В заключительной статье цикла, посвящённого дворянским «гнёздам» Симбирской губернии, мы обратимся к истории усадьбы Самариных. Род этот был прославлен несколькими поколениями учёных, государственных и общественных деятелей, отважных воинов, рачительных землевладельцев.

В период существования Российской империи род Самариных имел земельные владения в нескольких губерниях. Симбирская была одной из них. Центром имения на этой территории было село Васильевское в Заволжье, располагавшееся в Сызранском уезде (ныне – село Приволжье в Самарской области). Родоначальником «волжской» ветви рода был секунд-майор Василий Николаевич Самарин (1741 – 1811), доблестный воин и гостеприимный хозяин. Им был построен первый усадебный дом – деревянный двухэтажный особняк в стиле классицизма. В конце жизни помещик положил начало разведению в имении мериносовых овец, чем необычайно гордился. Он отмечал, что его «овечий завод» не имеет конкурентов даже «во всём свете».

Сын землевладельца, Фёдор Васильевич Самарин (1784 – 1853), был достойным продолжателем дела отца. Дни помещика были наполнены многообразными заботами, принесшими ощутимые результаты. В Васильевском была открыта школа для крестьянских детей (что в то время было большой редкостью). Барин проявлял живой интерес к новейшим веяниям в области земледелия. Он внимательно анализировал статьи, публиковавшиеся в журнале «Сельское хозяйство», и пытался использовать отдельные инновации. Так, при изучении одного из номеров упомянутого журнала за 1842 г., он обратил внимание на статью о хлебопашестве и лесоводстве в Московской губернии. Предприимчивый помещик посчитал ценной информацию о благотворном влиянии разведения лесов на почву: это, по его словам, «умножает растительную силу». В своём имении он рекомендовал разводить лиственницу, которую называл «деревом крепким и в строении… лучше сосны…» В этом случае барин опирался на сибирский опыт. Ознакомившись с содержанием другого номера этого журнала за тот же год, любознательный помещик заинтересовался люцерной, которая давала высокие урожаи. В результате он высказал мнение о перспективности её посевов вместо клевера (Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. 866. Оп. 1. Д. 1). Свойственно было помещику и стремление помочь нуждающимся  крестьянам: они получали хлеб из специального магазина.

Людям, живущим в эпоху нового коронавируса и привыкающим работать «в удалённом режиме», возможно, небезынтересно будет узнать, что Ф.В. Самарин полагался на дистанционный менеджмент. Помещик нечасто бывал в Васильевском и вёл насыщенную переписку с управляющим П.Я. Воронковым.

Одному из сыновей Фёдора Васильевича суждено было стать самым знаменитым представителем рода. Юрий Фёдорович  Самарин (1819 – 1876), знаком сейчас всем (или – выразимся осторожнее – очень многим) благодаря школьным урокам истории. Главными в его жизни были не хозяйственные заботы, а «приключения» мысли и неутомимые деяния на общественной ниве. «Даровитейший человек» (по словам Ф.М. Достоевского), он проявил себя как блестящий публицист славянофильского толка и автор одного из проектов освобождения крестьян от крепостной неволи.  На его средства в  сызранском имении были построены две сельские школы. Юрий Фёдорович  оснастил их необходимым оборудованием и пригласил педагогов.

С 1859 г. основное бремя ответственности за сызранское имение легло на плечи ещё одного представителя родовитой фамилии – Дмитрия Фёдоровича Самарина, которому старший брат-славянофил передал в «полное управление» все владения на Волге. Переселившись в Васильевское из Москвы, барин со знанием дела принялся за благоустройство имения. Новый импульс получило овцеводство: Д.Ф. Самарин покупал племенных овец в Саксонии и Силезии. Успехи сукноделия в имении также были налицо: в пореформенное время эта отрасль считалась образцовой на всероссийском уровне. Но помещик не забывал и о развитии земледелия. На Всемирной выставке в Париже в 1870-е гг. золотой медали была удостоена пшеница, присланная туда из Васильевского.

Забота о народном здравии также была характерна для Дмитрия Фёдоровича: он открыл в имении больницу. Наконец, не были им отринуты и традиционные для Самариных заботы о просвещении. В 1891 г. в местной прессе его деятельность в этой области выделялась особо. В селе Спасское помещик содержал училище, в полной мере обеспечивая учебный процесс. В учебном заведении имелась солидная библиотека и даже «волшебный фонарь» (проектор для демонстрации слайдов, который использовался при проведении литературных вечеров).

Благодаря энергичному Д.Ф. Самарину, в Васильевском был возведён новый господский дом. В 1885 г. по проекту известного московского архитектора Модеста Александровича Дурнова был построен  вместительный дом-дворец, в архитектурном облике которого просматривались византийские мотивы. Он был украшен бельведером в форме восьмерика, перекрытого куполом. Примерно в то же время М.А. Дурновым были возведены в усадьбе различные хозяйственные постройки.

Сын Дмитрия Фёдоровича, Александр, проживавший в Московском уезде, бывал в сызранском имении со своей женой Верой (урождённой  Мамонтовой). Она вошла в историю живописи благодаря В.А. Серову, изобразившему её на картине «Девочка с персиками».

Новая страница в истории усадьбы была написана в советский период. Господский дом  использовался некоторое время органами власти, но затем был покинут из-за оползня. В 1950-х гг. замечательное архитектурное сооружение еще могли видеть пассажиры судов, проплывающих по Волге. В 1960-х гг. усадьба попала в зону затопления в связи с работами по развитию   Куйбышевского водохранилища. Основные постройки были снесены, но вода до этой территории не дошла.

Ныне на территории бывшей усадьбы сохранились лишь въездные ворота с изгородью, построенной из красного кирпича, и контора управляющего имением. На месте главного усадебного дома был установлен памятный знак. Усадебный парк Самариных является излюбленным местом прогулок как местных жителей, так и туристов.

Архитектурное чудо, которое представлял собой господский дом, уже кануло в Лету. Но стоит помнить о том, что в дореволюционной истории этих мест был славный период, связанный с именами дворян Самариных. Это имение, являясь рассадником просвещения, само было своеобразным «волшебным фонарём», освещавшим на протяжении десятилетий весь уезд.

М.А. Судаков, к.и.н., специалист Института истории и культуры региона АНО ЦСИ

 

На территории Ульяновской области гораздо больше бывших дворянских усадеб, некоторые из которых у всех на слуху. Но мы постарались рассказать о нескольких менее известных.

 

Предыдущие части цикла «Дворянские усадьбы Симбирской губернии» можно прочитать на улпрессе:

Часть 1. Дворянские усадьбы Симбирской губернии. Языково https://ulpressa.ru/2019/04/06/ краеведческие-исследования-от-цси-дв/

Часть 2. Дворянские усадьбы Симбирской губернии. Старая Зиновьевка https://ulpressa.ru/2019/07/13/краеведческие-исследования-от-цси-дв-2/

Часть 3. Дворянские усадьбы Симбирской губернии. Село Лава Сурского района https://ulpressa.ru/2019/10/05/цси-рассказывает-о-наиболее-интересн/

Часть 4. Дворянские усадьбы Симбирской губернии. Дворянская усадьба в селе Княжуха https://ulpressa.ru/2020/01/19/цси-отправляется-в-виртуальное-путеш/