Публикация группы «Старый Ульяновск. Brandergofer»

Еще в 1828 г. симбирское дворянство приобрело дом близ гимназии для устройства Благородного пансиона, где должны были проживать ученики – дети бедных дворян. Заведение было рассчитано на 10 воспитанников, что являлось недостаточным для получения статуса Благородного пансиона, а потому именовалось благотворительным учреждением. В 1842-1847 гг. по проекту И.А.Бенземана было построено здание Дворянского пансиона на 40 воспитанников (ныне ул. Спасская, 14). С 1866 г. гимназический пансион стал всесословным, хотя и принадлежал дворянству.

В конце XIX века предпринимались попытки возрождения сословных пансионов, но дворянские общества уже не располагали достаточным капиталом. 25 мая 1899 г. издан закон о пансионах-приютах для детей потомственных дворян. Казна единовременно выделяла 3 млн. руб. на учреждение пансионов-приютов, а в дальнейшем должна была ежегодно вносить половину сумм на их содержание. Ходатайства об открытии дворянских пансионов-приютов поступили из 21 губернии, но удовлетворено было только 12, в т.ч. ходатайство Симбирского дворянского общества.

К ходатайству об ассигновании средств, принятому дворянством на чрезвычайном собрании 20 декабря 1899 г., были приобщены проект здания и смета, разработанные с участием директора Кадетского корпуса Н.А.Якубовича и директора гимназии Е.С.Котовщикова. Избрана строительная комиссия под руководством губернского предводителя дворянства В.Н.Поливанова.

Пансион-приют решили строить на Стрелецкой улице, рядом со зданием Дворянского собрания. Отпущенная казной ссуда в 131.684 руб. поступила только весной 1901 г., из-за чего начало строительства затянулось.
Торжественная закладка здания Дворянского пансиона-приюта состоялась 6 мая 1902 г. Строительство велось под наблюдением архитектора Э.В.Спаннера и его помощника А.А.Шодэ. К осени были построены и покрыты кровлей здания пансиона, больницы, электростанции, надворных строений. С весны 1903 г. велась наружная и внутренняя отделка, монтаж электрического освещения и водяного отопления.
Построенное здание было рассчитано на 60 человек: 40 пансионеров и 20 своекоштных воспитанников, но могло вместить значительно больше. Здание пансиона на Спасской улице дворянство пожертвовало гимназии.

Дворянский пансион-приют был торжественно открыт 16 декабря 1903 года. Присутствовали губернатор С.Д.Ржевский, руководители губернской администрации и учебных заведений, дворяне, представители местного общества; персонал мужской гимназии и гимназисты – будущие пансионеры.

Епископ Симбирский и Сызранский Никандр сказал в речи: «Мы освящаем и открываем воспитательное учреждение, назначенное не столько для материального содержания в нем, сколько для духовного воспитания детей местного дворянства…».

Губернский предводитель дворянства В.Н.Поливанов отметил, что «воспитательное учреждение должно содействовать укреплению во вверенных ему питомцах твердых начал русского мировоззрения, основанного на исторически сложившихся устоях русской жизни…», и кратко рассказал об учреждении и строительстве пансиона-приюта.

После речей, тостов, оглашения приветственных телеграмм гимназист В.Персиянинов прочитал стихотворение, посвященное воспитанникам дворянского пансиона:
…Чтоб в будущем они, подобно славным дедам,
К отчизне дорогой любовию горя,
Вели бы родину к прогрессу и победам
Под твердым скипетром Державного Царя…

В этот же день дворянское собрание постановило направить прошение на Высочайшее имя о присвоении Симбирскому дворянскому пансиону-приюту имени императора Николая II. 29 января 1904 г. это ходатайство было удовлетворено.

Согласно уставу, в пансион бесплатно принимались сыновья недостаточных дворян, проживающие в сельской местности и занимающиеся сельским хозяйством, на платной основе – дети всех потомственных дворян. Директор и воспитатели выбирались Дворянским собранием, причем директор – из дворян Симбирской губернии. Избирался хозяйственный комитет, в который входили директор и члены Дворянского собрания. Директором пансиона-приюта был избран И.А.Иванов, почетным попечителем являлся В.Н.Поливанов.

Распорядок дня пансионеров был строго регламентирован. Классные комнаты можно было использовать только для занятий. Игры в них запрещались, как «посягательство на законное право товарищей в тишине заниматься учебной работой». Дежурный воспитатель ежедневно докладывал директору об успеваемости и поведении пансионеров. Все, получившие неудовлетворительные отметки, обязаны были в тот же день их исправить. Не все воспитанники могли оплатить услуги репетиторов, поэтому воспитателям запрещалось оказывать платную учебную помощь. Обязанность бесплатно заниматься с отстающими возлагалась на конкретных сотрудников.

В пансионе проводились занятия по музыке, фехтованию, танцам, декламации и пению. Желающие могли пользоваться музыкальными инструментами. Имелась библиотека-читальня. В пансионе проводились литературно-музыкальные вечера, ставились спектакли. В городской театр разрешалось ходить по праздникам на утренние постановки, а вечером – лишь старшим пансионерам, имеющим хорошие успехи в учебе.

В начале ХХ века большой проблемой для Симбирска стала переполненность единственной мужской гимназии. Число учащихся в ней доходило до 846 чел., более чем вдвое превосходя нормальный комплект. Это сказывалось как на доступности, так и на качестве образования. В 1906 г. губернское земское собрание признало целесообразным открытие нового среднего учебного заведения. Земство просило у Дворянского собрания уступить здание пансиона-приюта под гимназию, но получило отказ. Одновременно направлялись ходатайство в Министерство народного просвещения о скорейшем открытии второго мужского среднего учебного заведения. Городская управа пыталась решить вопрос о создании параллельных классов существующей гимназии, либо об открытии реального училища. Но ни земство, ни город не имели средств на постройку здания.

Между тем Министерство признало необходимость открытия в Симбирске второй мужской классической гимназии. Земство было готово материально поддержать новое учебное заведение. Дворянское собрание, не желая оставаться в стороне, постепенно склонялось к мысли уступить часть пансиона-приюта.

К 1909 г. определились контуры будущего учебного заведения. Предполагалось открыть всесословную гимназию с комплектом до 360 учащихся, не более 40 чел. в классе. Гимназия должна находиться в ведении Министерства народного просвещения, руководствоваться его программами и общим гимназическим уставом, но с широким участием представителей дворянства и земства. «Представляется необходимым придать возможно большее значение развитию в юношестве национального духа, основательному ознакомлению с внешней природой, широкой и заботливой постановке физического воспитания…» (3). Годовой бюджет 8-классной гимназии составит 31,5 тыс. руб., покрываемые платой за учение и средствами губернского земства. По оценке земского инженера Ф.О.Ливчака расходы на приспособление пансиона-приюта под гимназию составят 18-22 тыс. руб.

Наконец, в 1911 году Дворянское собрание уступило под гимназию часть здания пансиона, а 4 мая 1911 г. издан указ Министерства народного просвещения об открытии в Симбирске второй мужской гимназии с дворянским пансионом-приютом имени императора Николая II.

В августе прошли приемные испытания. Подано было 126 прошений, принято 82 ученика в четыре класса, с 1-го по 4-ый. Было решено не допускать открытия параллельных классов, «ибо они втягивают заведение во вредное многолюдство»

Наличие при гимназии дворянского пансиона дало повод в советское время считать и учебное заведение элитарным (отчасти так это и было). Газета «Пролетарский путь» писала в 1935 г.: «…По берегу Свияги из родового поместья едет гимназист помещичий сын Карпов. Серые в яблоках кони рвутся из постромок. С южной стороны спешит в город, горяча вороных коней, гимназист Киндяков. Вдоль вала, насыпанного боярином Хитрово, покачивается на рессорах княжеский сын Баратаев. … Сюда, на Новый Венец в белый корпус «Второй мужской гимназии с благородным пансионом» спешат дети помещиков и заводчиков Симбирской губернии. … Тщетно искать в списках хоть одну фамилию сына рабочего или крестьянина…» (5)

Не говоря о том, что во 2-й гимназии вообще не было таких учащихся, – автор произвольно взял известные дворянские фамилии, учебное заведение являлось всесословным. Число детей дворян в процентном отношении было несколько выше, чем в 1-й гимназии, но не превышало 1/3. Вместе с ними учились дети купцов, мещан, учителей и врачей, крестьян, цеховых и др.

Плата за обучение в 1911 г. составляла 85 руб. в год – несколько больше, чем в 1-й гимназии. При этом согласно уставу 10% учащихся освобождались от платы. Было учреждено три именных стипендии: имени 2-й мужской гимназии, А.С.Ключарева и И.Е.Цветкова.

По программе и статусу 2-я гимназия была классической. Преподавались Закон Божий, русский, немецкий, французский языки, латынь, математика, природоведение, история, география, физика, космография, чистописание, пение рисование, гимнастика, танцы. Педагогический коллектив состоял из 13 преподавателей, которые являлись и классными наставниками. Возглавил гимназию директор пансиона-приюта д.с.с. И.А.Иванов, он же преподавал природоведение, психологию и с открытия гимназии стал классным наставником в 4-м классе.

19 августа 1911 г. прошел первый педагогический совет 2-й Симбирской гимназии. Поздравив коллег с началом работы нового учебного заведения: «наше общее детище, наша гордость», директор обратился к ним с речью. «Чтобы встать в близкие отношения к ученикам, необходимо любить детей и помнить, что каждый педагог только отчасти начальник и, главным образом, наставник…»
Первый день занятий был назначен на 31 августа 1911 года. Перед началом уроков был отслужен молебен.

Учащиеся являлись в гимназию в 8.30. День начинался с молитвы, исполнения гимна и осмотра врачом. С 9.00 – пять уроков по 50 минут с 10-минутными переменами; большая перемена 30 минут. В 14.20 учебный день завершался молитвой.

Во 2-й гимназии действовала общепринятая 5-балльная система оценок. В 1916 г. проводился эксперимент по переходу на 3-балльную систему: «весьма удовлетворительно», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Насколько он оказался удачным – судить трудно, мнения педагогов разделились.

Гимназисты по очереди дежурили в классе. Во время урока запрещалось иметь на парте лишние предметы. В перемену ученики должны выйти из класса для проветривания помещения. Устанавливались и правила поведения вне гимназии. Летом разрешалось гулять до 8 часов вечера, зимой – до 6 часов. Запрещалось посещать вечерние спектакли в театре. Действовал запрет на посещение кинематографа.

Дежурный классный наставник следил за своевременным приходом гимназистов, выяснял причины опозданий, делал внешний осмотр учеников, наблюдал за порядком и т.д. Обо всех нарушениях докладывалось директору. Классные наставники контролировали успеваемость по всем предметам и отчитывались на педсовете. Весь персонал гимназии обязан был обращаться к ученикам на «Вы».

Был установлен перечень взысканий, которые следовало применять в зависимости от тяжести проступка: выговор в присутствии класса; неодобрительный отзыв родителям; лишение права участия в общих играх; стеснение свободы на перемене; запись в кондуитном журнале; запись в штрафном журнале; понижение балла за поведение; удаление с урока с докладом директору; запрещение посещать гимназию в течение определенного срока; отчисление из гимназии по решению педсовета.

Кроме педагогического совета в гимназии существовал хозяйственный совет из числа персонала. Ежегодно избирался родительский комитет с представителями от всех классов. В состав Попечительского совета входили представители земства, дворянства, директор гимназии.

В 1913 году здание гимназии с пансионом-приютом было расширено: над одноэтажным пристроем с северной стороны здания возведен второй этаж. Дворянство выделило на эту перестройку 40 тыс. руб. В 1915 г. гимназии были переданы три больших комнаты в доме Дворянского собрания. После ремонта в них разместились библиотека, зал для занятий музыкой и танцами и комната педсовета.

В гимназии имелись постоянно растущая библиотека, хорошо оборудованный гимнастический зал, столовая для учеников. Число учащихся росло, в 1915 г. гимназия имела полный комплект (8 классов), в связи с этим столовая была расширена и переоборудована.
Во внеурочное время проводились музыкальные и литературные вечера, ставились концерты и спектакли. Гимназия принимала участие в праздновании 100-летия Отечественной войны 1812 года, 300-летия Дома Романовых и др. Летом 1912 г. 20 гимназистов с тремя преподавателями совершили экскурсию по местам, связанным с Отечественной войной 1812 года.

В 1916 году состоялся первый выпуск в количестве 23 человек.
В 1917-1918 гг. гимназия переживала общие для всех трудности. Тяжело было с продовольствием, топливом, одеждой. Летом 1917 г. закрылся дворянский пансион-приют, многие воспитанники разъехались по домам. Но гимназия продолжала работать, выпустив в 1917 году 20 учащихся (фото 6). Удалось сохранить коллектив, а число гимназистов даже росло: 1916 – 280 чел, 1917 – 292, 1918 – 307 чел.

В 1918 г. несколько классных комнат занял эвакуированный из Петрограда женский институт. Учебные заведения перешли в подчинение органов народного образования Советов. Намечалась реорганизация средней школы, но гражданская война отодвинула эти планы.

Новый 1918-1919 учебный год начался во 2-й гимназии 17 сентября. Программа почти не изменилась, за исключением Закона Божия, отмененного еще в начале 1918 года. Но многие преподаватели и гимназисты покинули город с отступающими частями белых. Другие оставили гимназию в поисках заработка.

На собрании в губоно 2 ноября 1918 г. было объявлено о реформе средних учебных заведений. Симбирская 2-ая мужская гимназия стала 8-й Советской школой 1 и 2 ступеней. Она размещалась в здании бывшей 1-й гимназии, потом меняла адреса. Часть учебно-материальной базы бывшей гимназии была использована при создании 1-й пролетарской трудовой школы им. К.Маркса в 1918 году.

В 1919 г. здание бывшей 2-й гимназии с пансионом-приютом занял военный госпиталь № 1107. В нем с ранеными красноармейцами встречался М.И.Калинин. В 1923 г. здесь размещалась 3-я школа и политехнические курсы с библиотекой. Занимали здание и другие учреждения.

1 октября 1932 года в нем открылся Ульяновский педагогический институт. «Пролетарский путь» в той же статье 1935 года писал: «Четвертый год в бывшей дворянской гимназии расположен педагогический институт. Десятки, сотни рабочих и крестьянских парней и девушек пришли сюда овладевать сложнейшей техникой воспитания и образования будущих строителей бесклассового общества. … В пединституте обучается 156 рабочих, 295 колхозников, пришедших за парту прямо от станка и плуга, а остальные – дети рабочих и колхозников… Старое здание гимназии, наконец, встретило своих настоящих хозяев» (5)

1. «Симбирский Дворянский пансион-приют имени Императора Николая II», Симбирск, изд. СГУАК, 1904.
2. Устав Симбирского дворянского пансиона-приюта…, 1905, 1911.
3. «Об учреждении второй гимназии в городе Симбирске», 1909 (Материалы по народному образованию Симбирска, кн. 10, 1908-1910)
4. ГАУО, Ф.102; Ф.477, оп.3, д.д. 157, 158.
5. Н.Рин «В бывшей дворянской гимназии» («Пролетарский путь», 7.11.1935)
6. С.В.Борисова «Симбирская 2-я мужская гимназия и пансион-приют им. императора Николая II (1911-1918)» (Материалы VIII Сытинских чтений (2014), ч.2, Ульяновск, 2015)
и др.


Дворянский пансион-приют имени императора Николая II, открытый 16 декабря 1903 года.


Дворянский пансион-приют. Вид с юго-запада. Слева Никольская церковь.


Дворянский пансион-приют и вид на Соборную площадь. Вид с северо-запада.


Вторая мужская гимназия с дворянским пансионом-приютом и памятник П.А.Столыпину, открытый 15 сентября 1913 года.


Вторая Симбирская мужская гимназия с дворянским пансионом-приютом, открытая в 1911 году.


Второй выпуск 2-ой Симбирской мужской гимназии. 1917 год.
Первый ряд, сидят, слева направо: Швер Владимир, Круглов Борис, Реченский Владимир, Дмитриев Михаил.
Второй ряд, преподаватели, слева направо: Державин С.И., Блохинцев А.И., Орлов С.Н., инспектор Логутов Н.Ф., директор Иванов И.А., законоучитель Лебяжьев М.Н., Розинский Б.Н., прапорщик Александров, доктор Метт С.Г.
Третий ряд, слева направо: Пальчиков Николай, Загарин Иван, Милонов Николай, Бергман Карл, Благовидов Михаил, Конвалевский Юлиан, Никитин Петр, Шалимов Владимир.
Верхний ряд, слева направо: Ключарев Олег, Прибыловский Яков, Шмелев Николай, Мерзляков Иван, Зверев Георгий.
Из архива И.И.Загарина. Краеведческий отдел УОНБ, Ф58


Здание педагогического института (открыт в 1932 году); бывшая 2-ая мужская гимназия с дворянским пансионом-приютом. 1930-е годы.
ГИММЗ «Родина В.И.Ленина»


Здание педагогического института, украшенное к 1 Мая. 1950-ые годы.
ГАНИ УО, Ф.6214, оп.1, д.40, л.1

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.