С 28 сентября по 4 октября 2020 года проходит неделя национального проекта «Наука». Центр стратегических исследований Ульяновской области, который является представительством Российской академии наук на территории региона сегодня запускает серию публикаций с учёными Ульяновской области. В 2018 году был открыт Региональный технологический центр промышленного интернета в машиностроении. Его возглавил профессор кафедры «Технология машиностроения», доктор технических наук, профессор кафедры «Технология машиностроения» Ульяновского государственного технического университета Киселев Евгений Степанович. Он рассказал о своей научной деятельности и о проблемах современной науки. – Евгений Степанович, как Вы пришли в науку? Почему была выбрана именно машиностроительная отрасль?
– Случайно. Всю жизнь лучшим предметом для обучения у меня была история. Однако, сначала, по стечению обстоятельств, после окончания 8-ми классов 33-средней школы, по совету соседских мальчишек, поступил в Ульяновский автомеханический техникум (был тяжело болен отец и альтернативой служило продолжение обучения в вечерней школе с одновременной работой на автозаводе). Затем, после окончания обучения на машиностроительном факультете Ульяновского политеха собирался ехать работать в Подмосковье, на Красногорский оптико-механический завод. Но при окончательном распределении, Л.В. Худобин – один из самых выдающихся ученых СССР и РФ в области машиностроения и зав. кафедрой «Технология машиностроения», предложил год поработать у него ассистентом, после чего поступить к нему в аспирантуру. В начале 70-х это было очень заманчивое и престижное предложение и я, не задумываясь, согласился. История осталась в качестве любимого хобби.
– На базе УлГТУ работает региональный технологический центр промышленного интернета в машиностроении (РТЦПИМ). Расскажите подробнее о деятельности центра.
– На мой взгляд, самым затратным и самым востребованным видом подготовки специалистов с высшим инженерным образованием является обучение студентов на машиностроительных специальностях. Машиностроение – это, своего рода, скелет всей промышленности и всего народного хозяйства страны. Что необходимо для их подготовки? Прежде всего, современные металлорежущие станки и другое технологическое оборудование, стоимостью минимум 11…25 млн. рублей за одну единицу. Для подготовки большинства других специалистов – прежде всего компьютер, стоимостью 50-100 тыс. рублей. Как результат – после начала 90-годов, металлорежущее оборудование в вузах страны по целому ряду причин, прекращает обновляться, количество поступающих на первый курс машиностроительных факультетов резко сокращается. В 80-х годах я читал лекции на потоках с численностью 125 человек, в 2020 – 10-25 человек. В лабораторных работах по техническим дисциплинам до сих пор используется оборудование, на котором учились еще полвека назад. Боюсь, что скоро на машиностроительные предприятия Ульяновской области, где наблюдается существенный подъем промышленного производства, придется приглашать, как в 30-х годах, иностранных специалистов. До какого-то момента, это не могло ни оказывать влияние и на качество подготовки специалистов. Однако, в 2016 году, ректорат нашего университета принял кардинальное решение по исправлению данной ситуации и организовал технологическую лабораторию машиностроения, оснащенную новым универсальным металлорежущим оборудованием, современными приборами для оценки качества поверхностного слоя и компьютерным классом. В 2018 году к ней присоединили созданный по инициативе и при содействии губернатора Ульяновской области С.И. Морозова Центр компетенций станкостроительного кластера DMG MORI, в результате чего был образован Региональный технологический центр промышленного интернета в машиностроении (РТЦПИМ). В составе оборудования центра компетенций станкостроительного кластера три современных обрабатывающих центра концерна DMG MORI, изготовленных на ООО «Ульяновский станкостроительный завод», прибор для настройки режущего инструмента SPERONI STP Magies 400, еще два компьютерных класса, роботизированный комплекс KUKA KP16 и др. В формировании и оснащении новой структуры УлГТУ активное участие принимали ООО «Экосистема» и ГК «ХАЛТЕК». Всего в составе РТЦПИМ более 30 единиц металлорежущего и технологического оборудования, приборов. В 2020 году (в первом варианте) организованы новые лаборатории аддитивных технологий и современной технологической оснастки. РТЦПИМ является межфакультетской структурой и, учитывая, что современное технологическое оборудование оснащено компьютерной техникой с использованием разнообразных программных продуктов, его технический потенциал может быть востребован при подготовке инженерных кадров других специальностей. Однако в настоящее время он используется только машиностроительным факультетом. Следует отметить, что при организации РТЦПИМ учитывались следующие обстоятельства. В высших учебных заведениях технологическое оборудование используется по сравнению с промышленными предприятиями крайне неэффективно: как правило, в основном только при проведении лабораторных работ. Его коэффициент загрузки обычно не превышает 5 %. В промышленно развитых странах, например, в США, вокруг технических университетах формируется множество подобных структур, в задачи которых наряду с обучением студентов входит отработка новых технологий изготовления различных изделий и изготовление мелких серий. Разумеется, это возможно, если изготовляемая продукция будет конкурентной по сравнению с выпускаемой на промышленных предприятиях, а это возможно только при использовании современного оборудования и новейших технологий. Подобная ситуация сложилась в результате формирования РТЦПИМ. Поэтому в состав выполняемых центром задач наряду с обучением студентов были включены: – выполнение госбюджетных и хоздоговорных НИР принципиально новых технологических процессов, являющихся, как правило, предметом диссертационных исследований докторантов и аспирантов; – выполнение хоздоговорных НИР по отработке новых технологических процессов и управляющих программ для изготовления опытных образцов, и малых партий новой продукции; – повышение квалификации сотрудников промышленных предприятий по дополнительной профессиональной образовательной программе. Все это позволяет постепенно наращивать необходимый задел в технологической оснастке, инструменте, научной аппаратуре и создавать условия адекватной оплаты труда сотрудников. В этом нам существенную помощь оказывает ректорат технического университета. В настоящее время РТЦПИМ предлагает сотрудничество по следующим направлениям: 1.Разработка интеллектуальной системы автоматизированного проектирования программ управления процессами механической обработки криволинейных поверхностей заготовок нежестких деталей летательных аппаратов введением в зону формообразования энергии акустических волн частоты; 2.Отработка технологии изготовления деталей сложной конструктивной формы из различных конструкционных материалов (в том числе – труднообрабатываемых) на 3-5 осевых станках с ЧПУ и обрабатывающих центрах.
8.Разработка технологии и средств технологического оснащения технологического оборудования для обработки отверстий в сложных пакетах из композиционных материалов, алюминиевых и титановых сплавов; 9.Повышение квалификации сотрудников промышленных предприятий по дополнительной профессиональной образовательной программе «Подготовка специалистов для работы на станках с ЧПУ и обрабатывающих центрах производства DMG MORI и MAZAК, промышленных роботов производства KUKA и инновационных технологий» в объеме 72-144 и более часов с выдачей удостоверений государственного образца. – С какими предприятиями региона, а может и не только, взаимодействует РТЦПИМ?
– АО «Ульяновский механический завод», АО «Ульяновский моторный завод»; ГК «ХАЛТЕК» (г. Ульяновск), ООО «Ульяновский станкостроительный завод» DMG MORI; ООО «Промоснастка» (г. Ульяновск), ООО «НИТЦ» (г. Ульяновск); ООО «Инженер» (г. Сызрань); ООО «КИМТЕХНО» и др. – На Ваш взгляд, какие сейчас существуют реальные проблемы у российской науки и технологий?
– Недостаток финансирования на создание условий для проведения научной работы и отсутствие мотиваций у молодежи к долговременной исследовательской работе из-за малой заработной платы и низкого размера стипендий аспирантов.
– Одной из задач национального проекта «Наука» является развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок. Но как привлечь молодых ребят к работе в научных центрах? Что необходимо сделать государству?
– Вернуть привлекательность и престижность к научным исследованиям прежде всего путем увеличения финансирования на научное оборудование и оплату труда. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
ПОЗОР Морозову , Панченко, Малышеву !!!!
Скончались оба (было всего 2 шт. на целый регион с 1 200 000 человек населения !!!!!!!)
для проведения денситометрии позвоночника !!!
Морозов с шайкой довели регион до разрухи, дальше народ ожидает только кладбище ???
Гость
У проф. Киселева молниеносная реакция на всякие перспективные новшества. В добрый путь!
Ну и ну
Школа Л.В. Худобина!