Дважды обманутыми чувствуют сегодня себя дольщики, чьи проблемы взялся решать фонд ДОМ.РФ. Одно из его подразделений было создано именно для помощи тем, кто вложил деньги в строительство, но заветных квартир так и не получил. Сразу из нескольких регионов сейчас приходят жалобы: фонд не выполняет свои обязательства. И часто только имитирует бурную деятельность. На что при этом тратятся миллиарды, предназначенные для достройки зданий, совершенно не ясно.

Сидеть на крыльце своего недостроенного дома особенно горько, когда тебе 75, а кредит выплачиваешь пенсией. Фаина Семеновна хотела провести старость с мужем в ульяновской однушке. Но дом – недострой, они – обманутые дольщики.

“А много умерли. 5 семей, наверное. В Москву уехали, чтобы зарабатывать. И все. Концы отдали”, – говорит Фаина Погорелова.

Теперь к документам здесь прикладывают и свидетельства о смерти дольщиков. ЖК “Молодежный” в Ульяновске начали строить десять лет назад и уже четыре года как забросили. Крыша протекает, в подвале плавают каски сбежавших рабочих. Застройщик банкрот. Теперь госфонд ДОМ.РФ должен решить: либо достраивать здание, либо компенсировать деньгами. Начала экспертизы люди ждут год.

“Был официальный ответ от ДОМ.РФ, что во втором квартале они должны приехать к нам с экспертной оценкой. Провести проверку технического состояния объекта. Посчитать, сколько это будет стоить за квадратный метр. К сожалению, никто не приехал”, – говорит Светлана Тюрина.

ДОМ.РФ должен спасать обманутых дольщиков. Его подразделения дают кредиты, выплачивают компенсации. А на днях Госдума наделила фонд правом распоряжаться недостроенными домами.

“Регион будет решать, конечно же, какого типа проект будет, для чего, для кого. Но в руках все – и финансы, и контроль – будет у фонда защиты прав участников долевого строительства”, – говорит депутат Николай Николаев.

В России 200 тысяч “обманутых соинвесторов”. Из них меньше 10% уже заручились поддержкой ДОМ.РФ. Через фонды он сможет выкупать проблемные объекты у обедневших застройщиков. Но условия выставляет такие, что бизнесмены добровольно продавать объекты не хотят. В Татарстане, например, ни один застройщик так и не подал заявки.

“Аукцион имеет свои условия. Это 155 дисконта от первоначальной рыночной стоимости. Плюс аукцион с шагом 1%, следовательно, цена может упасть до 20 процентов. Надо понимать, что рентабельность девелоперского рынка – это 10-12%”, – заявил заместитель директора строительной компании в Казани Искандер Юсупов.

Низкий интерес застройщиков в ДОМ.РФ объясняют тем, что в регионах нет проблем. Но за последние полгода структура разместила тендеров на миллиард рублей. И это только на программы и информационную безопасность. Мы спросили специалистов, оно того стоило?

“То, что в глаза бросилось. Особенно, это лицензия на ВМВ на 240 миллионов. Это прям любой администратор, если на это посмотрит, скажет: “А зачем они за это платили вообще?” – считает программист Дмитрий Артимович.

Ну, как зачем? Например, чтобы работал сайт, где можно посмотреть информацию о подконтрольных объектах. Если получится. Вот здесь про один из ЖК Подмосковья. Трубы какие-то, пятиэтажки, одинаковые снимки в марте и феврале. А вот просто снег.

Вот в этом корпусе большого ЖК должно быть 8 этажей. И сдать их изначально обещали к сентябрю 2018-го. Потом дольщики пережили банкротство застройщика, поиск нового. И дом начали строить опять. Но потом опять прекратили.

Но если сюда приезжает телевидение, за забором начинают громко стучать и шуметь. Вот снимок с камеры наблюдения за пять минут до нашего прибытия – за забором ни души. А вот мы выставляем камеру – рядом начинают имитировать стройку. И прекращают после нашего отъезда. Но от этого этажей не становится больше.

На наши просьбы о комментариях в ДОМ.РФ не отвечают. Мы отправляли запросы. Приходили в офис, пытались дозвонится до сотрудников, которые работают с прессой: “Мы вам отправили запрос на почту и хотели бы получить комментарий”. Но внутрь никто не пригласил и не спустился в фойе. Информация о том, как в структуре распоряжается государственными миллиардами и квадратными метрами жилья, осталась в тишине ее кабинетов.

“Фонд создан на государственные деньги для помощи проблемным объектам для защиты прав дольщиков. По факту – это команда, которая препятствует строительству, волокитит даже назначения наблюдательного совета. И помощи мы от них добиваемся с помощью судебных актов”, – говорит член рабочей группы при Госдуме по решению проблем обманутых дольщиков Лора Митт.

Дольщики из Ульяновского ЖК по-прежнему видят на сайте обещание сдать объект во втором квартале 2020-го. Аргументы у людей заканчиваются. Во время наших съемок вот этот мужчина повторял лишь одно слово – “позор”.