АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» является региональным координатором проекта «Базовые школы РАН», который реализуется с целью развития научного потенциала региона в рамках национального проекта «Наука». Основная задача Базовых школ РАН по всей стране – создать максимально благоприятные условия для выявления и обучения талантливых детей, их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий.

Среди 110 отобранных Российской академией наук Базовых школ три – в Ульяновской области: гимназия №1 (директор – Алексей Александрович Клоков), лингвистическая гимназия (директор – Марина Олеговна Мельникова) и многопрофильный лицей №20 (директор – Зоя Сергеевна Борисова).

Из-за распространения коронавируса COVID-19, школы перешли на дистанционное обучение. Мы решили пообщаться с директорами опорных школ нашего региона и узнать, как они справляются с образовательным процессом в условиях всемирной пандемии.

Алексей Александрович, каким образом проходило обучение детей на дистанционной основе?

– Были своевременно скорректированы рабочие программы по всем предметам по уточнению сроков изучения материала и вариантов подачи материала (объединение тем, оптимальное сокращение сроков изучения той или иной темы, за счет резервных уроков и уроков, отведенных на повторение). После этого, начиная с 8 апреля все уроки проводились в дистанционной форме в основном на платформах ZOOM (зум) и Skype (скайп).

– Как по Вашему мнению, есть ли кардинальные отличия дистанционной формы обучения от очной?

– Отличия дистанционного обучения от очного довольно существенные. Как в любом вопросе, есть свои плюсы и минусы. Но, однозначно, дистанционное обучение не может полностью заменить традиционную классно-урочную систему. Во время дистанционного обучения идет очень большая нагрузка и на обучающихся, и на педагогов. Большое количество времени проводится за компьютером, что негативно влияет на здоровье. Представьте себе, что учителю русского языка после уроков необходимо еще проверить не менее 90 работ домашнего задания в электронном виде, а если это – сочинение!

На ваш взгляд, в таком формате предметы легче воспринимаются учениками?

– Нельзя сказать, что одни уроки проходят легче, а другие наоборот. Это зависит от индивидуальной профильной направленности каждого обучающегося.

1 сентября 2020 года откроется обсерватория, которую смогут посещать не только ученики гимназии №1, но и дети других учебных заведений. Расскажите, какие работы уже проделаны и что запланировано?

В настоящее время проводятся ремонтные работы в кабинете астрофизики и в помещении обсерватории. До середины июня планируется поставка всего оборудования. До 1 июля запланирована замена купола обсерватории с установкой нового современного цифрового оборудования.

Марина Олеговна, насколько была готова школа по своему оснащению для проведения дистанционного обучения?

– Лингвистическая гимназия реализует программы повышенного уровня на основе интенсивной языковой подготовки с углубленным изучением английского, а также немецкого и французского языков и является базовой школой Российской академии наук, ведя обучение по специализированным программам, разработанным ведущими учеными вузов. Поэтому мы, конечно, имеем достаточную материально-техническую базу и уже давно используем возможности дистанционного обучения.

Программное обеспечение гимназии позволяет решать различные прикладные задачи, использовать цифровые образовательные ресурсы на уроках различных дисциплин. Кроме того, все участники образовательных отношений в гимназии являются пользователями автоматизированной информационной системы «Сетевой город».

Созданная система локального телевидения относится к общешкольным средствам ИКТ и позволяет оперативно информировать участников образовательного процесса; представлять продукты проектно-исследовательской деятельности учащихся. Одним словом, ресурсы гимназии в части оснащения вычислительной техникой отвечают современным требованиям. В гимназии имеется 167 компьютеров, из них 153 используются в образовательной деятельности. В связи с этим можно сказать, что переход на обучение с использованием дистанционных технологий не был для нас неожиданностью, и мы сразу же организовали онлайн занятия: было создано расписание, размещена на сайте инструкция по организации образовательной деятельности с использованием дистанционных технологий, определены основные образовательные онлайн-платформы и так далее. Разумеется, были учтены санитарно-эпидемиологические требования.

Но, разумеется, нам пришлось столкнуться и с трудностями, возникшими в ходе организации обучения с использованием дистанционных технологий, среди которых недостаточная скорость сети интернет при одновременном массовом использовании, а также сбои в работе АИС «Сетевой город» в связи с большими объемами обмена информацией в период дистанционного обучения. Но это проблемы не школы.

Какие преимущества у дистанционной формы обучения?

– Преимущества, безусловно, есть: более легкий доступ к ресурсам урока; большее удобство для учителя и ученика, в т.ч. гибкость в планировании по времени; персонализация, ведь учителя могут подстроиться под уровень конкретного ученика и цели его обучения, предоставляя различные онлайн-ресурсы (включая видео, чтение и прослушивание) отдельным ребятам, чтобы они могли работать над ними в свое собственное время.

Есть ли явные недостатки у дистанционной формы обучения?

– Думаю, что у дистанционного обучения есть и явные минусы. И среди самых решающих нужно отметить следующее: необходимость выработки особой мотивации к получению знаний, связанной с отсутствием регулярного контроля со стороны учителя; необходимость постоянного доступа к источникам информации и достаточной технической оснащенности: достаточно мощный компьютер, выход в Интернет, желательно принтер; отсутствие или недостаток практических занятий; преимущественно письменная основа обучения, полное отсутствие устной формы обучения; меньшая продолжительность занятия в связи с требованиями санитарно-гигиенических норм.

– Зоя Сергеевна, как происходила обратная связь при дистанционной форме обучения с учениками и их родителями?

– Основным принципом организации дистанционного обучения является принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательных отношений. Обратная связь с учащимися и родителями осуществляется с помощью специализированной информационно-образовательной среды: официальный сайт лицея, АИС СГО «Сетевой город. Образование», форумы, электронную почту, Интернет-конференции, онлайн – уроки, образовательные платформы Учи.ру и другие.

– Как вы считаете, какая необходима помощь для ребенка от членов его семьи при проведении уроков в дистанционной форме?

– Родители учащегося могут оказать значительную помощь своему ребенку в том случае, если у ребенка недостаточно сформированы навыки работы с электронными информационно – образовательными системами. Кроме того, работа в дистанционном режиме требует от ребенка сформированности основных компонентов учебной деятельности: умения принимать учебную задачу, выполнять определенные действия по ее решению, осуществлять самоконтроль, самопроверку и рефлексию. Родители должны помочь организовать правильный режим дня ребенку, контролировать время работы за компьютером, посещение онлайн-занятий, оказывать ребенку психологическую поддержку.

– Были ли предложены от Российской академии наук какие-либо образовательные лекции?

– В рамках проекта «Россия и Океания (XIX-XXI вв.)» Фондом им. Миклухо-Маклая подготовлен цикл из девяти лекций, разработанный командой профессионалов — учеными Российской академии наук (РАН) и специалистами Фонда им. Миклухо-Маклая. Лекции повествуют о естественнонаучных и этнографических исследованиях русских ученых и путешественников в Океании. Данный цикл лекций нацелен на расширение кругозора, он призван рассказать подрастающему поколению о достижениях наших соотечественников в исследовании региона Южных морей, о российских названиях географических объектов в Океании. Ученые, академики, члены – корреспонденты и профессора РАН приглашали наших лицеистов принять участие в онлайн-викторинах по физике, химии, астрономии.

Совсем недавно Губернатор Сергей Морозов вручил ключи от нового школьного автобуса. Расскажите, как он будет использоваться в учебном процессе?  

Автобус, приобретенный лицеем в рамках проекта «Базовые школы РАН», будет использоваться, в первую очередь, в учебном процессе: для посещения школ-партнеров, лекций в ведущих вузах города Ульяновска, с которыми сотрудничает лицей; участия в работе детских Малых академий при вузах. В рамках профориентационной работы лицеисты смогут чаще посещать различные производственные объединения нашего региона: АО «Авиастар-СП», АО «НПП Завод «Искра», АО «АэроКОМПОЗИТ-Ульяновск» и другие. Экскурсии на автобусе по родному краю, посещение театров, музеев, спортивных мероприятий расширит кругозор лицеистов, будет способствовать формированию духовно-нравственных ценностей наших учащихся, их активной гражданской позиции.