По словам эксперта, история с парком в Ульяновске может повторить конфликт в Башкирии

Громкий скандал разразился в Ульяновске – местные жители обнаружили крупную вырубку в парке Винновская роща. Он занимает 122 га, фактически это островок старинного леса, чудом уцелевший от вырубки со времени строительства Симбирска-Ульяновска. Рощу в свое время воспел в своем знаменитом романе «Обрыв» уроженец Симбирска Иван Гончаров. В ходе начавшихся проверок выяснилось, что успели вырубить более 150 деревьев, – сейчас соответствующие проверки проводят правоохранительные органы. Выяснилось, что часть парка вдруг оказалась переданной «в бессрочное пользование» одной из спортивных федераций, которая уже заявила о строительстве там «административно-хозяйственного здания». По одной из версий, там появится стрельбище для занятий биатлоном. Однако фактически у города сегодня отбирают часть реликтовой рощи. В числе первых забил тревогу главный редактор крупнейшего ульяновского портала «Улпресса», экс-председатель региональной общественной палаты Дмитрий Ежов. О том, почему Винновская роща рискует стать новым Куштау по аналогии с башкирским кейсом, – в его авторской колонке:

«Винновская роща была заповедной зоной еще во времена Петра I. Винновка воспета в литературе, в частности, ее описывал Иван Гончаров. Это вполне конкретная земля, земля намоленная, как говорят верующие, земля, нагруженная определенными смыслами. Подобных участков, парков в городе я больше и не припомню. Пожалуй, их и нет. Надо понимать, что Винновская роща – не просто парк, фактически это наша идентичность, как сегодня часто любят говорить. Идентичность – это земля с ее смыслами, с ее историей.

Сейчас на наших глазах происходит прямое покушение на эту заболтанную, но живую идентичность, это деградация. Отмечу, что в этом конфликте власть постоянно пытается остаться где-то за скобками. Но именно она должна быть главным действующим лицом в процессах подобного уровня. Давайте посмотрим, в каком качестве она себя проявляет здесь.

Отследив процесс от начала, видим, что роль деструктивная. Одни отдают в безвозмездное пользование этот огромный участок земли. Вторые еще хлеще. Вырубку – внимание! – осуществил городской центр по озеленению, то есть тоже власть. И больше в этой истории власти, к сожалению, нет.

В итоге парк подзаброшенный, никто тут давно ничего не делал, не вкладывался. Но, с другой стороны, и слава богу – именно так размышляют уже многие. Ведь в реальности видим не в первый раз: местная власть появляется только тогда, когда отдает землю и когда рубит там деревья для тех или иных бизнес-проектов. Появляется не с людьми и «идентичностью», но с бизнесом и некими спортсменами, у которых вдруг оказываются немалые деньги на капитальное строительство.

Обычные люди молчат, но до поры до времени. Хорошо, что эта история вышла в публичную плоскость. Инициаторы вырубки и дальнейшего строительства, вероятно, рассчитывали, что сейчас все увлечены сентябрьскими выборами и они смогут под шумок реализовать свой проект. Не получилось, история уже становится громкой.

Есть ли для власти риски в этой истории? Конечно, причем серьезные, масштабируемо на регион, но не меньшие, чем в Куштау в Башкирии. Знаю, что сейчас многие напряглись. Не стоит забывать о силовиках, федеральных органах, которые смотрят на такие вещи совсем иначе, максимально серьезно. Надеюсь, что машина реагирования уже запущена.
И очень важно, что проект удалось «засечь» на старте, – надо успеть тормознуть этот проект в самом начале, на первом этапе».

Фото: из личного архива Д. Ежова