АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» выступает координатором национального проекта «Наука» в регионе. Согласно целям нацпроекта, в 2024 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития. Должны быть созданы привлекательные условия для работы российским и зарубежным ведущим ученым, а также молодым перспективным исследователям, увеличены внутренние затраты на научные исследования и разработки.

Национальный проект «Наука» остается приоритетным, несмотря на трудности, с которыми столкнулись научные организации и институты региона в период пандемии коронавируса. Случившееся события ярко показали нам, как важно иметь свою собственную прикладную науку, техническое оборудование и квалифицированных специалистов.

В Ульяновске работает центр трансфера технологий ULNANOTECH, который входит в десятку лучших наноцентров России. Эффективность технопарка подтверждалась федеральными экспертами, в частности, Ассоциацией кластеров и технопарков России, ежегодно оценивающей работу наноцентров страны. Согласно рейтингу, за 2017 год, ULNANOTECH показал эффективность на уровне 110%.

Ярчайший пример перспективных разработок для медицины – компания «ТестГен». Они смогли разработать прототип тест-системы для быстрой диагностики коронавируса (COVID-19) всего за 1 месяц.

Об инновационной разработке рассказывает генеральный директор компании «ТестГен», кандидат медицинских наук Тороповский Андрей Николаевич.

– Андрей Николаевич, генетические тесты «ТестГен» рекомендованы Минздравом России для диагностики коронавируса, это огромное научное достижение. Расскажите о тех, кто трудился над созданием данного теста?


– Над созданием тестов трудился весь научный коллектив, работая даже в вечернее время и в выходные дни. За это время мы столкнулись с одной главной проблемой – доставкой материала, т.к. у нас не клиническая лаборатория и мы никогда не работали с подобным, нужны были синтетические аналоги генома вируса. Нам помогли коллеги из Швеции, они оказали огромную помощь с доставкой, ведь в то время уже начали постепенно закрываться границы. Они быстро среагировали на наш запрос и быстро смогли привезти.

Первый этап разработки связан с тем, что подбираются так называемые праймеры и зонды для тест-системы с использованием специальных программ. Мы подобрали несколько таких вариантов и при этом учли рекомендации Всемирной организации здравоохранения (FDA). И к тому времени, когда уже доставили образцы для тестирования, у нас было несколько вариантов. Поэтому удалось быстро отобрать оптимальные и собрать готовую тест-систему, которая пошла на официальные клинические испытания, проходившие уже не в нашей лаборатории.

– Насколько точен разработанный компанией «ТестГен» тест и позволяет ли он обнаружить вирус еще в инкубационном периоде и на самых ранних стадиях?

 

– Заболевание совсем новое и стадии его не известны. Нужно отличать понятия «заболевание» и «инфицированность». Заболевание – наличие каких-либо признаков, симптомов. Если у человека они есть, значит он болеет, если нету – не болеет. Если у не болеющего человека выявляется какой-то вирус, это значит, что он им инфицирован. Нам удалось создать чувствительную тест-систему, которая выявляет около 500 молекул вируса в 1 мл пробы. Эта чувствительность превосходит чувствительность систем, созданных ранее. Первые разработки, сделанные в Российской Федерации, могли определять только не менее 100 000 копий вируса. Поэтому возникла такая ситуация, что наша система выявила, что РНК-вирус есть, а если использовать старую разработку – не подтверждает. Чувствительность нашего теста была подтверждена во время прохождения клинических испытаний с реальными материалами в Головном центре гигиены и эпидемиологии ФМБА России. Было выявлено, что совпадение 100%, но по требованиям Росздравнадзора 100% указывать нельзя, поэтому использовались специальные формулы, которые подтвердили точность более 96%.

– Скажите, сколько тестов уже передано региону и сколько планируется продать в другие субъекты?


– Мы передали Минздраву Ульяновской области 5 000 новых тестов на коронавирусную инфекцию. Еще столько же поступило в лечебные учреждения области в июне. Всего – 10 000. Сразу после того, как были получены разрешительные документы, первым делом отгрузили партию в Ульяновскую область на безвозмездной основе.


– В каких странах уже используется тест «СOV-2-Тест» для диагностики СОVID-19?


– Мы ведём продажи в другие страны, например, большое количество тестов берёт Казахстан. Ведём переговоры о продажах в Ирландию, Швецию, США. В Европе получили не так давно сертификат маркировки
CE и сейчас уже готовы у нас покупать. В первую очередь, конечно, мы будем обеспечивать диагностическими наборами регионы России. Уже сотрудничаем с Татарстаном, Самарской областью, Москвой. Уже добровольческие организации закупили большие партии тестов. Анатолий Борисович Чубайс лично вручал медикам Дагестана наши тесты. Ведём переговоры с Сахалином. География, как можно понять, достаточно обширная. У нас есть опыт работы со всей Россией, с зарубежьем, потому что не первый год на рынке. Раньше мы специализировались больше на генетике и делали разработали более серьезнее, чем по коронавирусу. Этот опыт нам и позволил в короткие сроки создать тест-систему.

 

– Как Вы оцениваете научный потенциал исследователей региона и возможности вхождения в национальный проект «Наука» в связи с реализацией национального проекта «Наука» до 2024 года на территории Российской Федерации?


– Научный потенциал шикарный с точки зрения молекулярной генетики. Я около 10 лет проработал генетиком в Самаре. На самом деле, в Самарском регионе совсем нет школы по молекулярной генетике. Когда приехал сюда и организовал компанию «ТестГен» с радостью для себя обнаружил, что в Ульяновске есть несколько научных направлений, которые занимаются молекулярной генетикой. Благодаря этому было гораздо проще найти квалифицированных сотрудников тут, чем в Самаре. В целом, такими направлениями занимаются в Санкт-Петербурге, Москве и в Новосибирске. Без ложной скромности могу сказать, что имею самую квалифицированную команду по человеческой молекулярной генетике. У нас большой перечень тест-систем, они зарегистрированы, используются с практической составляющей. «ТестГен» стал центром компетенции по молекулярной генетике. Сейчас мы создаём свою кафедру совместно с Самарским государственным медицинским университетом. Тем не менее если называть Ульяновск не столицей, а периферией, то можно дать области самую высокую оценку.