УФАС России по Ульяновской области опубликовал аналитический отчёт о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов.

По результатам анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке установлено, что доминирующее положению занимают в границах Ульяновска ООО «Татнефть-АЗС Центр» по марке бензина АИ-76 (80) (93,50%) и ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» по марке бензина АИ-98 (55,59%). В границах Димитровграда – ООО «Татнефть-АЗС Центр» по марке бензина АИ-76 (80) (100%) и ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» по марке товара АИ-98 (100%).

“На основании показателей уровня концентрации рынка, наличия и преодолимости барьеров входа на рынок можно сделать вывод о том, что рынки розничной реализации бензина в границах Ульяновской области относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией”, – говорится в отчете.

Всего в ведомстве насчитали 21 хозяйствующий субъект, осуществляющий в регионе розничную реализацию нефтепродуктов через 150 АЗС общего пользования. Из 23 продавцов 20 являются независимыми, два   входят в группу лиц ПАО «НК «Роснефть» (АО «Ульяновскнефтепродукт», ООО “Башнефть-Розница”), один  входит в группу лиц  ПАО «Татнефть»  (ООО Татнефть-АЗС Центр» Ульяновский филиал).

Справочно:

С середины 2007 года ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» вошло в состав ОАО «НК «Роснефть» и кроме розничной продажи нефтепродуктов начало осуществлять оптовую продажу нефтепродуктов в регионе. ООО «Татнефть-АЗС Центр» Ульяновский филиал  также осуществляет  деятельность на оптовом рынке нефтепродуктов в регионе. В конце 2016 года ООО «Башнефть-Розница» вошло в состав ПАО “НК “Роснефть”.

Наименование продавца Принадлежность к ВИНК доля рынка,%

АИ -76

доля рынка,%

АИ -92

доля рынка,%

АИ-95

доля рынка, %, АИ-98
АО “Ульяновскнефтепродукт” ПАО “НК”Роснефть” 0 32,67 29,34 0
ООО “Башнефть-Розница” ПАО “НК”Роснефть”
ООО “Татнефть-АЗС Центр” ПАО “Татнефть” 93,5 43,91 44,85 0
ООО “Ульяновскцентргаз”

 

Независимый 0 2,21 1,96 40,57
ООО “Л-Ульяновскнефтепродукт”

 

Независимый 0 16,07 21,89 59,43
ООО “Симбир-Петрол”

 

Независимый 0 0,03 0,01 0
ООО “Роста”

 

Независимый 0 1,46

 

0,5 0
ООО “Криста”

 

Независимый
ООО “Промлига”

 

Независимый 0 1,15 0,36 0
ООО “Таиф-НК”

 

Независимый 0 0,7 0,35 0
ИП Кияйкин А.В.

 

Независимый 6,5 0,49 0,24 0
ИП Времин В.В.

 

Независимый 0 0,11 0,01 0
ИП Трофимов Ю.В.

 

Независимый 0 0,76 0,43 0
ИП Елисеев А.С. Независимый 0 0,42 0,06 0
Итого 100% 100% 100% 100%

 

Географические границы  Димитровграда

Наименование продавца Принадлежность к ВИНК доля рынка,%

АИ -76

доля рынка,%

АИ -92

доля рынка,%

АИ-95

доля рынка, %, АИ-98
АО “Ульяновскнефтепродукт” ПАО “НК”Роснефть” 0 41,02 35,17 0
ООО “Татнефть-АЗСЦентр” ПАО “Татнефть” 100 31,95 32,6 0
ООО “Л-Ульяновскнефтепродукт” Независимый 0 24,44 30,72 100
ООО “Сити-Вест” Независимый 0 2,59 1,51 0

 

Определение барьеров  входа на товарный рынок

К барьерам, затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на исследуемом товарном рынке, относятся:

  1. Экономические ограничения: необходимость осуществления значительных первоначальных инвестиций и капитальных затрат на строительство и эксплуатацию АЗС/АЗК при длительных сроках окупаемости этих вложений. Издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности. Отсутствие НПЗ в регионе, что приводит к высоким затратам на доставку топлива в регион (как ж/д транспортом, так и автомобильным). Резкое повышение поставщиками оптовых цен.
  2. Административные ограничения – вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов, в том числе взимание платы за пользование федеральными дорогами.
  3. Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок: установление поставщиками запрета продажи бензина коммерческим организациям.
  4. Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов, которые приводят к созданию барьеров входа на рынок – осуществление деятельности ВИНК на смежных товарных рынках: оптовой реализации и розничной реализации нефтепродуктов усиливает их рыночные позиции в регионе. Принадлежность АЗС ВИНК дает преимущество и с точки зрения гарантированной обеспеченности товаром (нефтепродуктами), так как в случае дефицита, нефтеперерабатывающие заводы обеспечивают прежде всего собственную розничную сеть АЗС. Значительные средства, выделяемые ВИНК на рекламные компании, создают преимущества в виде отождествления их товара как продукции самого высокого и стабильного качества.