Где хранит свои данные бизнес? Почему вырос спрос на таксофоны и стационарные телефоны? Когда в Россию придет связь шестого поколения 6G? На эти и другие вопросы во время церемонии награждения IX конкурса региональных журналистов и блогеров «Вместе в цифровое будущее» ответили президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский и генеральный директор АО «НЭК Нева Коммуникационные Системы» Хироши Кавада. Церемония объявления победителей прошла в формате телемоста между студиями, развернутыми в московских офисах «Ростелекома» и дочерней компании NEC.

Данные на аутсорсинг

Эпидемия коронавируса внесла свои коррективы во все сферы. Телеком не стал исключением. По словам Михаила Осеевского, пользователи намного активнее начли применять все имеющиеся у компаний технологии и решения: всем был нужен высококачественный высокоскоростной доступ в интернет.

— Без коммуникаций пережить такой сложный период было бы очень сложно. Запрос вырос и со стороны жителей всех регионов, и бизнеса, и госструктур. Наши сотрудники максимально оперативно старались подключить домохозяйства, квартиры, частные дома, где не было интернета, — отметил руководитель «Ростелекома».

При этом запрос вырос не только на мобильные сервисы и передачу данных, но и на их хранение. Это очень перспективный сегмент телекоммуникационного бизнеса. Доля «Ростелекома» в предоставлении услуг центров обработки данных (ЦОД) и облачных технологий сегодня уже превысила 25%, и компания продолжает активно ее наращивать. Многие предприятия и государственные органы во время пандемии попросили дополнительные ресурсы для хранения информации и ее обработки, внедрения новых технологий и решений для удаленной работы.

— Этот сегмент за последние месяцы вырос особенно, поэтому многие крупные компании смогли сделать огромные шаги вперед в телекоммуникационной сфере, которые вряд ли сделали бы в обычное время, — подчеркнул Михаил Осеевский.

Сегодня передача функций по хранению и обработке данных на аутсорс — распространенная мировая практика. Бизнесу это позволяет сосредоточиться на своей ключевой деятельности, доверить решение технических вопросов профессионалам. Это не только аппаратная часть, но и различные программные слои. Рост рынка ЦОДов и облачных технологий, по данным экспертов, в ближайшие 3-5 лет составит 25-30% от года к году. Один из лидеров этого сегмента, компания Amazon, уже перешагнула через триллионную капитализацию. А потому у российских телекоммуникационных компаний также есть хороший потенциал для среднесрочного развития.

К слову, на федеральном уровне уже прослеживается четкая политика: государство перестает строить собственные ЦОДы. Это сложная задача, требующая высококвалифицированных специалистов и постоянного обновления аппаратной части. «Ростелеком» уже является основным исполнителем проекта «Гособлако». Он отвечает за работу портала госуслуг, единой системы идентификации, которая включает базу данных на 100 миллионов граждан России. Также компания работает с системой регистрации прав на недвижимость — высоконагруженной, ответственной базой.

— Мы разрабатываем и другие продукты — например, предложили программу модернизации системы учета лесных ресурсов. Это большая проблема, о которой говорят на федеральном уровне и которую надо решить, — пояснил руководитель «Ростелекома».

Кабель через всю страну

«Ростелеком» уже приступил к реализации масштабнейшего, поражающего воображение проекта — прокладки высокоскоростного мощного оптического кабеля от западных границ России до Владивостока, а далее — до Гонконга и Японии.

Зачем это нужно?

— Объем передаваемой информации в мире постоянно растет, увеличивается запрос на передачу данных из Азии в Европу и назад. И ее скорость прямо пропорциональна длине оптического кабеля, который соединяет разные точки мира, — говорит Михаил Осеевский. — Половина мощности этой линии будет использоваться для передачи информации внутри страны, а вторую предоставим международным партнерам для передачи информации.

Компания уже приступила к реализации этого проекта. Первый этап — строительство кабеля от границ со странами западной Европы до Москвы. Эта линия сразу же будет загружена. «Ростелеком» завершает финальную часть переговоров с глобальными международными операторами, которые планируют войти в капитализацию компании. В числе игроков — один из крупнейших российских банков, который примет участие и в качестве акционера, и предоставит долговое финансирование. Проект действительно дорогостоящий — он стоит около 40 миллиардов рублей. Стройка по всей России будет вестись три года, с участием компаний малого и среднего бизнеса всех регионов, где пройдет кабель.

Медь не сдает позиции

Цифровизация регионов — процесс непрерывный: интернет доходит до самых «глухих» уголков, где раньше о нем даже и не мечтали. Да, для операторов проводить сеть в маленькие деревушки невыгодно. Но в России уже семь лет работает проект под народным названием «Устранение цифрового неравенства» — «Универсальная услуга связи». «Ростелеком» прокладывает волоконно-оптический кабель в небольшие пункты, где проживает от 200 до 500 человек — таких в стране 14 тысяч (в этом году границу снизили до 100 жителей, а это еще плюс 5000 поселений). Помимо предоставления услуг Wi-Fi, оператор будет устанавливать еще и сайты мобильной связи, а потому у людей появится возможность использовать сотовые.

А еще компания занимается поддержкой работы… таксофонов. Этот «пережиток прошлого», с которого бесплатно можно позвонить в любую точку России, у пожилых жителей маленьких деревень пользуется большим спросом. Порой для них это единственный способ поддерживать связь с внешним миром, вызвать «скорую», поговорить с родными и близкими.

— За время пандемии трафик на них вырост в четыре раза! Кроме этого, мы отмечаем сокращение отказов от фиксированной телефонной связи в больших городах. Многие пожилые люди, оставаясь дома, предпочитают использовать проверенный временем старый телефон, который для них является простым надежным и понятным инструментом для коммуникаций. Медный провод, как работал 100 лет назад, так и работает, — говорит Михаил Осеевский.

Цифра борется с мусором

Что нас ждет в ближайшем будущем? Цифровые технологии будут распространяться на все большие сферы нашей жизни. Эксперты уже ведут речь не только об «умных городах», но уже и об «умных регионах».

Новые направления — работа с бытовыми отходами, экотехнологии. «Цифра» помогает отслежить, куда поехал мусоровоз. В некоторых регионах реализуют пилотные проекты по установке фотоловушек в самых популярных местах для несанкционированных свалок (изначально эта технология предназначалась для фотофиксации животных в особо охраняемых зонах). Также можно ввести цифровой контроль за наполняемостью мусорных баков, установить в трубах промпредприятий датчики, собирающие информацию о превышении вредных веществ в выбросах и так далее.

— Что касается сетей 5G, то они изначально нацелены на межмашинное взаимодействие, а также взаимодействие человека с машиной. Уже есть безлюдные карьеры и порты, в которых погрузчики и краны управляются дистанционно. Набор решений с применением сетей пятого поколения будет постоянно увеличиваться. Но есть ключевое условие: цифровые решения не смогут изменить или заменить внутренний настрой компании на совершенствование бизнес-процессов. Цифровая технология — это лишь инструмент, — уточняет глава «Ростелекома».

А что же сети 6G? По мнению генерального директора компании «НЭК Нева Коммуникационные Системы» Хироши Кавада, они могут появиться в России в 2030-х годах, когда сети пятого поколения будут запущены не только в тестовых областях. Эксперт рассказал и о перспективах беспилотных автомобилей. Пока в их эксплуатации очень много вопросов. Например, кто будет управлять транспортным средством, если соединение внезапно разорвется? Кто будет нести ответственность, если произойдет авария? Как беспилотным авто сосуществовать на дороге с обычными автомобилями?

— Думаю, выход есть — запускать их на ограниченной площади: в строительных зонах, на специально выделенных скоростных автобусных линиях, автономных автополосах, — резюмирует Хироши Кавада.

Кстати

Ульяновские журналисты стали победителями регионального этапа конкурса «Вместе в цифровое будушее» от «Ростелекома». Третье место в номинации «Печатная пресса» заняла Эльмира Кобина («Деловое обозрение»). Второй в номинации «Радио и ТВ» стала Рената Алиулова («Ульяновскя правда»). А в номинации «Интернет-СМИ» второе и третье места достались Екатерине Россошанской («Ульяновская правда») и Олесе Губановой («Деловое обозрение»).