Утверждена и вступила в силу  программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Ульяновска на период 2020-2035 годов. Документ полностью опубликован официальной городской газетой «Ульяновск сегодня» и там много действительно интересного. Мы продолжаем публиковать фрагменты, касающиеся конкретных направлений развития. Мы уже рассматривали:

— социально-демографическую статистику, динамику автомобилизации и показатели транспортного спроса на улично-дорожную сеть Ульяновска, 

— характеристику работы городского транспорта общего пользования с анализом пассажиропотока,

— анализ уровня безопасности дорожного движения

— оценка уровня негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения

— ключевые фрагменты из характеристики существующих условий и перспектив развития и размещения транспортной инфраструктуры

прогноз транспортного спроса, изменения объёмов и характера передвижения населения и перевозок грузов

Сегодня (по пунктам программы) – 4 прогноза.

Прогноз развития дорожной сети

Мероприятия по развитию улично-дорожной сети направлены на развитие наиболее острых направлений:

улучшение транспортных связей по магистральным направлениям север-юг в правобережной части города Ульяновска за счёт строительства новой магистральной улицы общегородского значения «Север-Юг» от автомобильной дороги федерального значения Р-241 «Казань – Буинск – Ульяновск» до улицы Пушкарева, улицы Октябрьской, улицы Шолмова до западного обхода города параллельно наиболее загруженным магистралям проспекта Нариманова и проспекта Гая;

улучшение транспортной связи восток-запад путём строительства магистральных улиц параллельно Московскому шоссе с выходом на проектируемую автодорогу «Север-Юг»;

улучшение связанности левобережной и правобережной частей города Ульяновска за счёт развития подъездов к Президентскому мосту – строительство подъездов от улицы Врача Михайлова (автомобильная дорога «Второй пусковой комплекс первой очереди строительства мостового перехода через реку Волгу в городе Ульяновске (II этап), обеспечение связи с проектируемой дорогой «Север-Юг», строительство автомобильной дороги параллельно железной дороге от Императорского моста (параллельно Димитровградскому шоссе);

развитие улично-дорожной сети в предполагаемых районах массовой жилой застройки (Новый город в Заволжском районе города Ульяновска);

строительство локальных объектов, реконструкция существующих, направленных на улучшение связанности отдельных районов города Ульяновска, разделённых естественными преградами (река Свияга, железная дорога и т.п.).

Основной объём мероприятий, направленных на развитие улично-дорожной сети, предполагается реализовывать в среднесрочной и долгосрочной перспективе по причинам отсутствия финансирования на осуществление строительства объектов капитального строительства (в части большинства мероприятий) или вопросов, связанных с необходимостью выкупа земель для строительства улично-дорожной сети (к примеру, строительство улицы в продолжение улицы Энтузиастов (Пушкарёва) до улицы Репина).

Прогноз уровня автомобилизации, параметров дорожного движения

Рост парка легковых автомобилей в динамике с 2010 по 2018 годы происходил ежегодно, но неравномерно, составив при этом 54 %. В каждом регионе Российской Федерации данный показатель индивидуален и связан с рядом факторов – уровень доходов в регионе, развитие уличной-дорожной сети, качество транспорта общего пользования и т.д.

Уровень автомобилизации в целом по Приволжскому федеральному округу более стабильный и за последние 5 лет, составил в среднем 6,5 единиц за год. Кроме этого, анализ роста уровня автомобилизации регионов России показал, что после определённого значения происходит «насыщение» и рост автомобилизации в целом замедляется (или прекращается вовсе). В среднем по Приволжскому Федеральному округу данный показатель находится на уровне 310 легковых автомобилей на 1000 человек населения.

В случае развития инфраструктуры города по сбалансированному сценарию (не развивается инфраструктура общественного транспорта и смежные направления городской инфраструктуры) можно прогнозировать рост автомобилизации в городе и в дальнейшем в аналогичном темпе (таблица 16).

Таблица 16. Прогнозируемый уровень автомобилизации и количества автомобилей в случае развития по сбалансированному сценарию

При этом даже развитие улично-дорожной сети при указанном росте автомобилизации не даст существенного положительного эффекта и уровень загрузки улично-дорожной сети возрастёт, а скорость перемещения транспорта снизится.

В связи с этим необходимо кроме строительства объектов инфраструктуры предпринимать меры, стимулирующие отказаться от использования личного автомобиля, такие как:

развитие системы общественного транспорта;

развитие системы платных парковок;

развитие велосипедного транспорта и пешеходных зон;

другие.

Прогноз показателей безопасности дорожного движения

Город Ульяновск является ядром Ульяновской агломерации, участвующей в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» к концу 2024 года должно быть достигнуто снижение количества мест концентрации ДТП (аварийно-опасных участков) на дорожной сети города Ульяновска на 50 %, снижение количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях до 4 человек на 100 тысяч населения.

Обеспечение необходимого уровня безопасности дорожного движения на дорожной сети города Ульяновска планируется повысить за счёт реализации мероприятий по:

строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения;

оборудованию светофорными объектами мест концентрации ДТП, нерегулируемых пешеходных переходов, а также мест пересечений и примыканий автомобильных дорог;

модернизации и реконструкции существующих светофорных объектов;

введению адаптивной системы регулирования дорожного движения;

обустройству участков улично-дорожной сети пешеходными ограждениями;

оборудованию нерегулируемых пешеходных переходов освещением, искусственными дорожными неровностями, светофорами Т.7, системами светового оповещения, дорожными знаками с внутренним освещением и светодиодной индикацией, Г-образными опорами, дорожной разметкой, в том числе с применением штучных форм и цветных дорожных покрытий, световозвращателями и индикаторами, а также устройствами дополнительного освещения и другими элементами повышения безопасности дорожного движения.

Прогноз негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду и здоровье населения

Для снижения уровня экологического риска и оздоровления городской среды требуется разгрузка основных транспортных магистралей, создание более эффективной защиты населения от промышленно-транспортного воздействия, расширение системы внутрирайонного озеленения.

Как отмечалось ранее, автомобильный транспорт (а не промышленные предприятия) на текущий момент является основным источником загрязнения воздуха в городе Ульяновске. Вместе с тем представляется очевидным, что кардинальное улучшение состояния атмосферного воздуха может быть достигнуто лишь при новой транспортной системе, снижении объёмов грузовых перевозок в границах города Ульяновска, строительстве скоростных видов городского транспорта. Решению поставленных задач будут способствовать снижение токсичности отработавших газов автомобильных двигателей, обновление парка автомобилей, разработка и реализация комплекса организационно-технических мероприятий по снижению выбросов, включающего ужесточение контроля за техническим состоянием автомашин, инструментальный контроль токсичности, дымности отработавших газов, перевод автомобилей на альтернативные виды топлива.