Ульяновская область вошла в число 58 регионов России, где с 1 сентября школьники младших классов будут обеспечены «президентскими завтраками», за счет федеральных средств. Но в 27 субъектах страны не все школы оказались готовы к исполнению закона, из-за чего дети могут остаться без бесплатного питания. По словам директора «Агентства здорового и социального питания» Алексея Волкова, модель, которая уже несколько лет работает в Ульяновске, может решить эту проблему.
ФОТО: Официальный сайт президента РФ
Во время январского послания Федеральному собранию президент Владимир Путин дал поручение ввести бесплатное горячее питание для учеников 1-4 классов с 1 сентября 2020 года во всех российских школах, в которых готова вся необходимая инфраструктура. 11 августа Владимир Путин вернулся к этой теме на совещании с Правительством РФ. Установление в федеральных правилах критерия готовности инфраструктуры привело к тому, что школьники оказались в неравном положении. В некоторых сельских образовательных организациях совсем отсутствуют пищеблоки, из-за чего целые регионы остались без дополнительного финансирования. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил, что в 2020 году субсидию получат только 58 регионов. «В оставшихся субъектах России требование о полной готовности всех школ не выполнено, и, соответственно, средства им пока выделяться не могут», — объявил Мишустин.
По словам директора «Агентства здорового и социального питания» Алексея Волкова, Ульяновская область к федеральным мерам поддержки полностью готова и уже предложила местный подход к обеспечению горячим питанием школьников в качестве решения назревшей проблемы Министерству Просвещения РФ.
– Роспотребнадзор проанализировал состояние пищеблоков, и Ульяновская область полностью готова. Но есть регионы, где в некоторых школах в принципе нельзя организовать горячее питание, получается, что кто-то получит бесплатное питание, а кто-то – нет. Эту проблему отметил и президент, указав, что нельзя ставить одних детей в худшее положение, чем остальных, и необходимо проработать эти вопросы, прежде всего, в регионах. На наш взгляд, нужно менять порядок предоставления федерального финансирования. Президент во вторник сказал очень важную вещь, что бесплатное питание – это, по сути, льгота. Поэтому необходимо использовать соответствующие механизмы, такие, как в других отраслях, ту же монетизацию, чтоб сами родители могли выбрать, как получить эту льготу. Условно говоря, перечислять деньги родителям на лицевой счет, с которого они будут расходоваться только на горячее питание, а если ребенок в принципе не посещает школу и обучается на дому и ему никак нельзя его организовать, на установленную сумму закупается продовольственный набор.
Президент сказал, что ждет предложений от правительства и регионов о том, какие нужно внести изменения для того, чтобы все дети оказались в равном положении. В конце июля наш губернатор направил в федеральное Министерство Просвещения письмо, в котором предложили рассмотреть разные модели доведения этих средств, используемые у нас в регионе. В том числе и вариант, когда деньги предоставляются непосредственно родителям.
Такой механизм в Ульяновске уже давно работает в отношении муниципальных льготников. В этом случае именно родители, а не чиновники, определяют оператора, который будет организовывать питание, у них появляется возможность осуществлять ежедневный контроль. Опыт Ульяновска в использовании именно такого подхода в прошлом году был признан лучшей муниципальной практикой организации школьного питания во всероссийском конкурсе, который проводило Министерство Просвещения по поручению президента.
При использовании такого механизма получится довести средства до всех родителей, независимо от того, готовы отдельные школы или нет. И мы надеемся, что он будет одобрен и использован. Этот подход может решить еще один важный вопрос, ответа на который сейчас нет ни у кого. В школьном питании есть несколько источников финансирования, самый крупный из которых — это средства родителей, которые платят за питание самостоятельно. Даже если первоклассник получает бесплатный завтрак, родители платят еще за обед, если есть продленка – то еще и за полдник. Теперь есть средства, которые поступают на питание учащихся 1-4 классов, есть муниципальные и региональные льготники. Если по каждому источнику проводить конкурсы, может получиться так, что одновременно на одной кухне готовить будут несколько организаций. По отдельным источникам в регионах уже заключены контракты, причем есть и долгосрочные. Как проводить закупки по остальным – не понятно. Никто готового решения пока не предложил. Если же использовать ульяновский подход, когда все средства передают родителям, такой проблемы не будет, родители сами сделают выбор.