Охватившая мир пандемия коронавируса, способна самым непредсказуемым образом повлиять на ход и итоги стартующей кампании по выборам в Городскую Думу Ульяновска.

Вирусный фактор настолько ощутимо обнажил застарелые проблемы в сфере здравоохранения, управления, бюджетной политики, занятости и поддержки малого бизнеса, что это не могло не привести к кардинальной смене приоритетов и ожиданий городского избирателя.

Как бы мы не критиковали власть, но в условиях чрезвычайных ситуаций именно с ней мы пытаемся связывать надежды на их преодоление. В обстановке повышенной нервозности и страхов по поводу будущего люди ждут от политиков (как действующих, так и претендующих на власть) внятных и адекватных складывающейся ситуации инициатив и действий. Пока получается не очень.

Развёртывание волонтёрского движения, продовольственная помощь престарелым, контроль за дезинфекцией территорий, дела хоть и нужные, но не главные в деятельности политических партий. Задача партий — выработка стратегии действий и мобилизация сил и ресурсов на преодоление последствий пандемии и вызванного ею кризиса. Ситуация с распространением коронавирусной инфекции стала своеобразным, но весьма точным тестом на профессиональную состоятельность нашего политического класса.

Природа чрезвычайных ситуаций такова, что заставляет любого политика раскрывать свои реальные качества, особенно уместные и востребованные в данном случае. Разговор с людьми в духе традиционных обещаний выполнить что-то через год, два, три становится неприемлем. Людей интересуют конкретные действия здесь и сейчас. А потому сегодняшний кризис способен нанести смертельный удар по политическому популизму.

Как показал ход событий, претенденты на депутатские мандаты в большинстве своём плохо осознают масштабы и глубину возникших проблем и не владеют навыками работы в условиях неопределённости. Отчасти это объяснимо тем, что в их жизни никогда ещё не было подобного кризиса. Они должным образом не обучены и у них нет опыта поведения в нестандартной ситуации. Отсутствие внятной программы, способной давать ответ на новые вызовы, заставляет их действовать по инерционному сценарию, предлагая избирателям то, что в новой реальности уже не является для них ни важным и ни значимым.

В этой связи, весьма показателен опыт первых состоявшихся в условиях пандемии парламентских выборов, прошедших в апреле в Южной Корее. Обсуждение политических платформ участников выборного процесса сразу же ушло на задний план, а ключевой темой выборных дебатов стала деятельность и инициативы направленные на преодоление пандемии и оздоровление экономики. В итоге, демократическая партия «Тобуро», которой предрекали утрату парламентского большинства, благодаря грамотным и эффективным действиям по обузданию инфекции, сумела доказать избирателям свою дееспособность, и завоевать в Национальной ассамблее 180 мест из 300. Причём добиться этого ей удалось в условиях самой высокой (66%) за последние 28 лет явки избирателей.

Вывод очевиден: в условиях чрезвычайной ситуации, резко возрастает запрос на профессионализм, ответственность и компетентность. В этой связи, предпочтительными шансы на успех будут у двух категорий претендентов: тех, кто задолго до выборов своей системной и последовательной деятельностью сумел сформировать о себе позитивное мнение, и тех, кто в кардинально изменившихся условиях способен инициировать и предлагать действенные механизмы помощи людям и поддержки экономики.