина, Магдалина Бражникова, Анастасия Бражникова, а за них неграмотных по их личной просьбе расписалась Евдокия Хитина, Евдокия Карасева, Пелагея Советова, Стефанида Плитменцева, а по личной ее просьбе расписалась Евдокия Хитина”.
Послание, похоже, растрогало управделами Совнаркома В. Д. Бонч-Бруевича и председателя ВЦИК М. И. Калинина, во всяком случае, на нем есть их резолюция от 11 мая 1920 года, содержащая предложение: внимательно разобравшись в вопросе, поддержать просьбу монахинь об организации в монастыре трудовой артели. Внимательно разбираться предстояло все тому же Гимову, поскольку письмо вернулось к нему, причем с приложением в виде заявления от монахинь, в котором были такие строки: “Глубоко веря в Ваше братское сердце чувство гуманности к нам, что Вы также поймете нашу нужду и наши страдания и возвратите нам несколько келий или корпус в монастыре <…> все мы ждем от Вас помощи себе, как родным своим братьям, и глубоко верим, что вы не оставите в такой нужде, как мы находимся теперь, и откликнитесь с чувством души своей на наше горе”. Но пересмотра решения президиума губисполкома так и не последовало, тем более что монастырь уже использовался по другому назначению – на его территории устроили концентрационный лагерь3. В воспоминаниях священника А. П. Смирнова, некоторое время содержавшегося в этом лагере, а впоследствии ставшего ректором Московской духовной академии, читаем:
“Эти узы лишили меня радости богослужения Страстной недели и Светлой Пасхи. Приходилось лишь только из-за проволочных заграждений краешком уха слышать богослужение через раскрытую входную дверь монастырского храма. <…> В великие дни Страстей Христовых я был на принудительных работах: рыл канавы, поднимал тяжелые камни для памятника Карлу Марксу, чистил паровозы, облепленные грязным мазутом и т. д. и т. д. <…> Вся квинтэссенция моей христианской настроенности и моих пастырских сил и способностей проявлялась в Пасху – за Светлой Утреней. Я всегда жил от Пасхи до Пасхи. В часы литургийной молитвы пред Престолом при открытых Царских вратах испытывалось великое огромное счастье. <…> И боязно было подумать, что когда-нибудь в эту святую ночь придется быть вне храма. Но это сбылось… Пасху я встретил вне храма. Видел крестный ход, слышал начало утрени, а затем очутился в запертом здании и у открытого окна воспринимал поэзию пасхальной ночи в еле долетающих до слуха песнопениях, в мерцающих звездах, в звоне колоколов, в возглашении петела и в умной молитве к Победоносно Воскресшему Страдальцу Христу4.
В конце 1920 года президиум губисполкома разрешил использовать “малую церковь женского монастыря (очевидно, Спасский собор. – В. Г.) <…> для заключения арестованных на срок не менее 5 лет”. Однако на этом процесс ликвидации монастыря не закончился, поскольку на территории обители продолжала действовать Иверская церковь. До нее очередь дошла в 1926 году. Письмо ГубОНО в президиум горсовета от 22 июля 1926 года:
“Ульяновское ГубОНО просит предоставить помещение главной церкви бывшего женского монастыря под центральный физкультурный клуб “Спартак”, т. к. в настоящее время производится концентрация всех школ города по физкультуре и старое помещение клуба – бывшее духовное училище – является совсем непригодным по техническим соображениям. <…>
Зав. ГубОНО по Городу Караковский
Руководитель физкультуры Сидоров”.
Письмо Ульяновского горсовета к заместителю начальника ГАО от 5 августа 1926 года:
“Президиум горсовета предлагает поспешить ответом <…> по вопросу о предоставлении главной церкви бывшего женского монастыря под центральный физкультурный клуб “Спартак”.
Однако прихожанам Иверской церкви, или, как в то время стали говаривать, “коллективу верующих”, удалось на первых порах отстоять храм, считавшийся “по величине и благолепию” одним из лучших в Симбирске. Возможно, успеху способствовало приходское собрание, в протоколе которого значится:
“Выслушав по этому вопросу и имея в виду:
1) что Иверская церковь, переданная Обществу верующих по договору с советской властью в бесплатное и бессрочное пользование, когда-то принадлежащая женскому монастырю <…> а потому своего прихода не имела и не имеет, а потому по вековой традиции обслуживает не только своих постоянных членов Общества, но и верующих граждан всех районов г. Ульяновского <…> причем членов Общества числящихся к настоящему времени 84 чел., а прихожан от г. Ульяновского насчитывается 1243 чел.;
2) у нашей группы Советской властью еще в 1922 году была ликвидирована принадлежащая нам вторая церковь (Спасская в 5 саженях от Иверской) и передана губмузею под церковный музей, но до сих пор эта церковь стоит без употребления, без назначения и, будучи без надлежащего призора, все более и более разрушается, да кроме того невдалеке от нашей церкви стоит совершенно тоже пустая и уж была приспособлена под физкультуру бывшая семинарская церковь.
Общее собрание постановляет:
1) поручить церковному совету представить требуемые губернским административным отделом сведения о численном составе группы верующих Иверской церкви <…>
2) <…> Общее собрание не изъявляет согласия на ликвидацию нашей церкви, уполномочивает Церковный Совет возбудить ходатайство перед Советской властью об оставлении Иверской церкви в нашем пользовании.
Председатель собрания П. А. Смирнов
Секретарь собрания В. Лебедев”.
И все же монастырь был обречен. “В 1928 г. в Спасской церкви хотели устроить музей церковной старины, в 1929 г. вместо церкви (какой – неизвестно) хотели строить клуб металлистов. В июне 1930 г. с церквей монастыря уже были сняты и изъяты колокола (на трехъярусной колокольне было 8-10 колоколов, самый большой колокол весил 437 пудов), а решением малого президиума горисполкома от 14.04.1932 г. обе церкви были переданы школе им. Ленина “как строительный материал для разборки”. Разборка продолжалась до 1936 года. В 1930-м в помещение биржи труда, находившейся в бывшем монастыре, переехала горстрахкасса. В 1932 году в монастыре размещалось общежитие индустриально-педагогического техникума, а в 1930-1949 годах это был “Рабочий городок”, в котором жили рабочие патронного завода. В 1965-м начались работы по закладке здания межсоюзного клуба (Дворец профсоюзов), и остатки Спасского монастыря в основном были снесены. Остатки стен монастыря просуществовали до 1968 года”.
+ + +
В заключение скажем несколько слов о судьбе монахинь Спасской обители. Последней настоятельницей была избрана в конце 1917 года казначея Анфия. Сохранилось свидетельство о днях ее пребывания в тюрьме. Там же можно прочитать и рассказ об одной из последних насельниц – инокини Матроны Никифоровны Беловой, поступившей сюда послушницей в 1913 году. После закрытия монастыря она жила в селе Вышки. Ее племянница вспоминает, что “ежедневно после утреннего правила она читала 17-ю кафизму и поминание. А поминание у нее было огромное: она со слезами вычитывала более двух тысяч имен. И особенно усердно поминала двух игумений: Феофанию и Анфию. Дожила инокиня Матрона до 1984 года. Перед смертью ходила на то место в центре Ульяновска, где стоял разрушенный Спасский монастырь. В то время еще можно было различить руины храмов. Матрона нашла место, где был алтарь, и показала его племяннице: там новые власти построили туалет. Перед смертью говорила: “Все ушли, одна я осталась колосом на несжатой полосе”. Умерла она 11 ноября 1984 года”.
Сохранилось несколько могил монахинь Симбирского Спасского монастыря -игуменьи Феофании, инокинь Афанасии и Ираиды, а также игуменьи Екатерины – на старом городском кладбище у Воскресенской церкви. “Сначала игуменью (Феофанию) похоронили на кладбище у реки Свияги. Когда монахини вернулись в город (видимо те, кто отбыл ссылку. – В. Г.), кладбища уже не было. С молитвою стали искать место захоронения своей игуменьи, и нашли его. Когда стали поднимать гроб, из него шло явное благоухание. Перезахоронение совершили на кладбище у церкви Воскресения Христова. <…> По промыслу Божию, могила игуменьи Феофании и двух монахинь, Афанасии и Ираиды (на одном кресте написаны сразу три имени), оказалась рядом с могилами архиепископа Иоанна (Братолюбова) и игуменьи Екатерины. Очевидно, двух последних и хоронили во второй половине XX века рядом с уже почитаемой и известной могилой игумении Феофании”.
Сегодня благодаря усилиям монахинь Комаровского Михаило-Архангельского женского монастыря и их добровольных помощниц происходит постепенное возрождение бывшего игуменского корпуса старейшей в городе обители.
1. Капитон Иванович Невоструев (1815-1872) – профессор Симбирской духовной семинарии (1840-1849), много и плодотворно трудился над исследованием церковной старины и истории Среднего Поволжья. Им были опубликованы такие труды, как: “Описание Симбирского Покровского монастыря” (1870), “Историческое описание бывших в Самаре мужского Преображенского и женского Спасского монастырей”; из упраздненных обителей описаны Невоструевым Симбирский Успенский монастырь, Симбирская Соловецкая пустынь и Кашпирский Благовещенский монастырь. “Описание Симбирского Спасского девичьего монастыря” издано ученым уже после отъезда в Москву в 1852 году, с тех пор не переиздавалось и ныне представляет собой библиографическую редкость.
2. Здесь и далее сохранена орфография и пунктуация оригиналов.
3. Чуканов И. Симбирские концентрационные лагеря // Симбирский курьер. 1997. N 79.
4. Мои узы за Христа // Симбирские епархиальные ведомости. 1994. N 2.
5. Ильин В. Н. Симбирск-Ульяновск. Краеведческий справочник-путеводитель. Вып. 1. Ульяновск, 2001.
6. Благовест. 2002. 14 июня; Православный церковный календарь на 2004 год.
7. Православный церковный календарь на 2004 год.
8. Когда этот материал был уже сверстан, пришло сообщение, что упомянутая в начале статьи послушница Симбирского Спасского женского монастыря Екатерина Дмитриевна Декалина (1875-1938) постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года включена в Собор Новомучеников и Исповедников Российских XX века.
Материал опубликован в “Московский журнал” 2004 года № 10. Автор – Гуркин Владимир Александрович, кандидат биологических наук, доктор культурологии
В. Гуркин
Это старая публикация – Гуркин, В. А. Последние годы старейшей обители Симбирска / В. А. Гуркин // Московский журнал. – 2004. – № 10. – С. 23–30.
Сержио Бармалини
Враньё ..В 1980е годы – и наверняка раньше – я это отлично помню сам .НИКАКОГО ТАМ ” общественного туалета” не было.В сохранившемся ( и до сих пор сохранившимся ) келейном корпусе двухэтажном красного кирпича был ….ЛЕНИНСКИЙ РОВД .и я очень посмотрел бы на того который трезвы ли пьяный решился бы пописать рядом с ним .Ложь .значит ложь и остальное .” свидетельство очевидца ” который помнит то что говорила тетя Маша которая лично знала эту бывшую монахиню
ЛенинскоеБривно
А в торце Профсоюзов разве не было туалета, по направлению на Танковое училище, в том крыле? Вроде был
Сержио Бармалини
Бривно ,ты точно помнишь куда струю направлял ? Может быть мазал в штаны или в ботинок ? Ну да там с лозой надо пойти с поиском неведомого ” алтаря ” .А пока разрушить туалет .Зачем он ? Лучше как в 19 веке – в ” кустики ” .Люди же суть ” бревна ” дремучие .Им и писать и какать ненадобно .Да и есть тоже
пенсионер
Не было никакого туалета, ложь все это!
Да и монахинь никто не расстреливал – вранье!
ххх
Все очень просто. Прекращаем гос. финансирование всех религиозных организаций и посмотрим насколько их хватит. Про расстрелы. Да, были перегибы, но каждый из них должен быть рассмотрен отдельно с поднятием всех документов.
Медоносная пчелка
Не начинайте даже ни те ни другие. Красные победили, белые отступили, оставайтесь на исторических местах, иначе снова умоетесь и за собой потащите всех. Это прямой совет населению и власти, сохранить хрупкое равновесие между “всё можно” и “хлебай баланду”.
Александра
Ты что ли госфинансировал? идиот. Церковь отделена от государства.
рашка
держи!
“В РПЦ подтвердили, что главный храм вооруженных сил украсили мозаикой с изображением Путина и Сталина
24 апреля 2020
На фресках также присутствуют спикеры обеих палат парламента, нынешний и бывший главы ФСБ, а также начальник Генштаба. Почему в храме разместили такие изображения, “Эху Москвы” объяснил протоиерей Леонид Калинин.
“Там изображены те лица, которые непосредственно принимали решение о присоединении Крыма. Причем они изображены в гуще народа, поскольку они выражали то мнение народа и желание народа Крыма, которое не оспаривается даже противниками присоединения Крыма”, – сказал он.”
рашка
скоро всех портянычей,
перед обязательной ежегодной поездкой в крым,
заставят посещать сие богоугодное заведение,
с обязательным пожертвованием десятины отпускных.
Автомобилист
Смешно.
Про церковь
Отделена от государства, но не от бюджета государства.
Правда?
А чего ж тогда постоянно клянчит что-нибудь? Вот и на этот раз, если верить СМИ, “патриарх Кирилл обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой отсрочить оплату коммунальных платежей для церковных учреждений”.
Читаем статьи: “В Госдуме попросили губернаторов освободить РПЦ от коммунальных платежей” https://www.znak.com/2020-04-25/v_gosdume_poprosili_gubernatorov_osvobodit_rpc_ot_kommunalnyh_platezhey и “Правительство согласилось снизить цену на газ на 20% для религиозных организаций” https://www.interfax.ru/russia/702140
ххх
Да, это хорошо видно как она отделена. Аж до конструкции добрались. Поищи как нибудь как был построен храм в Магадане за миллиард и подумай, если осталось чем.
Христос Воскресе!
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие прихожане, братья и сестры. Мы с вами переживаем сейчас непростое время. С совершенно неожиданной стороны на Церковь направлен известными силами сильнейший удар, разрушающий весь наш привычный уклад церковной жизни. Меры противовирусной борьбы направлены не конкретно на Церковь, а на всё общество, и имеют под собой совершенно гуманные предпосылки – сохранение самого главного, человеческой жизни. И наши службы – совместные собрания для молитвы – идут общим «пакетом» с ресторанами, кинотеатрами, торговыми центрами и прочими общественными местами. Для светской власти и врачей всё равно, для чего люди собираются вместе – потусить или помолиться. И потому церковное сопротивление и отстаивание своих прав на собрания – вызов не только власти, но и всему гуманистическому обществу. Как же! Церковь не хочет сохранять жизни людей, а это – самое главное в этом мире!
Насколько велика и страшна угроза заражения коронавирусом, насколько адекватны и эффективны принимаемые властями меры – это не вопрос Церкви. Мы видим результат – нас изгоняют из храмов, разрушая привычный образ нашего общения с Богом и друг с другом. И для верующего православного человека, ведущего хоть в какой-то степени духовный образ жизни, нужно понимать, что появление вируса, неважно – реальное или фейковое, глобальные действия властей по всему миру и, как результат этих действий, запрет на церковные собрания – всё по промыслу и попущению Божию.
Сегодня Вербное Воскресение, Вход Господень в Иерусалим в храм на Праздник Ветхозаветной Пасхи. Одно из исключительных действий Спасителя в храме, поразившее окружающих, – жёсткое изгнание торгующих, превративших храм в вертеп разбойников. И, вроде как, они там по делу сидели, торговали жертвенными животными, без них никак, деньги меняли – тоже необходимо. Однако получили по полной. Потому как к вере, к Богу и поклонению Ему никакого отношения не имели.
А дальше ещё страшнее – камня на камне не останется от храма сего. И не осталось.
Сто лет назад нашу Церковь постигли страшные гонения. Миллионы верующих были изгнаны из храмов и убиты или посажены, и сами храмы уничтожены. Церковь русская пережила небывалое угнетение и уничтожение всего того уклада, которым жила и который выстраивала и хранила тысячу лет. Духовный анализ тех событий однозначный – к тому ужасу, в который погрузилась Русская Церковь, привело оскудение веры и массовый отход русского народа от настоящей веры и богообщения, уход в форму и обрядовость, суеверия и мистицизм, безнравственность и пороки. И священство, при наличии несомненно выдающихся личностей (как архиереев, так и простых священников, составивших сонм новомучеников российских), в основной своей массе немногим отличалось от остального народа.
Заплатив огромную цену кровью мучеников, уступками и прогибом под богоборческую власть, Церковь выжила, выстрадав возможность для малого числа оставшихся верных ходить в храмы и участвовать в совместных молитвах и в таинствах. Под тотальным гнётом и слежкой, насмехательством и унижением верующие, всё же, могли прийти в храм на молитву. Господь смилостивился над народом Своим.
Сегодня ситуация повторяется с сугубым цинизмом и под совершенно другим соусом. Нас изгоняют из храмов. Не за веру или антиреволюционную пропаганду, не за нарушение общественного порядка или оскорбление чувств неверующих. Изгоняют под предлогом гуманным и понятным всем и верующим и неверующим – из-за любви к людям, особенно пожилым. Изгоняют власти светские и церковные. И то, что мы, священники, остаёмся служить у престола, ещё страшнее. Без народа, без верных наша служба теряет смысл.
И самое время сейчас не ругаться и осуждать власти, не искать виноватых во всемирном заговоре глобалистов, загоняющих нас в цифровой концлагерь фейковым или настоящим вирусом, не бороться за право ходить в храм, подставляя своих пастырей, а подумать – за что наш Господь изгоняет нас из наших Его храмов?
Уже 30 лет мы спокойно и уверенно ходим в храм, не оглядываясь на стукачей, не переживая за родных, не ломая из-за этого свою жизнь. Мы открыли для себя совершенно другой мир – мир, где человек не одинок, но проходит свой жизненный путь с Богом. Мы потихоньку всё это время учились жить церковной жизнью, где храм и служба занимают центральное место, место встречи человека и Бога.
За эти годы мы привыкли к воскресным службам, к постам и праздникам, особенно к великопостным богослужениям и Пасхе. В этой православно-церковной жизни выросли наши дети, и это не просто часть их мира, это весь их мир, так интересно и относительно спокойно противостоящий остальному миру, противолежащий тем, кто не знает ни Бога, ни храма. И другого мира у них и у нас нет. И вот этот мир рушится. Рушится из-за какой-то непонятной, на первый взгляд, ерунды. Но рушится-то исключительно по попущению Божьему! Почему???
Мы, несомненно, должны задуматься: за что нас Бог лишает Своей Пасхи? Как Мария Египетская, не допущенная в храм, остановилась в своём греховном житии и переосмыслила его, перезагрузилась, по-нашему, так и мы должны понять – за что???
Мы же вроде как верующие, молящиеся, постящиеся, хотящие быть с Богом. Мы любим храм и службы и сейчас готовы рваться на них, перелезая заборы и нарушая запреты! И тут вот такое: от своих, от Бога – сидеть по домам!
Значит, неугодны Ему наши службы, не нужны Ему такие молитвы, не хочет Он видеть нас в золочёных и великолепных храмах, под профессиональные песни первоклассных певцов, вдыхающих аромат дорогущего афонского ладана. Значит, мы эти 30 лет делали что-то не так, шли не в ту сторону, облажались — раз по мановению вируса всех скопом изгнали из храмов.
И тут надо нам дать трезвую оценку своей духовной жизни – а была ли она? А не фейк ли, как и (возможно) вся эта пандемия, вся эта наша правильно-привычная церковная жизнь? Не такие же ли мы торжники и менялы, занимающие пространство храма, которых Господь изгоняет бичом коронавируса? Ведь те пришли в храм исполнять работу, нужную для храмовых ритуалов, но совершенно не нужную и гибельную для их души. А что делали мы все эти годы? И тут я обращаюсь именно к нам, священникам и прихожанам нашего храма. Ведь храм стал для нас вторым (а для кого-то и первым) домом и мы привыкли, потеряли страх, что находимся перед престолом Божиим и здесь между нами Христос, и приходим как к себе домой – разболтанными, расслабленными, не сосредоточенными. Это, конечно, прекрасно, что все мы друг друга знаем, кого-то даже любим, что ощущаем временами одной семьёй. Но это не даёт нам право болтать и болтаться, смеяться и балагурить, толкаться и обижаться, стоя перед Богом, на службе или даже после. Наши дети, бесчинно беснующиеся на могилах вокруг храма во время литургии, без всякого смущения прутся к Чаше, не успев отдышаться от своих догонялок, а родителям и дела нет – типа стоят, молятся в храме, а на самом деле блуждают где-то мыслями или глазами, а то и просто треплются с соседкой о том о сём. И ведь это стало нормой, обыденностью, привычкой. И ведь всё это только видимая внешняя часть того распущенного и тухлого айсберга нашей души, который, типа, плывёт в море житейском ко Христу.
Что мы выносим из храма, какие плоды этой «духовной» жизни мы собираем? Мы ведь совершенно не изменились за эти годы в лучшую сторону. Мы всё так же грешны и порочны. Мы так же не любим и осуждаем, обижаемся и обижаем. Прёмся со своим дурацким «я» вперёд и поперёк всех. Да, нам нравится, когда нас любят и жалеют, когда выслушивают и помогают, мы, в общем-то, и сами можем так поступать иногда с ближними. Но где же здесь в нашем храме Христос? Где наше с Ним живое общение? Где, наконец, то обожение, к которому мы все призваны? Ведь если его нет, вся эта церковная туса – ерунда, бесплодное древо на сжигание.
Если нас выгоняют из храма так жестоко и жёстко, значит, мы это заслужили, значит, это та необходимая нам встряска от Бога, которая только и может нас заставить вздрогнуть и проснуться от благодушного сна.
Ответ:
Почти в точку: нельзя причащать народ в осуждение, со смертными грехами и с любимыми страстями, оставленными без борьбы.
Навроди
Да – туса и бизнес.
Особенно это стало видно сейчас.
Митрополит – предатель.
Банкротить РПЦ, в монастырях и церквях разворачивать госпитали. Оставить 3-4 храма на город. Максимум по одному на район.
людмила
Печально. Есть “о чём” и полезно подумать…
людмила
Во истину воскресе!
ххх
Это настолько плохо что даже хорошо. Как говорится подставь другую щеку!
.
Мало лишить их госфинансирования, надо, чтобы они платили все налоги по полной программе.
ага
Как в США – там они налоги платят.
А в совке они на спирте роял без акцизов поднялись.
–
Всё в кучу свалил. И СССР, и “Роял”, и акцизы…
Попенок
Всплакнул.
Ишь ты!!!
Предыдущий коммент написал человек, который избрал себе ник “Попенок”. Тут же вспомнилось, что таковым было прозвище местного авторитета и сына отца Георгия – бывшего настоятеля церкви на ул. Шолмова. Того самого Попенка, его настоящее имя Роман, помнится, искала полиция, но он где-то год назад инсценировал свое то ли похищение, то ли убийство на Майской горе в Ульяновске, на кладбище – ночью… Бросил дорогой автомобиль, жену с детьми и смылся! И вот этот ник – Попенок… Неужто нашелся
Oчeнь cимволичнo!
Oтeц – нacтоятeль цepкви, cын – кpиминальный aвтopитет! Кaк жe этo пo pycски, по пpaвoславномy, в дyxе вpeмeни!
Дима
А ты не православный? Бусурман? Или чертов сын?
Символичному
А мне кажется это как раз не по русски и Неро православному. Отец – служитель культа, сын в бандформировании – ни как не по русски.
Спалился???
Бездарно!
гость
При чем здесь 80 годы, на месте где был алтарь, большевицкие орды сделали из него туалет и это было еще в 1930 годы.
Гостю
Перечитайте написанное:
“Дожила инокиня Матрона до 1984 года. Перед смертью ходила на то место в центре Ульяновска, где стоял разрушенный Спасский монастырь. В то время еще можно было различить руины храмов. Матрона нашла место, где был алтарь, и показала его племяннице: там новые власти построили туалет. Перед смертью говорила: «Все ушли, одна я осталась колосом на несжатой полосе». Умерла она 11 ноября 1984 года».
Главные слова ” перед смертью”, в 80-е годы.
Интересно, есть где-нить в архивах или музеях документы с биографиями упомянутых монашек?
большевицкие орды
На большее.ваши белозадые картофелехранилища и не годны были!
Жан Миндубаев
И почему-то никто не всплакнул по поводу уничтожения одного из АРХИТЕКТУРНЫХ достоинств города….
ВЕдь красота была,не правда ли?
Это я утверждаю,не православный человек…
Лучше бы о школах национальных всплакнул
Стокгольмский синдром
?
А что ж Вы тогда про это не написали?
учитель истории
И снова “день сурка”. Основная идея: надо же какая мерзкая была эта советская власть, прикончили её – туда ей и дорога. Может побудем немного христианами. Не будем оспаривать то, что Бог попустил, богохульствовать то есть. Припомним, что всякая власть от Бога, даже нынешняя. Что мучения не только наказание от Бога “за грехи наши”, но и путь к искуплению грехов, к спасению. Что христианин – это тот, кто не только прощает, но должен возлюбить врагов своих. Тот, кто лелеет месть, едва ли может называться христианином.
Надо помнить, чтобы никогда не повторилось – вот логика и оправдание сеятелей ненависти, касается ли это церковных дел или “преступлений” советской власти в целом. Логика эта примерно такая. Чтобы воспитать благонравную девушку из “трудной семьи” надо ей каждое утро, лучше по нескольку раз в день, напоминать: а папа твой был вор и убийца, а мама – проститутка. И девушка нравственно расцветёт. С педагогической точки зрения – это абсурд. Воспитанная таким образом, девушка не станет благонравной, скорее, прибьёт вас рано или поздно.
Золотое свойство индивидуальной памяти, которое сохраняет здоровье психики, – “забывать” трагическое,страшное, стыдное, задвигать в дальний угол памяти. Иначе жить нельзя. Иначе – сумасшедший дом. С исторической памятью народов происходит то же самое. Народ не может бесконечно переживать зверства Варфоломеевской ночи, казней Ивана Грозного или способы преобразований Петра Алексеевича. Народ, зацикленный на “пережёвывании” трагедий своего прошлого, не имеет исторического будущего.
Hermes
Да какой ты после этого высера учитель истории?… Учитель мракобесия, вот ты кто
Путник
Принять то,что нельзя изменить,простить и жить настоящим,так как нет никого будущего,есть только здесь и сейчас.
Хлеб наш несущий,дай нам на сей день…..
Никаких простить.
Только око за око и смерть за смерть.
Спасибо
Всегда очень отрадно читать Ваши комментарии.
.
Печальная история, но репрессировали тогда не только монашек, тяжелые времена были для всего народа, который тоже трудился, но мало что имел и голодал. И жил в сельских хибарах, а не в кельях в центре города.
Директор
Хотелось бы фотодокументов в подтверждение этих воспоминаний. А то какой то “хайли лайкли” попахивает!
хех
Коммуняк надо всех скопом судить и казнить.
Всех членов КПСС и их детей и внуков.
рашка
пыню кпсс человеком зделало,в люди вывели,
его тоже казнить?
Автомобилист
“…ежедневно после утреннего правила она читала 17-ю кафизму и поминание”
А вот если бы, вместо этого, читала какую-нибудь специальную литературу, поступила б в училище и отучилась на какого-нибудь технолога, стала бы хоть сколь-нибудь приемлемым и полезным членом общества.
Путник
От таких как она пользы для общества гораздо больше,чем от выучившихся на технологов.А ты мил человек,сам почитай утренние и вечерние правила и кафизмы,будет тебе польза и обществу.
Грета Тунберг
Да!Да!Да! Ысем! Всем! Всем!Закрыть все школы и читать, читать утренние и вечерние правила и кафизмы
Гость
Однозначно дк губернатор кий и Версаль нужно снести с этих земель и восстановить что было!
Гостю
Что именно?
–
Кремль деревянный
Или что там в его времена в том месте было
Смешно
Может, древнее капище?
А именно
Гостиницу мореманов! Э-э… мормонов!
.
Ну да, ну да, все светские здания сносить – уже школы, ВУЗы, кружки в КДЦМ, закрыты, надо, чтоб росло послушное быдло неучей, ходило в тряпье и лаптях. Просвещение, наука, искусство – вне закона. Кругом – церкви, монастыри, попы в рясах с огромными золотыми крестами, лежащими горизонтально на толстых откормленных животах… Кому-то очень хочется вернуться в средние века
Гг
Совков в первую очередь надо в концлагерях сгноить как врагов кап народа. А членов КПСС так просто всех скопом расстрелять после суда по спискам.
малай
Совки это по твоему кто?Советский народ ты хочешь згноить?Рабочих и крестьянь?при Советах у меня сосед директор завода жил как и я хрушевке и заводе на 10 рублей больше меня получал а наши дети месте садик один ходили и в школе учились .отслужили оба а теперь сравни тогда как было и сейчас как.?Дурят тебя твои буржуи открой глаза.
Враг ты.
Всех врагов кап народа.
Совков и коммуняк.
Судить и в концлагерь чтобы канибализмом себе пропитание добывали.
Все по заветам членина.
рашка
протезирование яичек прошло успешно
и теперь воинствующий православный путинист
взялся за старое
и вялое.
Чё несешь то?!
По каким спискам?
“гге”
Предлагаешь путина сгноить!!? ааяяййяяй! Вот что будет тебе по ппое,нехороший!))
малай
Ладно кресты у них золотые..а посмотрите на каких иномарках джипах строго черных ездят они и попы и манахини.откуда у них это как вы думаете те кто за церковь..?это уже перебор…секта.
ЛенинскоеБривно
О чём Вы? Есть служители и служители были и одни мученники и праведники, а вторые и мы с вами. Бог нам судья
Путник
Всё закрыто,потому что наука и просвещение слишком далеко зашли.А искусство,это Бузова,Волочкова,Киркоров?Или Инстограм и фотошоп?
Живот и вам никто не мешает отъесть.Золотом то же никто не запрещает обвешаться.
На счёт средних веков,по мне так лучше туда,чем в так называемое толерантное демократическое общество.
Смешно
Правильно, зачем вам демократическое общество, которое вас обязывает налоги платить? Вам оно ни к чему. Интересно только, что значит “наука и просвещение слишком далеко зашли”? Бы…ло слишком умным что ли стало, неудобно управлять и обирать?
папа Карло
…наконец то у нас наступило светлое будущее-21 век ! сидим по домам….болеем от ВСЯКОЙ заразы,работы нет -заводов тоже…МОЛИМСЯ ДВУМ БОГАМ – ленину и КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ МАММОНЕ…чем же вы недовольны ??У ВАС ЖЕ ТАКОЙ ХОРОШИЙ ЦАРЬ ,КОТОРЫЙ ВАС ЖЕ 20 ЛЕТ СПАСАЕТ..
Папе Карло
А вы, надо полагать, все бревнами балуетесь? И на очаг молитесь?
Владимир I
Ах, какие ужасы! И никто о главном, о том, почему Бог Всемогущий не проявил Свою Волю, не остановил гонителей, хулителей веры и мучителей её служителей. Про Содом и Гоморру слыхали? А про Всемирный потоп? Там тоже большевики во всем виноваты?
Нет, православные: большевики – это ангелы возмездия, в миру – черти. А черти они где у нас живут, кого мучают вечной мукой? Разве праведников? Читайте Данте Алигьери. Бог наказал церковь гонениями как Яхве наказывает свой богоизбранный народ за сволочизм, разврат,за утрату пастырями истиной веры.
Большевики ведь тоже кровушкой умылись отнюдь не за гонение церкви, а за свой, большевицкий сволочизм, разврат утрату истиной веры в свои идеалы.
История для того и существует, чтобы показать причинно-следственную связь для нашей вселенской пользы. А мы из одного дерьма обязательно в другое влезем. И всегда ищем виноватого, обличаем, клеймим. В России это особенно развито.
Юрий
Никаких общественных туалетов там не было. Ввернула для красного словца.
Ха
Коммуняка всегда врет.
…!?
Монахиня была член ВКП(б)?
Скорее
осведомителем. Тогда все церковные были под присмотром и при деле.
ЛенинскоеБривно
А в торце Профсоюзов разве не было туалета, по направлению на Танковое училище, в том крыле? Вроде был
гость
Нормально Красная власть к церкви относилась. Сталин вообще семинаристом был.
Другое дело, что церковь сама подставилась – после Революции начала “топить” за монархию (оно и понятно, при том старом строе хорошо жилось попам). Ну и что оставалось красным? Естественно выкорчевывать этих противников.
А теперь
Пора красноту судить и выкорчевывать.
Как врагов кап народа.
Они тоже подставились. Пора в концлагерь.
А теперю
Ню-ню, портки не порвите. Свои.
Юрий
Попец не треснет у выкорчёвывателя?
Путник
А кто тебе мешает ездить на таких же машинах?И цвет можешь выбрать любой.Я за Церковь,но мне это не интересно.В нашем приходе,что на старом кладбище,ни у одного священника нет своей личной машины.А Крест,он хоть из золота,хоть из дерева,все равно Крест.
А уж коль у вас такой интерес,приходите завтра на Литургию и посмотрите сколько денег жертвует каждый прихожанин,а потом посчитайте какие суммы надо отдать за свет,воду и тепло.А ещё и самим священникам жить на что то надо.
малай
Религия опиум для народа ..хоть христьянская хоть мусульманская и не надо дурит лже просфещением молодежь..Я палогаю верить надо..только этому человек должен прийдти сам к старости…когда придет глубокая старость а врачи уже будут безсильны передь природой и у человека остается одна надежда молиться.а у нас прямо втирають религию на государственном уровне со школьней скамьи..политика государства направленно на одурачивания собственного народа это им выгодно.когда человек боиться он послушный и легко управляем и ждет от Бого и терпить всё и всю жизнь.
хех
.эээмм…а вы знаете какой госдолг у ШША?
ВеликороссЪ
Такую красоту сломали,настоящую жемчужину города,фонд юнеско. Ради истуканов одного товариСча. Истуканы стоят,а где,спрашивается,его социализм,не говоря уже о коммунизме к 1980 году? Ничего же нет. Авантюра лопнула, словно мыльный пузырь. А наследие утрачено уже навеки. Поэтому и город-аутсайдер. И люди.
ВеликороссЪ
В общем,я тоже предлагаю Банкротить РПЦ, в монастырях и церквях разворачивать госпитали. Оставить 3-4 храма на город. Максимум по одному на район.
Площади Ленина,вернуть Ленинское название,Улице Советской и КОммунистической,тоже. морозова с компанией под суд.
Извиняюсь
По вашим словам, церковь сломали, поставили “истуканов”, потом социализма не стало, авантюра лопнула. Потом вернулась Церковь и начала плясать на костях социализма-коммунизма и разрушать истуканов. Логику дальнейшего развития событий улавливаете?
ВеликороссЪ
Да ничего никуда не вернулось,с чего вы это взяли,что что-то куда-то вернулось?
Памятники утрачены уже навсегда. Да и к Церкви современной есть немало вопросов,как к организации и структуре.
А Вера-она всегда в душе у русского православного человека.
ВеликороссЪ
Площади Ленина,вернуть Ленинское название,Улице Советской и КОммунистической,тоже. морозова с компанией под суд.
Сержио Бармалини
кроме того не могли гос органы написать такую фразу ” областная контрреволюционная организация ” и вот почему .в 1937 г Ульяновск был – РАЙОННЫМ центром КУЙБЫШЕВСКОЙ области .Наверное этого не знали написавшие это в начале 1990х – это тогда писали и записывали ” воспоминания давно умерших “.а написать РАЙОННОЙ контрреволюционной организации ( если знали что Ульяновск районный центр ) тоже не могли ..Масштаб ” не тот ” .Вот всемирно куда не шло
Жан Миндубаев
Когда я впервые увидел Ульяновск,меня поразила та безликость,которая заполоняла центр города…а когда увидел на архивных снимках.какую красоту ужаснулся: как могли подняться руки унчтожать такую красоту ???
ага!
Это приехавшего из глухой татарской деревни малайчонка Ульяновск поразил безликостью? А вот миллионам туристов со всего мира так не казалось!
Очень верное замечание
Потому что однотипные церкви была в каждом захудалом городишке, а шедевры советского архитектурного модернизма были только у нас. Кстати, кровавые большевики почему-то не снесли ни храм Василия Блаженного, ни один из роскошных храмов Кремля, ни Исаакиевский и Казанский соборы. Все, что представляло собой настоящую культурную ценность, бережно сохранялось и вовремя ремонтировалось. И кстати, за государственные деньги, а не за счет бизнеса, которому спихнули исторические здания под условие реставрации, которое большинство и не думает выполнять.
ххх
Прекратите уже это нытье. Большинство церквей разрушили так так после прекращения их финансирования государством и оттока прихожан они пришли в негодность. Можете поехать по деревням посмотреть как там стоят эти памятники. Нынешняя власть не спешит в них вкладывать, там же нет потока клиентов. Тоже самое будет и сейчас если ввести самообеспечение, заставить платить налоги, ЖКХ и тд. А если ввести ещё и десятину….
Прекратим финансировать ремонт мемцентра!
Интересно, сколько он простоит после этого?
Юрий
Ульяновск имеет свой неповторимый облик. Надо его понять и принять. Душа города во многом, не только в архитектуре даже. Всё города меняются со временем, что-то уходит, что-то остаётся. Мне когда-то Самара показалась никакой, и только постепенно я понял какой это красивый город.
О том, что ушло в прошлое, можно и вспомнить, но устраивать регулярную суходрочку, как по поводу вот этих монастырей и храмов, это удел параноиков-пропагандистов.
123
Маразм крепчает! 21 век а народ все верит в ангелов сидящих на облаках! И правительство это поддерживает! А знаете почему? Цитирую “Припомним, что всякая власть от Бога, даже нынешняя….”, а все остальные РАБЫ! Самим не тошно?