Безработица выросла в 10 раз! Нет работы – и денег тоже нет. Объем инвестиций в экономику уменьшился более чем на 30%. Из пятерки лидеров по социально-экономическим показателям Димитровград стремительно скатился на последние строчки рейтинга эффективности работы муниципальных властей.

Забыли, зачем их выбирали

Город атомщиков погружается в кризис, его жители чувствуют себя обманутыми, и многие напрямую связывают это с произошедшей сменой городского парламента. «Заигрались в политику», – так считают эксперты, комментируя причины столь резкого провала муниципалитета. В Ульяновске с тревогой и опаской смотрят на ситуацию, сложившуюся во втором по величине городе региона. Возможно ли повторение этого сценария в областном центре?

– Не могу сказать, что эти люди (новоизбранные депутаты гордумы Димитровграда. -Прим. ред.) три года бездельничали. Но очевидно, что приоритеты деятельности либо выбраны неправильно, без учета потребности людей, либо методы решения проблем оказались негодными. Необходима смысловая и управленческая перезагрузка на уровне понимания проблем и срочного принятия мер, потому что с учетом негативных экономических реалий, санитарно-эпидемиологической обстановки это снижение рискует сорваться в крутое пике, восстановить которое будет очень тяжело. Падать легко, подниматься потом непросто, – отмечает Дмитрий ТРАВКИН, президент Ульяновского областного общественного фонда «РАПИР».

Оценку работе своих властей димитровградцы поставили сами. С 2008 года, согласно Указу Президента России №607, по всей стране проводятся замеры эффективности деятельности органов местного самоуправления по ряду параметров. При этом лидеры рейтинга получают финансовую поддержку из федерального центра, а аутсайдеры – сами понимаете. Так вот, ключевым показателем оценки являются результаты опросов населения, достоверность которых, к слову, проверяет ФСО. И если в 2018 году удовлетворенность населения деятельностью властей Димитровграда составляла 79%, то по итогам прошлого года – 58,6%. Это самый низкий показатель в Ульяновской области, то есть отношения к власти хуже, чем в Димитровграде, нет нигде в регионе!

Упрямые цифры

– Это закономерный результат той политики, которую проводят димитровградские власти в последние годы. Хотя по итогам 2015-2018 годов город входил в пятерку лучших и относился к группе муниципальных образований с высоким уровнем социально-экономического развития. А теперь скатился на последние строчки. Например, доля площади земельных участков, являющихся объектом налогообложения, занимает 54,5% в среднем за три года. Это 22 место среди 24-х в Ульяновской области! Но если нет налогов, нет и денег в бюджете. Это сказывается и на жителях, особенно на бюджетниках. Например, темпы роста среднемесячной заработной платы работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений, тоже в среднем за три года, – 4,2%. Это тоже 22 место! И это клубок экономических проблем, которые связаны друг с другом. Снижаются инвестиции, соответственно, падает приток денег в экономику, как результат – не развиваются и закрываются предприятия, растет безработица. Все это мы сейчас наблюдаем в Димировграде, – комментирует генеральный директор Центра стратегических исследований Ульяновской области Олег АСМУС.

Все предыдущие годы в Димитровграде наблюдалось улучшение на рынке труда. Если в 2016 году уровень безработицы составлял 0,65%, то в последующие годы он планомерно снижался: 0,59% в 2017 году, 0,49% – в 2018-м. В 2020 году уровень регистрируемой безработицы в Димитровграде сначала подрос незначительно – до 0,51% (по состоянию на январь-март), но к августу увеличился еще в 10 раз – до 5,16%.
Это неполная картина, так как существует и скрытая безработица, когда людей выгоняют в неоплачиваемые отпуска или переводят на неполный рабочий день.

– Самый объективный показатель, на мой взгляд, – НДФЛ. Это налог, который каждый платит с заработной платы, его никак не подтасуешь, не прикроешь статистикой, он показывает объективную картину в экономике. В текущем году у Димитровграда наблюдается значительное сокращение поступлений НДФЛ – 85,3% (на январь-май 2020 года) к уровню аналогичного периода прошлого года. В условиях пандемии во многих муниципалитетах наблюдается снижение поступлений от НДФЛ, но в Димитровграде зафиксировано самое большое снижение: город занял последнее, 24 место в рейтинге, -подчеркивает Олег АСМУС.

А нас спасут?

Несмотря на катастрофическое падение по всем пунктам, отчаиваться не стоит. Муниципалитету обязательно помогут. Из областного бюджета в 2020 году планируется направить в Димитровград 1 млрд 654 млн рублей. Однако финансовые вливания, скорее всего, не изменят приоритетов местной власти, которая, по словам экспертов, «заигралась в политику и забыла о народе». Разочарование жителей вызвало то явное несоответствие между сложившейся ситуацией и теми программными заявлениями, с которыми новая местная власть шла на выборы в сентябре 2018 года.

После этого последовали скандалы с досрочным прекращением депутатских полномочий из-за недостоверных сведений об имуществе и доходах. А по одному из парламентариев и вовсе был состав уголовного преступления. Только с начала 2020 года досрочно мандатов лишились семь депутатов! Больше года Димитровградом управляют не местные жители, и даже не из Ульяновской области, а прибывшие из других регионов, в том числе глава города и ряд его заместителей. Это также вызывает раздражение у димитровградцев.

Что будет в Ульяновске?

В Ульяновской Городской Думе должны быть люди, которые хотя бы не повергнут город в кризис, не допустят ухудшения, как это случилось в соседнем Димитровграде. Но как это сделать, как не ошибиться?

– Мы проводим исследования, наши коллеги проводят исследования, затрагивающие изучение разных аспектов электорального поведения ульяновцев. И нужно отметить тенденцию, которая уже четко прослеживается: избиратель становится прагматичным. Когда кандидат зажигает своими пламенными речами, рассказывает о том, кто молодец, а кто плохой, и после этого люди должны в порыве рвануть за него голосовать, – такое сегодня происходит все меньше и меньше. В нынешних непростых экономических условиях, также связанных с безопасностью, происходит рационализация сознания. Люди подспудно отдают предпочтение и ищут, как вложить свой политический капитал, отдать свой голос за полезного депутата, который будет рядом, к которому они смогут обратиться, – говорит Дмитрий ТРАВКИН.

При этом, по данным политологов, до 30% избирателей определяются со своим выбором окончательно лишь на избирательном участке, исходя из той информации, которая там размещена о кандидатах.

– На что бы я обращал внимание в этой ситуации? Посмотрите на биографию и оцените, насколько профессиональный опыт кандидата позволит ему решать те проблемы, которые он обещает решить. Есть ли у него реальный управленческий опыт, что он в своей жизни сделал, какие проекты ему удались, по каким направлениям работы у него есть позитивные достижения? Если ничего этого нет, то это повод задуматься. Возможно, этот человек лишь играет на ваших эмоциях, обещает решение многих проблем, но его биография не дает оснований считать, что он справится с поставленными задачами. Избиратели сейчас учатся отличать эмоции от выгоды, от здравого смысла, – добавляет Дмитрий ТРАВКИН.

По его мнению, в сегодняшних условиях людям не помешает поддержка. Между тем от работы муниципального депутата зависит достаточно много. Вот когда проезжаешь по городу и видишь: в одних дворах – капитальный ремонт, новый асфальт, новые детские площадки, а в других невозможно на танке проехать. Это и есть деятельность конкретного депутата, но в одном округе она видна, а в другом жители даже не знают, где приемная и как им связаться со своим представителем во власти. Хотя во время предвыборной кампании он приходил, красиво обещал, рассказывал, кто прав, кто виноват… Чем оказался полезен такой депутат своим избирателям? Да ничем!