Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer” Первые велосипеды (или что-то отдаленно похожее на них) появились в начале XIX века. Но долгое время езда на этих неуклюжих и опасных конструкциях могла привлечь лишь энтузиастов-экстремалов. Трудно представить себе почтенного буржуа, с риском сломать шею колесящего по улице на одном из первых «костотрясов». Постепенно велосипеды совершенствовались, и к концу XIX века приобрели почти современный вид. Вместе с массовым производством началось победное шествие велосипеда по планете. Двухколесный (и не только) транспорт приобретал все больше поклонников; широко использовался в армии («самокатчики»). Стремительно развивался велосипедный спорт. В России первые гонки состоялись в 1883 году в Москве. Новинка быстро добралась и до провинции. Дата появления первого велосипеда в Симбирске не зафиксирована. Но уже к 1894 году любителей крутить педали в городе оказалось достаточно, чтобы создать свое общество. К слову, первый в России «кружок велосипедистов» возник в Царском Селе всего десятью годами раньше. Учредителями Симбирского общества велосипедистов стали Аксель Карлович Юргенс – представитель известной купеческой семьи, старший сын Карла Ивановича Юргенса, и инженер М.И. Махчинский. Устав Общества был утвержден 28 августа 1894 года. По нему цель Общества заключалась «в сближении любителей велосипедной езды, усовершенствовании в ней и распространении употребления велосипеда, как удобного, полезного, приятного и практичного средства передвижения». Для достижения этой цели Общество велосипедистов могло приобретать недвижимость и устраивать собственные места для катания; нанимать учителей езды на велосипеде для обучения желающих; устраивать прогулки и состязания; проводить музыкальные, танцевальные вечера и другие увеселительные мероприятия. Общество состояло из почетных и действительных членов, кандидатов и сезонных посетителей. Действительные члены обязаны были вносить ежегодные членские взносы в размере, определяемом общим собранием. Кандидаты и сезонные посетители уплачивали разовый взнос одновременно с подачей заявления. В 1898 году в Симбирском обществе велосипедистов состояло 5 почетных и 30 действительных членов. В 1901 году Общество насчитывало 2 почетных члена, 25 действительных и 4 кандидата. Делами Общества заведовал совет, избираемый из числа действительных членов общим собранием. Из своего состава совет выбирал председателя, казначея, секретаря, распорядителя и четырех кандидатов на эти должности. В 1901 году председателем Общества являлся Александр Александрович Сачков, сын симбирского «водочного короля», потомственного почетного гражданина А.Д. Сачкова. И старший, и младший Сачковы известны как общественные деятели и благотворители. Казначеем избран И.Б. Дейс, секретарем – Н.П. Пастухов, распорядителем – М.И. Махчинский: имена тоже небезызвестные в городе. Уже из этого понятно, насколько велик был интерес к велосипеду. В 1904 году Общество велосипедистов возглавлял потомственный дворянин Александр Иванович Селецкий – статский советник, юрист, член Симбирского окружного суда. Казначеем являлся А.В. Шанин, секретарем – А.П. Козлов, распорядителем – М.А. Темников. Любопытный момент: согласно уставу женщины в Общество велосипедистов не допускались. Лицам женского пола запрещено было не только становиться его членами, но и «являться в помещение общества в качестве гостей». Впрочем, как писал П.Л. Мартынов, «в действительности такой строгий остракизм женского пола обществом велосипедистов не соблюдается» В июне 1894 года (еще до утверждения устава) учредители Общества велосипедистов А.К. Юргенс и М.И. Махчинский подали прошение в городскую думу о выделении участка земли под велодром. Дума 6 июля 1894 года постановила сдать Обществу в аренду на 12 лет за 20 руб. в год земельный участок площадью 2,5 десятины (примерно 2,8 га) на пустыре против «новых» военных казарм, занимаемых в то время Сурским и Сызранским резервными батальонами (фото 2-4). Ныне это район бывшего училища связи на улице Тухачевского, а тогда – далекая северная окраина города. Уже в августе велодром был обустроен. Инструктора Общества за небольшую плату обучали на нем всех желающих искусству езды на велосипеде. Здесь же проводились велосипедные гонки: сначала закрытые, только для членов Общества, а потом и публичные, с платой за вход. С 1894 по 1897 год было организовано семь гонок на велодроме и одна велогонка на 100 верст за его пределами, без присутствия публики. Не бездействовали велосипедисты и в зимнее время. Так, зимой 1897-1898 года Общество устроило на пустыре близ Завьяловской площади (бульвар Пластова) каток и ледяную гору для общего пользования. В 1908 году по инициативе Н.И. Пашкова в Симбирской губернии возникло еще одно Общество велосипедистов – в городе Сызрани. Сызранский велодром, оборудованный деревянными виражами, качелями, буфетом, скамейками для зрителей значительно выигрывал по сравнению с симбирским и привлекал массу публики. Здесь проводились не только велогонки, но и состязания по другим видам спорта, концерты, спектакли и т.д. Век местных велосипедных обществ оказался недолог. Симбирское, просуществовав 12 лет, закрылось в 1906 году по причине отсутствия средств. Характерно, что в этом же году окончился срок аренды земли под велодромом. Еще в 1898 году П.Л. Мартынов писал: «Капитал общества заключается в постройках на велодроме, оцененных в 957 руб. 65 коп., а получаемые обществом небольшие доходы идут, почти исключительно, на уплату долга, образовавшегося при постройке велодрома». Сызранское общество велосипедистов прекратило свою деятельность в 1915 году. Но к этому времени уже не требовалось убеждать обывателей в удобстве и пользе велосипеда. Двухколесный транспорт прочно вошел в быт симбирян и стал привычным на городских улицах. В начале ХХ века Симбирск уже познакомился с автотранспортом. В 1907 году в городе насчитывалось два автомобиля, одна мотоциклетка, прозванная «хлопушей», и около 150 велосипедов. К этому же времени относится первое ДТП, связанное с «самодвижущимся» средством. 30 июля 1907 года лошадь купца В.П. Нагашева, испугавшись автомобиля, понесла и выбросила хозяина из коляски. Пострадавшего доставили в больницу с переломом ноги, а виновник аварии скрылся и не был установлен. В 1910 году в Симбирске было 3 автомобиля и 157 велосипедов. На авто разъезжали суконный фабрикант А.В. Арацков, купец 1-й гильдии А.А. Сачков и владелец чугунолитейного завода Н.В. Голубков. В середине 1914 года в городе имелось уже 15 автомобилей, 21 мотоцикл и 413 велосипедов. Педальные средства передвижения предлагали магазины Калякиных (фото 1), Юргенсов, товарищества «Проводник» и др., а вот для покупки автомобиля надо было ехать в столицу или другой большой город. В 1913 году в Симбирске появились первые такси – два частных легковых автомобиля, развозящих пассажиров по указанным адресам за плату «по соглашению». Тогда же городская управа приобрела грузовую машину с цистерной для поливки улиц. Симбирск одним из первых среди российских городов обзавелся такой новинкой. Во время Первой мировой войны большинство частных автомобилей было изъято для военных нужд. Разумеется, владельцев двухколесного транспорта реквизиции не коснулись. Надо сказать, улицы Симбирска были мало приспособлены для оживленного движения. В 1911 году заасфальтировали правую сторону Большой Саратовской (Гончарова) улицы. По ней и едет велосипедист на открытке (фото 5). До середины 1950-х этот участок оставался единственной в городе проезжей частью с асфальтовым покрытием. Другие центральные улицы к 1913 году были замощены на ширину 3,5 сажени (7,5 м). Можно представить, какую тряску испытывали на булыжной мостовой седоки «железных коней», еще не имевших хороших амортизаторов. Ближе к окраине улицы не имели никакого покрытия. Здесь приходилось ехать в облаке пыли или преодолевать глубокую грязь. В дождливую погоду такие улицы посыпали хворостом. Добавьте бросающихся из-под каждых ворот собак, множество другой живности, и станет ясно – жизнь тогдашних велосипедистов не была легкой. И все же количество транспорта на улицах города росло с каждым годом. Велосипеды и автомобили становились фактором, весьма осложняющим ситуацию на дорогах, который уже нельзя было игнорировать. Единых общегосударственных норм на этот счет не существовало: каждый город устанавливал их сам, исходя из собственного опыта и понимания проблемы. Не был исключением и Симбирск. В 1909 году губернатор Д.Н. Дубасов обратился к городской управе: «Ввиду значительного увеличения в городе Симбирске числа велосипедистов, а также распространения мотоциклов и автомобилей, является необходимость издания обязательного постановления Думы, коим ограждалась бы безопасность пешеходов, и вообще был бы урегулирован весь этот вопрос» За несколько месяцев управа разработала «Обязательное постановление об езде на велосипедах и автоматических экипажах», осенью 1909 года принятое городской думой и утвержденное губернатором. Постановление было дополнено «Правилами о взимании в пользу города Симбирска сбора с велосипедов и автоматических экипажей», и 2 марта 1910 года оба документа – первые в городе правила дорожного движения – увидели свет. Постановление распространялось на велосипеды и «автоматические экипажи» – автомобили и мотоциклы, поэтому многие пункты правил в равной степени относились ко всем этим видам транспорта. Право езды по городу имели «лишь те лица, которые взяли в управе установленные для этого билеты и нумерные знаки». Для получения билета – водительских прав – нужно было пройти испытание перед комиссией, состоящей полицейских чинов, экспертов и представителя управы. При этом разрешение на право управления автоматическим транспортным средством выдавалось только лицам, достигшим возраста 17 лет. Билет во время движения водитель обязан был иметь при себе и предъявлять по первому требованию представителя власти. Номерной знак крепился на велосипеде сзади. «Каждый велосипедист должен иметь при себе специальный звонок [на автомобиле – сигнальный рожок], исправный тормоз, а вечером и ночью, кроме того, зажженный фонарь», – гласили правила. Категорически запрещалось всем видам транспорта ездить по тротуарам, бульварам и паркам, а также езда по городу «с чрезмерной скоростью более 15 верст в час» и «езда наперегонки». Особо оговаривался запрет на «совместную езду по городу велосипедистов большими группами». При движении транспортные средства должны держаться правой стороны, а объезд совершать слева, на небольшой скорости. В Симбирске ограничения были еще не самыми строгими. Например, в Самаре запрещалась езда со скоростью свыше 10 верст в час. Это, в общем-то, объяснимо: пешеходы к автомобилям еще не привыкли, переходов и светофоров не существовало, а тормоза тогда не отличались надежностью. Надзор за соблюдением установленных Постановлением правил был возложен на полицию. В случае нарушения на водителя составлялся протокол и отправлялся в городскую управу для наложения штрафа. При необходимости полицейские имели право перекрывать движение по каким-либо улицам. Причиной мог стать, например, крестный ход или большое скопление людей по другой причине. Прогресс прогрессом, но основным средством передвижения еще долго оставалась лошадь. Для нее появление на дорогах технических новинок являлось серьезным стрессом, а это, в свою очередь, могло стать (и становилось) причиной аварий. Поэтому первые правила дорожного движения особо регулировали взаимоотношения водителей «железных коней» и гужевого транспорта. Так, запрещалось «пугать лошадь звонками и рожками. Если же лошадь пугается велосипеда, таковой должен быть быстро остановлен, а седок сойти и заслонить его собой или отойти в сторону». «В местах большого скопления экипажей и публики обязательна тихая езда или же полная остановка, в особенности при обнаружении испуга лошади». В соответствии с «Правилами о взимании в пользу города Симбирска сбора с велосипедов и автоматических экипажей», владельцы транспортных средств обязаны были вносить ежегодную плату: за автомобиль 1,5 рубля за каждую лошадиную силу, за велосипед – один рубль в год. Плата вносилась в апреле, а случае покупки велосипеда или автоматического экипажа после 1 июля владелец платил за первый год половину суммы (фото 6). От уплаты взносов освобождались транспортные средства, принадлежащие казенным учреждениям. Велосипедная история продолжалась, уже в Ульяновске. Но на этом, пожалуй, остановимся, ограничив рамки рассказа первыми, еще младенческими шагами, сделанными велосипедом в Симбирске. *** В течение последних лет местные власти активно (на словах) взялись за решение «велосипедного вопроса». Если бы все намерения и планы перевести в полезную энергию, то, наверное, город уже покрылся бы густой сетью велодорожек. Но претендовать на звание «велосипедной столицы» Ульяновск явно не может. Велосипедные дорожки, в основном, прокладываются в зеленых зонах. Это, конечно, здорово – покрутить педали в парке. Но велосипед – средство не только активного отдыха, но и передвижения. А составить реальную конкуренцию личному автомобилю и общественному транспорту он сможет только в том случае, если велосипедисты не будут подвергаться риску попасть под машину на проезжей части и, в свою очередь, не будут создавать угрозы и неудобств пешеходам на тротуарах. Хотя бы на самых оживленных улицах. Пока об этом можно только мечтать. Источники: Рекламный снимок велосипеда, продававшегося в магазине Е.Т. Калякиной в Симбирске. Фотография А.Горбунова. УОКМ План Симбирска 1904-1905 гг. Красным кружком и стрелкой отмечена территория велодрома, открытого в 1894 году. Выше (севернее) – комплекс «новых» казарм (казарм Сурского и Сызранского резервных батальонов) ГАУО Фрагмент подробного плана Симбирска 1904-1905 гг. Красным кружком отмечено размещение велодрома (участок 115). Выше, на участке 59, – здания «новых» казарм. ГАУО Вид на казармы Сурского и Сызранского резервных батальонов. 1898 год. ГАУО Гончаровская улица. Молодой человек едет на велосипеде по правой, асфальтированной стороне улицы мимо кинотеатра «Ампир». 1913-1915 гг. Выданная Симбирской городской управой квитанция о получении платы за право езды на велосипеде по городу. 1912 год. Клавдия Васильевна Орлова, сестра одного из организаторов Симбирской группы РСДРП Василия Орлова, стоит с велосипедом около книжного киоска их отца, В.И. Орлова, на Большой Саратовской улице. 1906 год. Открытки начала ХХ века. Справа: «велосипед для леди» фабрики А.Лейтнера «Россия» в Риге. Рекламные открытки велосипедных шин. Мальчик на трехколесном велосипеде. Симбирск, 1910-ые годы. |
|
|
Володя
Прикиньте передаточное число дамского велосипеда на фото. Примерно 1:2. Будет ехать медленно, но подъём на Минаева возьмёт.
А Ульяновы входили в члены общества? Где-то писалось, что Ленин за границей катался на велосипеде.
rippy
катался за вином в другую страну :) прародитель алкобайкинга
rippy
кстати, передаточное число цепной передачи считается как отношение зубьев ведущей звезды к ведомой, т.е. 2:1. На фото везде ведущие звезды больше задних, ведомых
Коля
Вы когда-нибудь видели велосипед, у которого было бы наоборот: задняя звездочка больше передней?