Сельское хозяйство, в силу своих особенностей, является одной из немногих отраслей экономики, как в развитых странах, так и в развивающихся, которая подвержена усиленному государственному регулированию. При этом государственная поддержка сельскохозяйственных организаций является одним из приоритетных направлений экономической политики любой страны.

В настоящее время актуальность предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям очень значима. Необходимо отметить, что эффект, получаемый от государственных субсидий, зависит не только от их объёма, но и от структуры распределения средств по мероприятиям в рамках государственной программы.

К мировым лидерам субсидирования в сельском хозяйстве относятся развитые страны: члены ЕС, США и Япония. Субсидии в странах ЕС достигают 45-50% стоимости продукции фермеров, в Японии и Финляндии – около 70%, а в России – лишь 3,5%.

В Российской Федерации государственная поддержка АПК, в основном, осуществляется с помощью законодательных актов на основе программно-целевого подхода, целью которых является повышение эффективности его функционирования, и является основным фактором повышения конкурентоспособности.

Агропромышленный комплекс Ульяновской области создает более 11% валового регионального продукта. Доля продукции сельского хозяйства Ульяновской области в Приволжском федеральном округе составляет 3,4%.

По основным показателям сельскохозяйственного производства Ульяновская область занимает 5-е место в Поволжском экономическом районе и 32-е – в стране.

Государственная поддержка сельского хозяйства в регионе за последние 5 лет показывает свои положительные результаты, позволив сдвинуть инерционность сложившейся в развитии сельского хозяйства ситуации, а также дать новый толчок значительным позитивным изменениям.

На сегодняшний день эффективность государственной поддержки наиболее чётко проявляется в повышении эффективности функционирования аграрных предпринимательских структур.

По итогам Рейтинга регионов по динамике валового сбора сельскохозяйственных культур фермерскими хозяйствами за последние 10 лет (по данным делового журнала «Инвест-Форсайт»), Ульяновская область возглавляет 5-ку лидеров (!), опередив Республику Татарстан, Республику Мордовия, Республики Калмыкия и Башкортостан. Средний прирост показателя по нашему региону составил 39,44% (при среднем значении по Российской Федерации – 12,1%).

Эта высокая позиция ещё более значима потому, что в период с 2001 по 2015 годы (в среднем) по производству продукции сельского хозяйства Ульяновская область не входила даже в ТОП-20 лидеров (Татарстан – 4 место, Башкортостан – 7).

А по проведённым российскими учёными исследованиям динамики сельскохозяйственного потенциала субъектов ПФО, до 2010 года в Ульяновской области практически не было положительных изменений в динамике производства сельскохозяйственной продукции (развитие было охарактеризовано как «нейтральное»).

Таким образом, только за последние 5-7 лет наблюдается резкий скачок в уровне развития сельского хозяйства региона.

Этому способствовало введение ряда мер государственной поддержки.

Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области на сегодняшний день осуществляется в рамках государственной программы Ульяновской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» на 2014-2021 годы, утверждённой Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/420-П.

Государственная поддержка сельскохозяйственных организаций Ульяновской  области осуществляется посредством предоставления субсидий из федерального и регионального бюджетов  по ряду приоритетных направлений.

 

АНО «ЦСИ Ульяновской области проведён анализ эффективности государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей Ульяновской области за период с 2017 по 2019 годы.

Установлено, что за этот период сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, направлены субсидии в области растениеводства в общей сумме 522,3 млн руб., в том числе из федерального бюджета 413,3 млн руб., из средств регионального бюджета 109 млн руб.

ВСЕГО в 2019 году из бюджета Ульяновской области  (в том числе средства федерального бюджета)  448 получателям перечислено субсидии     823,9 млн руб., из них 173 сельскохозяйственным предприятиям 529 млн руб., или 64,2%,  и 275 КФХ 294,9 млн руб., или 35,8% от общей суммы субсидий.

Рис. Перечислено получателям субсидии из бюджета УО (в том числе средства федерального бюджета) по направлениям, тыс. руб.

 

Основная доля субсидий направлена сельскохозяйственным предприятиям на достижение целевых показателей реализации региональных программ развития АПК; на оказание поддержки в области растениеводства(22,3%), прочие субсидии 43,2 %, на повышение продуктивности в молочном скотоводстве 8%.

Рис. Объём финансирования и распределения средств на государственную поддержку сельскохозяйственных организаций, тыс. руб.

 

Основная доля субсидий направлена КФХ на достижение целевых показателей реализации региональных программ развития АПК, на оказание поддержки в области растениеводства (46,3%), на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (25,5 %), на оказание поддержки в области растениеводства (10,9%).

 Рис. Объем финансирования и распределения средств на государственную поддержку КФХ, тыс руб.

 

Максимальные суммы господдержки направлены сельхозтоваропроизводителям Чердаклинского, Майнского, Мелекесского, Ульяновского, Новоспасского, Новомалыклинского и Цильнинского районов.

 Рис. Распределение субсидий в разрезе муниципальных образований Ульяновской области в 2019 году

 

Проведённый анализ динамики использования посевных площадей за указанный период показал УВЕЛИЧЕНИЕ посевных площадей в следующих муниципальных образованиях:

Базарносызганский район, Барышский, Карсунский, Кузоватовский, Майнский, Мелекесский, Николаевский, Новомалыклинский, Новоспасский, Павловский, Радищевский, Сенгилеевский, Старокулаткинский, Тереньгульский, Ульяновский и Чердаклинский районы.

Допущено СНИЖЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ПОСЕВНЫХ ПЛОЩАДЕЙ  в муниципальных образованиях: Вешкаймский район,  Инзенский район,  Старомайнский район,  Сурский район и  Цильнинский район.

 

Аналитика показателей производства сельскохозяйственной продукции установила значительное УЛУЧШЕНИЕ (сохранение) ПОКАЗАТЕЛЕЙ:

в Чердаклинском  и Барышском районах  – по производству мяса и молока и в сельскохозяйственных организациях и КФХ,

в Новоспасском, Новомалыклинском и Тереньгульском районах – по производству мяса в сельскохозяйственных организациях,

в Вешкаймском и Павловском районах – по производству молока  в сельскохозяйственных организациях и КФХ,

в Инзенском и Мелекесском районах – по производству молока в КФХ,

в Карсунском, Николаевском, Мелекесском, Радищевском и Сенгилеевском районах –  по производству мяса и молока в КФХ,

в Новоспасском  районе – по производству молока в сельскохозяйственных организациях, по производству мяса в КФХ,

в Радищевском, Сенгилеевском, Сурском, Цильнинском районах – по  производству мяса в сельскохозяйственных организациях,

в Старокулаткинском районе  – по производству мяса в сельскохозяйственных организациях и КФХ,

в Старомайнском районе – по производству мяса и молока в сельскохозяйственных организациях,

в Сурском, Цильнинском, Ульяновском районах – по производству мяса и молока в КФХ,

в Тереньгульском и Новоспасском районах – по производству молока в КФХ,

в Ульяновском районе – по производству молока в сельскохозяйственных организациях.

 

Отмечено СНИЖЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ:

в Вешкаймском районе – снижение объёмов производства мяса в сельскохозяйственных организациях и КФХ,

в Инзенском районе – снижение объемов производства мяса в КФХ,

в Ульяновском районе – снижение объемов производства мяса в сельскохозяйственных организациях,

в Тереньгульском- в КФХ по производству мяса,

в Карсунском районе, Мелекесском, Радищевском, Сенгилеевском,  Цильнинском, Сурском районе – снижение объёмов производства молока в сельскохозяйственных организациях,

в Старокулаткинском – снижение объёмов производства молока в сельскохозяйственных организациях и КФХ,

в Кузоватовском  и Майнском районах  – снижение всех показателей и в  сельскохозяйственных организациях и в КФХ,

в Николаевском районе – снижение показателей по производству мяса и молока в сельскохозяйственных организациях,

в Новомалыклинском и Старомайнском районах – снижение показателей по производству и мяса и молока в КФХ.

 

Максимальные объёмы производства  молока с.-х. организациями отмечаются в Чердаклинском, Сурском, Мелекесском, Ульяновском, Сенгилеевском, Новоспасском и Вешкаймском районах.

Максимальные объёмы производства  скота и птицы на убой (в живом весе) сельскохозяйственными организациями отмечаются в Ульяновском, Новомалыклинском, Тереньгульском и Чердаклинском районах.

В целом, по Ульяновской области за период с 2017 по 2019 годы отмечается снижение поголовья КРС на 2,2% или на 984 головы, в том числе коров – на 2,2% или на 357 голов, увеличение поголовья свиней на 2,2 % и овец на  44,4%, значительное снижение поголовья птицы на 46,5% и лошадей на 25%.

Увеличение (сохранение) поголовья КРС в сельскохозяйственных организациях за период 2017-2019 гг. достигнуто в следующих муниципальных образованиях: Новоспасский район,  Кузоватовский район, Новомалыклинский район, Сурский район,  Ульяновский район, Чердаклинский район.

Снижение поголовья в сельскохозяйственных организациях за период 2017-2019 гг. отмечается в следующих муниципальных образованиях: Барышский район, Вешкаймский, Инзенский, Карсунский, Майнский, Мелекесский, Павловский, Радищевский, Сенгилеевский, Старокулаткинский, Старомайнский, Тереньгульский, Цильнинский районы.

Добились увеличения (сохранения) поголовья КРС в КФХ за период 2017-2019 гг. в следующих муниципальных образованиях: Майнский район, Мелекесский, Павловский, Радищевский, Сенгилеевский, Тереньгульский, Ульяновский, Цильнинский, Чердаклинский, Базарносызганский, Вешкаймский, Инзенский и Карсунский районы.

Отмечается снижение поголовья в КФХ за период 2017-2019 г.г. в следующих муниципальных образованиях: Барышский район, Николаевский,  Новоспасский, Старокулаткинский, Старомайнский и Сурский районы.

 

Таким образом, ситуация в агропромышленном комплексе на сегодняшний день такова, что РЯД МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ИМ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ, демонстрируя их низкую результативность и действенность.

 

Решение «проблемного поля»: кардинальное усиление контрольных мероприятий по эффективности направляемой государственной поддержки.

 

РЕЙТИНГ муниципальных образований Ульяновской области ПО УРОВНЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ (по данным АНО «ЦСИ Ульяновской области»):

  • в преобладающем большинстве муниципалитетов меры государственной поддержки реализуются достаточно эффективно

балл рейтинговой оценки ниже 100 (13 из 21 МО):

 

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕАЛИЗУЮТСЯ ДОСТАТОЧНО ЭФФЕКТИВНО
  • Чердаклинский район
  • Ульяновский район
  • Новомалыклинский район
  • Мелекесский район
  • Новоспасский район
  • Цильнинский район
  • Тереньгульский район
  • Радищевский район
  • Вешкаймский район
  • Сурский район
  • Павловский район
  • Кузоватовский район
  • Старокулаткинский район

 

С И Т У А Т И В Н Ы Е А У Т С А Й Д Е Р Ы
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕАЛИЗУЮТСЯ ДОСТАТОЧНО ЭФФЕКТИВНО, НО ОЩУЩАЕТСЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ
  • Барышский район
  • Карсунский район
  • Инзенский район

 

 

А У Т С А Й Д Е Р Ы
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕАЛИЗУЮТСЯ НЕ ДОСТАТОЧНО ЭФФЕКТИВНО

 

  • Майнский район
  • Старомайнский район
  • Сенгилеевский район
  • Николаевский район

 

* В Базарносызганском районе государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей отсутствует.

 

Данные рейтинга свидетельствуют о слабой связи между объёмом финансовой поддержки и эффективностью хозяйственной деятельности организаций, которые получают бюджетную помощь, что «ослабляет» ответственность и контроль операторов субсидий за направляемыми и используемыми объёмами помощи. Решение данного проблемного поля: господдержка конечно необходима, но требуется поиск новых вариантов совершенствования бюджетного финансирования и контроля эффективности использования средств.

 

В современных условиях необходимо сделать акцент не на увеличение объемов предоставляемой государственной поддержки, а на адресный характер её предоставления в зависимости от получаемых результатов.

Главная мысль состоит в том, что каждый бюджетный рубль должен быть прозрачен, необходимо, чтобы сельхозтоваропроизводители Ульяновской области понимали на что выделяются деньги и как это в итоге сказывается на эффективности использования каждого рубля государственной поддержки.