Ведущий клуба – Жан Миндубаев.
От ведущего. Сугубо реальные события – имеющие отношение к развитию нашего общества и государства – побудили меня к беседе с доктором философских наук, профессором УлГУ, заведующим кафедрой Валентином Александровичем Бажановым. События были такие… Привычно–крикливо отметили юбилей своего знаменитого земляка Владимира Ульянова –Ленина члены КПРФ; смутно продолжается противостояние депутатов-коммунистов и депутатов – некоммунистов в городе Димитровограде; как-то диковато проявляется нежелание первых и вторых обрести почву для диалога… Много эмоций и по поводу вызвали и рассекреченные документы о реальной жизни и борьбе устроителей «нового мира» с самого начала великого передела в жизни России – с 1917 года. Ну и так далее. Говоря короче, чувствуется некое оживление вечной борьбы двух идеологий… Пока эта возрождаемая схватка идет без кровопролития – но с бесконечными судебными разбирательствами. Но накал борьбы не стихает… Обозначает ли все это – если выразиться грубо и приземлено – что мы все еще никак не можем расстаться с философией и практикой построения «коммунистического общества» – главной заботой и задачей которого было (как все помнят) «Построение коммунизма и выращивание «нового человека». Сбылось ли? Почему не сбылось? Может ли снова сбыться? Вот главные вопросы которые мы обсуждали с человеком стоящим как бы в сторонке от всех политических дрязг наших дней… Ж.М. *** – Валентин Александрович, если подняться выше так называемой будничной сермяги и посмотреть на нашу жизнь с высоты… ну… скажем журавлиного полета: О чем как говорится «спик»? – Ну, начнем издалека… Принцип практики занимает в марксистской философии центральное место. Именно акцент на практике, роли практической деятельности в существовании человека и общества делал, так сказать, марксизм марксизмом. Поэтому, само собой, ключевой для любого марксиста должна была служить установка, согласно которой «в практике должен доказать человек истинность, то есть действенность и мощь, посюсторонность своего мышления» (В.И. Ленин). – Как-то слишком заковыристо выразился вождь мирового пролетариата… – Есть такое… В области теории познания этот принцип воплощался как принцип единства теории и материальной по своей сути практики. Между тем реальная история науки в условиях господства марксизма-ленинизма в качестве государственной идеологии свидетельствует не просто о невнимании, а – в условиях вульгарного социоцентризма, который отличал феномен идеологизированной науки в СССР, возникший в 1920-х годах – о фактическом пренебрежении этим краеугольным принципом марксизма. Возможно, что этим принципом пренебрегали бессознательно, поскольку осознанное и рефлексивное следование этой марксистской догме неизбежно разрушило бы не только иллюзии по поводу всесильности идей Карла Маркса (и Ленина), но и доказательства их воплощения в действительность. А это уже заставило бы впасть в ересь и усомниться в аутентичном понимании и следовании духу и букве марксизма самой коммунистической властью. – А каков фундамент этого большевистского умозаключения? – Здесь кроется парадокс марксистской теории и практики, который сопутствует феномену идеологизированной науки, долгие годы доминировавшей в СССР. Ключевой принцип этого учения провозглашался в теории, но не желал работать на практике. Парадоксом также является ситуация, когда видный марксист (Борис Михайлович Гессен) в 1931 году предложил отвечающую духу марксизма идею социальной концепции развития науки, благодаря которой он стал считаться родоначальником социальной теории науки в мире. Но в СССР эта теория не могла развиваться ввиду опасности затрагивать социально экономический контекст роста научного знания. В СССР вплоть до перестройки история науки представляла собой голую историю идей, но не историю людей. – В одной из своих работ вы пишете: «В чем конкретно выражается первый парадокс, имея в виду реализацию основополагающего марксистского принципа единства теории и практики? Какие факты свидетельствуют об игнорировании деятельности согласно этому принципу, причем игнорировании не единичном, а имеющим перманентный характер? Почему социоцентризм в его вульгарной форме способствовал фактическому упразднению принципа практики, требования воспроизводимости эксперимента в условиях идеологизированной науки на протяжении десятков лет?» Фактически это как бы утверждает невозможность создания коммунизма как реальности! Но ведь нам говорили: «Вот через 20 лет каждый советский человек будет жить в коммунизма!» Врали ? Заблуждались наши политические вожди? – Эти и примыкающие к ним вопросы до сих пор активно обсуждаются и в современной зарубежной, и в отечественной литературе. Особенно в связи с развитием эпигенетики, которая с поверхностной точки зрения реанимирует, казалось бы, канувшие в Лету идеи Ламарка и популярные в СССР во второй трети ХХ века замыслы Трофима Денисовича Лысенко. Несмотря на многочисленные труды, посвященные «феномену Лысенко», лысенкоизму, этот феномен, имеющий важное социальное значение, активно обсуждавшийся на конференциях за рубежом в последние годы, даже в настоящее время характеризуется во многом как белое пятно в социальной истории науки. С точки социальной эпистемологии и философии науки он также осмыслен далеко не в полной мере. «Великая практика требует великой теории…» – эта мысль Николая Ивановича Бухарина занимала почетное место в его докладе на Всемирном конгрессе по истории науки и техники в Лондоне в 1931 году. Этой теорией, по Бухарину, само собой, является марксизм, а триумф революции в России, по существу, должен повлечь за собой не просто расцвет науки в новом обществе, но и революцию в методах научного познания. Анализ различных областей науки под углом зрения марксистской методологии должен вскрыть качественно новые их законы и тем самым существенно продвинуть эти науки на пути познания природы, общества и человека. Это означало «диалектизацию» физики, биологии и других наук, а значит, и отход от натурализма, который настаивал на эмпирическом базисе науки, в сторону идеологических представлений. Бухарин фактически придерживался метода «идеологического соответствия», согласно которому на прогрессивной стадии развития общественных систем порождается прогрессивная наука, а на стадии их регресса наука неизбежно теряет свой познавательный потенциал и вырождается в псевдонауку. Так, Борис Гессен в книге «Социально-экономические корни механики Ньютона», которая явилась определенным развитием его доклада на Конгрессе по истории науки в Лондоне в 1931 году и увидела свет на русском языке в 1933 году, в духе метода идеологического соответствия рассуждал о том, что в эпоху Ньютона «подымающаяся буржуазия ставит естествознание себе на службу, на службу развитию производительных сил… Являясь для этого времени наиболее прогрессивным классом, она требует наиболее прогрессивной науки». Это означает, что наука нового – социалистического – общества должна решительно преодолеть «буржуазное» наследие, которое заставляет ее «отставать от жизни», и, руководствуясь революционной теорией Маркса и Ленина, качественно преобразиться. Вера в появление такого рода науки, питаемой марксистской методологией, была характерна для многих советских ученых того периода. Они, как неофиты нового учения, сильно переоценивали ее возможности. Отчетливо выраженный вульгарный социоцентризм марксизма в его советской версии, явно культивировавшей социальный детерминизм и неявно предполагавшей безусловную доминанту целого над частью, исходил из того, что обществу, вооруженному передовой идеологией, под силу воспитать и принципиально нового человека. Он, этот новый человек, как бы всецело является вершителем своей судьбы и смелым строителем своего будущего. Еще один вариант – перевоспитать («перековать») человека старой формации. Главное поэтому – воспитание (или перевоспитание). Именно это убеждение, например, воплощалось в педагогической системе Антона Семеновича Макаренко. Это же убеждение было фактически экстраполировано даже и на растительный мир. Наиболее активным проводником этого убеждения в практической плоскости аграрной науки выступал Лысенко. Раз практическая деятельность есть процесс, то возникает вопрос о такой ее особенности, как (примерная) длительность этого процесса, необходимая для того, чтобы практика могла приобрести статус критерия истины. Достаточен ли одномоментный эпизод («факт»)? Или нужен год, когда-то десятилетие, а то и век? В ортодоксальном марксизме, насколько мне известно, на этом вопросе внимания не заостряли. Между тем понятно, что в силу принципа конкретности истины однозначный ответ на этот вопрос дать невозможно. И тем не менее в случае более или менее стойкого убеждения в правомерности и существовании научной истины требуется воспроизводимость экспериментов, фиксирующих определенные факты. Воспроизводимость неявно подразумевает наличие некоторого временного промежутка, достаточного для этой процедуры и ее оценки. Таким образом, своего рода операциональный аспект практики как критерия истины – это как минимум очевидная воспроизводимость опыта. И вот здесь обнажается парадокс принципа марксистской теории и практики: теория предписывает следование практике как критерию объективной истины, но в атмосфере феномена идеологизированной науки для ряда громких кампаний и эпизодов обнаруживается стойкая, продолжающаяся десятилетиями в силу действия эффекта эхо-камеры когнитивная слепота… – А что это за «фрукт» – «эхо-камера»? – Эхо-камерами в философии науки называют ситуации, в которых информация о каких-то явлениях черпается из заведомо ограниченных источников, игнорирующих или подавляющих альтернативные источники. Отсюда и вытекала когнитивная слепота и власти, и многих сторонников Лысенко, которые как бы и находились в эхо-камере, в пределах которой они слышали только свои собственные голоса. Для некоторых ситуаций в науке это фактически упраздняло стержневой принцип марксизма – единства теории и практики. Фактор невоспроизводимости опыта в течение десятилетий фактически не играл сколько-нибудь значимой роли ни в государственных решениях, ни в процессе ассимиляции не подтверждаемых практикой теорий заметной частью научного сообщества. – Как такое могло быть? – Феномен Лысенко, обстоятельства его взлета и роль в разгроме отечественной генетики хорошо известны. Я затрону лишь тот аспект этой истории, который непосредственно касается принципа единства теории и практики. Среди закономерностей становления и развития коммунистических режимов феномены идеологизированной науки воспроизводились в той или иной форме с жесткой, можно даже утверждать – неминуемой регулярностью. – Для революционно настроенной части российского общества, которая стремилась к переустройству социума на фундаменте новой идеологии, было типичным подозрительное отношение к «буржуазной», «правительственной» науке? – Да. И такое отношение означало сомнение в том, что наука способна достичь объективной истины. Эти сомнения выражали не только сторонники Маркса и Ленина, но и анархисты (Михаил Бакунин и Петр Кропоткин). После победы Октябрьского переворота новое общество взывало к созданию «пролетарской» науки (Александр Богданов). В фигуре Лысенко удачным образом и сконцентрировались черты ученого нового типа: человек из гущи народа (украинских крестьян), получивший и среднее образование, и высшее в аграрном вузе (заочное). Был вовлечен в опыты по селекции растений, но математически обработать результаты опытов самостоятельно не мог; статистику не только не понимал – но и отвергал ввиду того, что «наука – враг случайностей». В 1928 году выходит его фактически единственная объемная научная работа (бòльшую часть которой занимали таблицы данных). – Академик Лысенко – это некий образец, воплощение некоего «преобразователя жизни» не только человека – но и растительного мира – и мира вообще? Можно сказать, что он символ активного деятеля так называемой «идеологизированной науки»? – Конечно, можно. В своих публикациях Лысенко доминировал пропагандистский стиль. Благодаря своей энергичности он был замечен рядом видных агробиологов и, главное, представителями власти. Академик Николай Иванович Вавилов, возглавивший созданную в 1929 году Всесоюзную академию сельскохозяйственных наук имени Ленина (ВАСХНИЛ), способствовал продвижению «ученого» из народа. Так, Лысенко в 1934 году был избран действительным членом Академии наук Украины, а через год – академиком АН СССР и награжден орденом Ленина. Но уже в конце 1920-х годов началась агрессивная пропаганда мифа о «народном академике» Лысенко, которая граничила едва ли не с его сакрализацией. Между тем в профессиональном плане, согласно отзывам квалифицированных оппонентов, Лысенко был малограмотен, замещая качества исследователя общественной активностью и выступлениями в духе передовиц «Правды». Пользуясь высоким положением, достигнутым благодаря своему происхождению и публичной активности, он фонтанировал все новыми и новыми проектами: обещал правительству резкое, едва ли не фантастическое увеличение урожайности зерновых путем своего рода быстрого «воспитания» растений разными методами. Например, методом перекрестного скрещивания опылителей или радикального продвижения ряда культур (например, абрикоса и винограда) на север и т.п. Наиболее известен метод яровизации, который как бы транслировал крестьянский обычай работы с семенами в область агробиологии. Вместо согревания семян перед посевом предлагалось их охлаждение, которое якобы позволит семенам адаптироваться к неблагоприятным погодным условиям, «воспитать» их для всходов, если весна выдается холодной. «Обещания Лысенко в краткие сроки вывести устойчивые сорта и путем яровизации повысить урожайность давали шанс партийным функционерам избежать ответственности за коллективизацию и голодомор», – замечал историк науки Эдуард Колчинский. Между тем опыты, проверяющие метод яровизации, посевы по стерне, культивирование ветвистой пшеницы, как и многие другие проекты Лысенко, продолжались многие годы, но какие-либо положительные результаты отсутствовали. Вот один из примеров. Во время Великой Отечественной войны страна отчаянно нуждалась в каучуке. Лысенко предложил получать каучук посредством посадок среднеазиатского растения кок-сагыза. Попытки получения достаточного количества каучука из кок-сагыза продолжались длительное время. Но этот каучук в буквальном смысле был на вес золота, и получаемые объемы никак не могли удовлетворить государственные потребности. Лишь по ленд-лизу в СССР была передана технология получения синтетического каучука. Многие крупные биологи серьезно критиковали деятельность Лысенко. Они напрямую обращались к руководителям страны, обосновывая колоссальный вред, наносимый Лысенко сельскому хозяйству… – К ним прислушались руководители СССР? – Они упорно игнорировали эту критику на том основании, что она инспирирована врагами социализма и отечественной науки, которая противостоит вырождающейся буржуазной науке. Благожелательное отношение Сталина нивелировало любые попытки критической оценки деятельности Лысенко. Тоталитарный политический режим требовал слияния личности с личностью вождя. Причем этот феномен едва ли не «голографически» воспроизводился на всех ответвлениях вертикали власти. Лысенко был номинирован властью в «вожди» агробиологии. Исповедуя марксизм-ленинизм, верховная власть СССР вопреки смыслу ключевого принципа марксизма упорно не обращала внимания на многолетнюю негативную сельскохозяйственную практику Лысенко. Здесь действовала система эхо-камер. Лысенко к тому же успешно удалял своих критиков из жизни; (кому везло больше – лишь из науки). На сессии ВАСХНИЛ 1948 года он разгромил отечественных генетиков, провозгласив «единственно научной» лишь мичуринскую агробиологию, которая коренным образом отличается от «менделевско-моргановской» генетики. Еще в 1940 году он был назначен директором Института генетики АН СССР, заменив репрессированного и позже погибшего от голода в саратовской тюрьме Н.И. Вавилова. Сопротивление Лысенко продолжали оказывать физики и математики, среди которых было немало влиятельных и именитых ученых. Однако вплоть до потери власти Хрущевым в 1964 году Лысенко был «непотопляемым». – Чем можно объяснить феномен невероятного академического долгожительства Лысенко в условиях фактического краха всех практических воплощений его идей? – Лысенко был обласкан властью. Именно власть стала фундаментом его могущества и фактором академического долгожительства, имея в виду отсутствие каких-либо убедительных доказательств практических приложений его идей. Ему покровительствовал в период взлета и утверждения властно- го академического положения в биологии президент АН СССР в 1936–1945 годах ботаник Владимир Леонтьевич Комаров. Он, по существу, разделял взгляды Ламарка, относящиеся к наследованию приобретенных признаков. Сам же Лысенко и его сторонники, фактически следовавшие ему в своих примитивных концепциях, предполагавшие «воспитание» растений, созвучное идеям Ламарка, объявляли себя последователями Чарлза Дарвина, в пику буржуазному космополитизму воплощающими в действительность заветы Мичурина. Главное же заключается в том, что Лысенко покровительствовал сам Сталин, который в письмах даже называл его по имени и отчеству, что для Сталина было редким явлением. Еще в начале 1935 года, на 2-м Всесоюзном съезде колхозников Лысенко был горячо поддержан Сталиным (такие эмоциональные акты были не характерны для лидера СССР). «Народный академик, – замечал историк биологии Василий Бабков, – действовал психологически выверено, он знал, на что упирать, чтобы понравиться, всячески показывая свою скромность, и, видимо, попал в десятку, заявив: «Товарищи, разве не было и нет классовой борьбы на фронте яровизации?» Тут Сталин встал с места и, аплодируя, выкрикнул в зал: «Браво, товарищ Лысенко, браво!» Демонстративное одобрение вождя перевешивало оценки любых взятых вместе ученых экспертов. – Борьба против космополитизма означала утверждение собственных, отечественных авторитетов в науке? – В агробиологии на роль такого авторитета был выбран Мичурин, а подхватить эстафетную палочку развития его наследия было доверено Лысенко, который и отстаивал «пролетарский» подход к растениеводству. Тоталитарный режим, создавший атмосферу, благоприятствующую возникновению и развитию феномена идеологизированной науки, обладал свойством «сверхпроводимости», которое выражалось в том, что оценки вождя без искажений распространялись на всех, кого они касались. Под этим «зонтиком» и оказался Лысенко и пребывал под ним не только при безграничной власти Сталина, но и при более скромных властных полномочиях Хрущева. Их когнитивная слепота заставляла вертикаль власти закрывать глаза на пустые обещания райских кущ в сельском хозяйстве и практическую бесплодность идей Лысенко. Марксизм-ленинизм в практической деятельности помещал принцип единства теории и практики в качестве критерия истины в область далекой периферии. Нельзя также не обратить внимания на то обстоятельство, что марксистско-ленинская идеология и ее носитель – советская власть, если перефразировать известное выражение Маркса, в своем революционном порыве не нуждались в помощи «духов прошлого» и не заимствовали у них «имена, боевые лозунги, костюмы». Прошлое отрицалось не диалектически, а скорее «метафизически» – имея в виду марксистское истолкование сущности «метафизического метода» как «голого отрицания». Если вспомнить о критерии воспроизводимости, то можно заключить, что в иных вариантах доктрина марксизма в том виде, в котором замышлялась ее создателями в отношении науки, на практике оказалась осуществимой с большими искажениями. *** Валентин Александрович Бажанов – заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, действительный член Academie Internationale de Philosophie des Sciences, заведующий кафедрой философии Ульяновского государственного университета. Текст подготовлен на основе статьи, помещенной в «Философском журнале», 2020, № 1. Власть как духовная опора идеологизированной науки. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
13 Сентября. Сувар-волжский Болгарин. Цильна
Короче,
“Цените искусство в себе, а не себя в искусстве…”
сегодня день тишины
всякая реклама ЗАПРЕЩЕНА, опять коммуняк обсираете.
Кстати а, почему Ежов не написал, что всех коммуняк суд восстановил?
Сразу скажу, я ни за красных и не белых, но закон то один!
подЗаборный Гу
Потому что я разрешения не давал :)
Патриот
Не всех. 4 не восстановлены. Супоня, Глибин и ещё кто-то.
фидель
Ярмухин
А
я то думал, сегодня жан жак расскажет нам историю, как он , как фсе советские люди, отдал голос за любимую им кпсс!
А
это такой развод от сидельца, позвони)
Усы Губернатора
В чем суть развода?
гость
Могут при звонке деньги списать, могут попросить помочь организации которая занимается брошенными и больными животными, и т.д., там такие выдумщики.
малай
Через лет 50 может быть .но врядли твое мривозрениее более менее будет актуально а сейчас нам наследником социализма это -смехотворно.
“Команда депутата А.В.Сидорова”
Бытие определяет Сознание или Сознание определяет Бытие,
Уважаемый Жан Бареевич?!
Жан Бубонович
Чо? :)
Бедные работающие и нищие безработные
13 Сентября дадим ответы на все ваши вопросы, умники и умницы…
горожанин
“В своих публикациях Лысенко доминировал пропагандистский стиль…” – перлы брехопадения Бареича и визави множатся и ширятся! Хорош флудить, меняйте спикера Глагола, из этого собрания древностей уже ничего путного не вытрясти!
Э, нееее
Нацменьшинства кайф ловят, не ломай :))
горожанин
о, я за толерантность и широту взглядов, ок ок! ))
Владимир Филимонов.
Мучает тебя совесть, Жан. Ночи, наверное, не спишь в поисках единомышленников по предательству былых идеалов, способных подвести научную базу под 30 сребреников. Не мучайся так. Тех, кто был марксистом по убеждению, практически, не осталось в живых. А “ветераны КПСС”- подписанты, они вместе с Баженовым за совесть не беспокоятся, поскольку ее просто нет. Лысенко как главная улика разоблачения марксизма? Но его разоблачили задолго до Баженова сами марксисты. Попробуй, поговори с профессором на тему “Роль КПСС
в победе над фашистской Германией и восстановлении народного хозяйства”, например. Профессор на эту тему,уверен, как,впрочем, и ты в свое время, написал 100 томов партийных книжек.
Все ваше “переосмысление” прошлого зиждется на личной выгоде в рублях, в самолюбования,в угодничестве власти (любой!)
Большевик
Владимир Филимонов (псевдоним?) – от души респект! Кратко и емко, в самую точку. Одна поправка: “Тех, кто был марксистом по убеждению, практически, не осталось в живых”. Неправда, я жив!
Диалог двух антисоветчиков (Ж.М. и Баж-ова) уже никому не интересен. Жан переложил статью Баженова километровыми предложениями-ну кто эту бессмыслицу будет читать?
Юрий
Владимир Филимонов – точно и по делу.
Как философ философу
Никто так не фальсифицирует историю как существующая власть
Философу
“5” !!!!
Себастиан Перейра
Напомню тем, у кого короткая память
Андрей Робертович И
Дома ругают. Как жить, Александр Вячеславович, Дмитрий Петрович!!!
ООД НПСР
Робертович- Андрон, перегрелся со своими Ежомы, Сидорыми и КПРФф ?
” Завтрак на траве”- отдохни. Плевать электлраду на вас…
13 Сентября
???!!!
Вступление автора какое-то глуповатое.
Неужели КПРФ действительно борется за какой-то там “социализм”, за идеологию?:)
Самому-то,старый,не смешно?
Марксизм провалился
не потому,что против его постулатов выступили, или ими пренебрегли сами марксисты. Нет.
Он провалился исключительно потому,что противоречил самой природе человека.
Человек(природа человека-социум) оказался устроен гораздо сложнее,чем то ему приписывалось экономической и философской догматикой марксизма.
С.Воронин
Один молодой физик долгое время работал с гениальным Ландау и поведал о нем такую историю, которая сейчас уже скорее похожа на байку. Этот физик показал Ландау график какого-то физического процесса, многократно повторенного им в лаборатории, и попросил обосновать его с математической точки зрения. Ландау мельком глянул на листок и тут же воскликнул: “Это – элементарно! Этот график подтверждает мою теорию.” И через полчаса предоставил физику кучу формул, доказывающих правильность графика. Изучив эти формулы, физик поправил Ландау:”Извините, но вы перевернули листок, на самом деле график нужно было держать вот так.” Ландау посмотрел, нисколько не удивился и опять ответил то же самое: “Это – элементарно! Этот график лишний раз подтверждает мою теорию.” И еще через полчаса вывел новые формулы, объясняющие суть процесса…
Вот всё то же самое проделывает и философия. Она вообще не наука! Она – проститутка главенствующей в обществе идеологии. Служанка властей. При всевластии КПСС в СССР выходил журнал “Вопросы философии”, в котором доктора наук и академики доказывали истинность развитого социализма и скорое торжество идей коммунизма!
В перестроечные годы те же самые философы-словоблуды стали доказывать необходимость теперь уже свободы слова, демократии и пр.
Сейчас эти же самые продажные твари доказывают… ну, сами знаете – ЧТО эти сказочники писюкают в своих “научных” псевдотрудах…
Поэтому всерьез относится к подобной макулатуре может только ребенок, потому что суть философии – это идеологическая ПРОСТИТУЦИЯ
ёпрст
А я так даже и читать не стал эту огромную простыню – с первых же слов видно, что – бред сивой кобылы! Мало ли что местные провинциалы из вузов-богаделен для студентов-троечников тут понаплетают. Это всё = что глупые сериалы по ТВ смотреть – примитивная бабушкинская жвачка…
Юрий
Если спуститься с философского крючкотворства в облаках на землю, то за кого этот профессор голосовать прикажет? За ЕР стопудово, потому как натянут на работе, если иначе. Вот и вся философия в практическом воплощении.
Юрий
Очередная порция застарелого антисоветизма с привлечением «философа» родом из 90-х и такими же замусоленными аргументами из арсенала меньшевиков и троцкистов. Заезженный и убогий репертуар.
А
других друзей демократоежова и не бывает.
Юрий
Короче, преобразившиеся социальные отношения изменили сущность Миндубаича. Гениальный вывод философа!
учитель истории
Обычно дальше заголовка материалы жанбоминовского клуба не читаю. Однако, очередной заголовок сообщал, что «Мальбрук снова собрался в антисоветский поход», причём, с использованием тяжёлой «философской» артиллерии. Учёный начал «за здравие» с философии. Напомнил марксистскую истину: «в практике должен доказать человек истинность, то есть действенность и мощь, посюсторонность своего мышления» (В.И. Ленин). А потом вместе с Миндубаевым они «защищали» марксизм. «Между тем реальная история науки в условиях господства марксизма-ленинизма в качестве государственной идеологии свидетельствует не просто о невнимании, а – в условиях вульгарного социоцентризма, который отличал феномен идеологизированной науки в СССР, возникший в 1920-х годах – о фактическом пренебрежении этим краеугольным принципом марксизма». «Следование этой марксистской догме неизбежно разрушило бы не только иллюзии по поводу всесильности идей Карла Маркса (и Ленина), но и доказательства их воплощения в действительность». Возможно, учёный разбирается в философских вопросах естественных наук, в проблемах формальной логики, но приписывать марксизму требования классового естествознания –это клевета, обман доверчивых читателей, особенно молодых. «Догма», «иллюзии» – просто ругательства, а не доказательства. 1001-е «разоблачение» академика Лысенко – это вообще «курам на смех». Что это доказывает? Лысенко был не прав в споре с генетиками, но на его опытном поле при сравнительном эксперименте урожай получился больше, чем на соседнем поле генетиков. Генетика стала давать практические результаты через десятилетия после известных «споров».
Можно не любить СССР, пытаться отрицать марксизм, но антисоветчина сплошь и рядом ставит в глупое положение. И наш учёный с каучуком сел в лужу. «Вот один из примеров. Во время Великой Отечественной войны страна отчаянно нуждалась в каучуке. Лишь по ленд-лизу в СССР была передана технология получения синтетического каучука».
«Промышленное производство синтетического каучука BUNA®S в Германии было начато в 1936 г. Перед концом Второй мировой войны общая мощность группы компаний по производству синтетического каучука составляла 170 тыс. т в год. Во время Второй мировой войны мощности по производству синтетического каучука появились и в США, после того как США оказались изолированными от импорта натурального каучука из Юго-Восточной Азии. В 1945 г. производство синтетического каучука в США составляло 820 тыс. т. Производство синтетических каучуков в крупных промышленных масштабах раньше, чем в какой-либо другой стране мира, было осуществлено в СССР в 1932 г. по технологии, разработанной С. В. Лебедевым (полимеризацией на металлическом натрии бутадиена, полученного из этилового спирта). В 1932-35 гг. в СССР были построены и введены в действие четыре завода, положившие начало созданию в стране промышленности синтетических каучуков». (https://plastinfo.ru/information/articles/244/)
Отчего наш учёный так охотно участвует в антисоветской пропаганде, «пудрит мозги» молодёжи. Всесильный интернет даёт, если не ответ, то направление поиска ответа. Как только ему удалось «оторваться от убогой советской науки» он повысил квалификацию в University of Naples (1993), Kansas University (1996), Central European University (1997), Glasgow University (1998), London School of Economics and Political Sciences (2008 ). Что в этом плохого? Ничего. Если оставаться русским учёным.
«Центрально-Европейский университет (ЦЕУ, англ. Central European University, венг. Közép-európai Egyetem) — англоязычное, аккредитованное в США и Австрии частное высшее учебное заведение, располагающееся в Вене. Основан в 1991 году в Будапеште группой интеллигенции при финансовой поддержке Джорджа Сороса с целью развития открытого общества и демократии в странах Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Первоначально кампусы университета были расположены в Праге, Будапеште и Варшаве. В результате политического давления со стороны чешского правительства Вацлава Клауса факультеты университета, находившиеся в Праге, были перемещены в Будапешт. В 2019 в связи с изменениями законодательства Венгрии университет перенёс свою учебную деятельность в Вену». Видимо, хорошее место, если даже в Чехии и Венгрии его посчитали угрозой для национальных интересов этих стран.
Для молодёжи. Что же означают слова Ленина («марксистская догма»). Уже в восемнадцатый век просвещения понимали, что социальная среда формирует человека. Поэтому пытались в закрытых учебных заведениях воспитать идеальных людей. Но формирует человека не просто изменение общественных отношений, а его непосредственное участие в этом изменении, революционная практика. Советская практика – это культурная революция, индустриализация и коллективизация, вырванные из нищеты и дикости народы России, победа в Великой Отечественной войне, Гагарин в космосе, великая сверхдержава Советский Союз, советская наука, которую пытается унизить и оскорбить привлечённый Миндубаевым философ.
Юрий
Так оно и есть. В какое-бы наукоподобие этот профессор не обрядился, фраерская масть заметна без прицела… Таким вот когда-то Маяковский отвечал начиная со слов: «Профессор, снимите очки-велосипед…».
Юрику
Читай книги, Юрий. Может быть поумнеешь.
Ульяновец
Скажите честно, много таких как я блеванувших, прочитав (правда не до конца) эту статью?
Вовка из 5″б”
Очень жаль, что доктор наук плохо знает историю.
Илья Ножечкин Панчин
Для разнообразия можешь ю-туб канал КПРФ смотреть, особенно прямые трансляции.
Вольфыч
Лучше Скабееву
13 Сентября. Ленин.Новый Социализм 21 века!
Голосовать пойдете ,вместо зарядки , с паспортом- За дальнейшую Судьбу региона, через выборы гор. Думу, Жан Бареевич?
Бедные работающие и нищие безработные
Что-то нам подсказывает, что мы ещё увидим хронику данного исторического судьбоносного события…
прохожий
не любите правду, товарищи?! спасибо скажите автору. просвещает вас.
проходи!
правда в том,что все антисоветчики,являются и русофобами!
ванька
«Сущность человека определяется совокупностью всех общественных отношений, а следовательно, преобразование общественных отношений не может не изменить сущность человека…» – Гоблин на ютуб канале позавчера в обзоре на фильм “Гран Торино” сказал практически точь-в-точь такую же фразу
.
А так в татарстане
Посторонний
Комментарии к публикации: прямо-таки парад Швондеров!
Молодежь за Миндубаева
Прочитаем внимательно вот это:
“видный марксист (Борис Михайлович Гессен) в 1931 году предложил отвечающую духу марксизма идею социальной концепции развития науки”.
Смешное словосочетание “видный марксист” :)
Нелегальные марксисты были “не-видными марксистами”, так получается?
А кто же такой Борис Михайлович Гессен?
Открываем буржуазную Википедию, спасибо капиталистам и Пентагону…
Бори́с Миха́йлович Ге́ссен (16 (28) августа 1893, Елисаветград, Херсонской губ. — 20 декабря 1936, Москва)
…
Родился в Елисаветграде, в еврейской семье. Его отец, Михаил Борисович (Монаш Беркович) Гессен,
был управляющим банка, товарищем председателя городского биржевого комитета.
Учился в гимназии, где познакомился с И. Е. Таммом. Изучал физику и естественные науки в Эдинбургском (1913—1914) и Петроградском (1914—1917) университетах. Одновременно с обучением на физико-математическом факультете в Петроградском университете, учился на экономическом отделении Политехнического института. В годы Гражданской войны воевал в частях Красной Армии на Украине и работал в Политуправлении Реввоенсовета (1919—1921) и Коммунистическом университете им. Свердлова (1921—1924). По окончании Гражданской войны продолжил занятия физикой в Институте красной профессуры, который окончил в 1928 году.
…
22 августа 1936 года арестован по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации и подготовке террористических актов.
…
Приговорен ВКВС 20 декабря 1936 года к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в тот же день. Посмертно исключен из АН СССР Общим собранием 29 апреля 1938 года, восстановлен Общим собранием 5 марта 1957 года.
Особенно заметна “твердость убеждений” членов Академии наук СССР.
Общим собранием исключают, общим собранием восстанавливают…
То есть после окончания коммунистического Хогвартса (Институт красной профессуры)
товарищ вполне заслуженно отправился в коммунистический Азкабан (Внутренняя тюрьма НКВД)…
За что “видный марксист” боролся, на то и напоролся.
Миндубаев за молодежь
Так и молодежь напорется, если уже не напоролась.