АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» ежегодно проводится оценка уровня экономической безопасности муниципальных образований Ульяновской области, по результатам которой  определяются муниципальные образования «зоны риска»,  получившие значение комплексной оценки уровня экономической безопасности муниципальных образований Ульяновской области ниже 50 баллов и не достигшие пороговых значений более чем по 50% критериев оценки уровня экономической безопасности, «зоны стабильности», достигшие пороговых значений более чем по 75% учитываемых показателей, и «лидеры», обеспечившие на своей территории благоприятные условия для жизни своих граждан.

По итогам 2019 года результаты работы показали, что ТОЛЬКО
1 муниципальное образование Ульяновской области находится в «зоне риска».

Итоги оценки уровня экономической безопасности

муниципальных образований Ульяновской области в 2019 г., %

 

 «ЛИДЕРЫ» (8)

1 место – Чердаклинский район      (+ «1» рейтинговая позиция)

2 место – Новоспасский район      (–  «1»)

3 место – Новомалыклинский  район  (const)

4 место – Кузоватовский район       (+ «3»)

5 место – Цильнинский район      (- «1») 

6 место – Сурский район  (const)

7 место – Мелекесский район         (+ «1»)

8 место – Ульяновский район      (- «3»)

В «зону стабильности» вошли 12 муниципальных образований Ульяновской области: Старомайнский район, Николаевский, Сенгилеевский, Старокулаткинский, Тереньгульский, Вешкаймский, Инзенский, Майнский, Карсунский, Радищевский, Барышский и Павловский районы.

Улучшение рейтинговых позиций по итогам 2019 года: Николаевский район (+1), Сенгилеевский район (+2), Старокулаткинский район (+7), Тереньгульский район (+2), Вешкаймский район (+3), Радищевский район (+2).

Особо отметим (     ): МО «Павловский район» – переход в «зону стабильности» по итогам 2019 года из «зоны риска» с увеличением суммарного балла на 5,75! Это, прежде всего, результат процедуры экономического оздоровления (санации), реализации запланированных мероприятий, способствующих решению проблем обеспечения экономической безопасности на территории МО Ульяновской области.

Снижение позиций: Инзенский район (-1), Карсунский район (-4), Барышский район (-3).

Особо отметим (        ): МО «Майнский район» и МО «Старомайнский район» – покинув «зону лидеров», снизили рейтинговые  позиции на 6 пунктов и 6,1 баллов (на 1 пункт и 0,6 баллов) соответственно!

 

ЗОНА РИСКА (1)

МО «Базарносызганский район».

По сравнению с 2018 годом, наблюдается незначительное улучшение показателей, о чём свидетельствует повышение значения итоговой оценки с 48,05 до 49,2 баллов, но для вхождения в зону стабильности району не хватает 0,8 балла! Таким образом, значения исследуемых показателей не в полной мере соответствуют уровню комфортного проживания на территории муниципального образования.

Таким образом, благодаря выстроенной в регионе системе обеспечения экономической безопасности, за последние четыре года число «отстающих» муниципальных образований уменьшилось в 13раз, а число «преуспевающих» увеличилось в 2,5 раза.

Пандемия внесла свои коррективы, и АНО «ЦСИ Ульяновской области» проведена оценка возможностей муниципальных образований области по обеспечению экономической безопасности своей территории к концу 2020 года, определена прогнозная модель распределения районов по уровню обеспечения оптимальных условий для проживания граждан на территории каждого муниципалитета.

В связи с тем, что основное «проблемное поле» для муниципалитетов составляют вопросы, касающиеся обеспечения финансовой устойчивости, а также продовольственной безопасности территории, за «вариативные» факторы были взяты показатели, характеризующие возможность реализации инвестиционных проектов на территории муниципальных образований Ульяновской области, объём инвестиций в основной капитал, доля убыточных предприятий, сальдированный результат предприятий всех видов деятельности, ситуация на рынке труда и т.д.

 

В результате, многие муниципальные образования попадут в, так называемую, «зону риска»:

В «зоне стабильности» окажутся лишь 6 уже бывших лидеров рейтинга:

ВАЖНО: кардинально изменится КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ муниципальных образований Ульяновской области.

Считаем, что наряду с реализацией заявленного Президентом РФ Общенационального плана действий по восстановлению экономики,  доходов граждан, с поэтапным выходом из эпидемиологических ограничений,  и шагов, уже предпринятых Правительством Ульяновской области, целесообразно проведение «точечной» работы в плане поддержки муниципальных образований по следующим направлениям:

  1. Кураторам муниципальных образований совместно с Главами администраций провести оценку социально-экономического развития муниципалитетов в постпандемичный период и разработать планы мероприятий по достижению необходимого уровня значений показателей в разрезе отраслей.
  2. Руководителям ИОГВ необходимо предпринять все меры по достижению запланированного уровня соответствующих показателей в рамках реализации национальных проектов.
  3. Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий, Корпорации развития Ульяновской области, Корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области предпринять все меры по максимальному вовлечению муниципальных образований в реализацию мероприятий государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», формированию заявок для участия в конкурсном отборе проектов развития, подготовленных на основе местных инициатив граждан, для получения субсидий из областного бюджета Ульяновской области, поддержку развития ТОС, существенному привлечению объемов инвестиционных вложений в экономику муниципальных образований и реализацию инвестиционных проектов с участием федерального и регионального финансирования.
  4. Агентству по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области с целью улучшения ситуации на рынке труда необходимо предпринять все меры по реализации направлений государственной программы «Содействия занятости населения» с целью снижения уровня безработицы и напряженности на рынке труда.
  5. Министерству финансов Ульяновской области рассмотреть возможность увеличения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, согласно методике распределения.

 

         АНО «ЦСИ Ульяновской области» со своей стороны  готов организовать поддержку и экспертное сопровождение планов мероприятий муниципальных образований, потенциально попадающих в «зону риска», и обсудить на очередном совместном заседании Межведомственной комиссии по безопасности в экономической и социальной сферах и Комиссии по оценке экономической безопасности муниципальных образований Ульяновской области дальнейшие действия по инициации вышеуказанных мероприятий.

Солодова Л.В. – начальник управления экономического развития МО «Новоспасский район»: «Считаем, что АНО «ЦСИ Ульяновской области» достаточно ясно и реально оценил негативное влияние пандемии COVID-19 на экономику муниципальных образований Ульяновской области. И, хотя мы и находимся в группе лидеров по итогам 2019 года, уже сейчас мы наблюдаем значительный рост уровня безработицы, снижение реальных располагаемых доходов населения, снижение оборотов во многих сферах экономики муниципалитета. Поэтому, считаем целесообразным выполнить все предложенные Центром стратегических исследований мероприятия, с целью недопущения реализации пессимистического прогнозного сценария итогов уровня экономической безопасности 2020 года.