Дороги через дворы Минаева 2,4 и Минаева 5, – так называемые внутриквартальные проезды. Эти дворы сквозные, часто машины проезжают их насквозь, и на большой скорости. Двор Минаева 5 расположен между Минаева и Либкнехта. Дворы Минаева 2,4 – удобной подъезд к МФЦ. И там и там, через дворы прокладывают маршруты навигаторы. Жители этих домов обратились ко мне с просьбой обеспечить безопасность от машин, в первую очередь пожилых и детей. Варианты, предлагаемые законом:

Шлагбаум во дворе

Первое, что приходит на ум, это установка шлагбаума. Особенно когда проезд находится в границах двора. В таком случае собственники квартир являются собственниками земельного участка. Однако против возведения шлагбаума, как и любого другого ограждения, выступает аргумент о необходимости обеспечения доступа машин служб быстрого реагирования (полиция, скорая помощь, пожарная охрана, МЧС и т.д.) к жилым домам и в целом на придомовую территорию. Исходя из этой логики, внутриквартальные проезды и прилегающие к ним тротуары, в любом случае, случае должны ремонтироваться за счет бюджета муниципалитета.
Отдельный вопрос, что эти проезды не должны включаться в границах участков под многоквартирными домами. Однако реальность такова, что у нас практически нет “дворов без машин” и такие проезды отсекают детские площадки от домов, а многоконтурные участки на кадастр у нас ставят крайне редко.
В Ульяновске алгоритм установки ограничения доступа во дворы многоквартирных домов не создан. Но, как и во многих других случаях, образцом для обсуждения можно взять московский порядок.
Согласно ему, решение, принимаемое собранием собственников дома, согласовывается с советом муниципальных депутатов. Отказ в согласовании может быть в случае: 1) несоблюдения требований по обеспечению беспрепятственного проезда на придомовую территорию пожарной техники, транспорта правоохранительных органов, скорой медицинской помощи и т.д. 2) создания ограждающим устройством препятствий проходу пешеходов и (или) проезду транспортных средств на территории общего пользования. Таким образом и в Москве признается, что в границах участка под домом может быть общегородский проезд.
Еще одного обстоятельство – шлагбаум всегда ставится за счет собственников квартир.

“Лежачие полицейские” во дворе

Другой способ ограничить скорость передвижения по двору это установка “лежачих полицейских”. “Лежачий полицейский” это неофициальное название искусственной неровности, специально устроенного возвышения на проезжей части для принудительного снижения скорости движения.
Такой проезд относится к дорогам и, в силу закона, должен обслуживаться муниципальной властью. Следовательно, установка искусственных неровностей также является обязанностью бюджета.
В силу ФЗ от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной …» содержание автомобильных дорог осуществляется органами местного самоуправления в целях организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания безопасных условий такого движения.
Согласно пунктам 6.2 и 6.7 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности допускается устраивать в том числе в начале опасного участка перед детскими площадками, другими объектами массовой концентрации пешеходов, перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения, установленное, например, знаком 5.21 «Жилая зона» (ограничивает скорость до 20 км./ч). Участки дорог, на которых устроены искусственные неровности, следует оборудовать дорожными знаками и дорожной разметкой.

Таким образом, для установления ограничения скорости движение автомобилей через сквозные дворы есть два варианта. Сложный – установка шлагбаума, попроще – требование к муниципалитету об установке “лежачих полицейских” и дорожного знака “Жилая зона”.