МОСКВА, 1 октября 2020 года. Несмотря на рост доли компаний, активно использующих цифровые технологии и интернет, индекс цифровизации бизнеса за последние полгода остался на прежнем уровне. Таковы результаты очередного совместного исследования банка «Открытие» и Московской школы управления СКОЛКОВО, посвященного готовности малого и среднего бизнеса к цифровой экономике (BDI – Business Digitalization Index). Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ.

«Цифровизация стала необходимой средой для каждого бизнеса, чтобы выжить и продолжить развиваться в сложившихся стресс-условиях. Компании быстро освоили цифровые форматы взаимодействия. Многие из предпринимателей перестроили или создали новый бизнес в пандемию. Такие примеры доказывают, в любой ситуации есть решения для развития своего дела. Банк «Открытие» проводит уже 4 волну исследования – индекс цифровизации малого и среднего бизнеса. Индекс показывает, насколько успешно бизнес трансформируется и цифровизируется, как быстро осваивает технологии взаимодействия и дистанционные продажи. Кроме того, банк организовывает для представителей малого и среднего бизнеса бизнес-шоу «Цифровая эволюция бизнеса», где лидеры digital-индустрии делятся с предпринимателями практическими советами, реальными кейсами, рассказывают об инструментах роста бизнеса», – прокомментировала заместитель президента-председателя правления банка «Открытие» Надия Черкасова.

Индекс цифровизации бизнеса1 равен 50 пунктам по шкале от 0 до 100 – такое значение сохраняется с февраля 2020 года. Это говорит о том, что бизнес готов к цифровизации только наполовину и есть цифровые сферы, которым компании уделяют недостаточно внимания. При этом высокий уровень цифровизации имеют 8% компаний в целом по России. Среди компаний среднего бизнеса эта доля достигает 20%, среди ИП и микрокомпаний – 7-8%, среди малых предприятий – 17%2.

Сохранение текущего значения Индекса цифровизации бизнеса происходит за счет роста значений одних его составляющих и снижения других. В частности, компании стали чаще использовать в работе цифровые каналы передачи данных, цифровые технологии и интернет-инструменты. Доля компаний, использующих интернет, с начала года увеличилась до 96% (в феврале 2020 года она составляла 94%), доля применяющих мобильные приложения для ведения бизнеса – до 60% (в начале 2020 года – 51%). Заметно большее число субъектов МСБ завели полноценные сайты – запустили их или существенно дополнили информацию на уже существующих (60% против 41% в начале 2020 года). Также увеличилась доля компаний, имеющих страницы в социальных сетях (59% против 47%).

Однако представители МСБ по-прежнему недостаточно внимания уделяют вопросам информационной безопасности. Доля компаний, не использующих никаких средств информационной защиты, возросла до 28% (ранее 17%), а тех, которые не имеют утвержденной политики информационной безопасности – до 67% (ранее 60%).

Еще один фактор, препятствующий росту индекса цифровизации бизнеса – отсутствие установок на цифровое развитие сотрудников. Так, доля компаний, которые не проводили курсы или тренинги по использованию цифровых технологий для своих сотрудников, возросла с начала года до 73% (ранее 57%). Почти половина руководителей компаний (47%) считают, что у них и их сотрудников достаточно знаний для успешного применения цифровых технологий и сервисов в работе и развиваться в этом направлении дополнительно им не нужно. В то же время в штате ряда компаний появились узкопрофильные IT-специалисты (web-разработчики, web-аналитики, интернет-маркетологи и др.).

Что касается дистанционной работы, 30% компаний не испытали необходимости в переводе сотрудников на удаленный формат. 45% компаний, которые перешли на него, не столкнулись при этом ни с какими проблемами.

Компании, испытавшие сложности с переходом на дистанционный формат, среди ключевых причин назвали затруднения при переводе процедур из офлайн-режима в онлайн (17%), невозможность обеспечения оборудованием сотрудников компании (14%), снижение эффективности работников на «удаленке» (12%).

Изменения в частных индексах цифровизации бизнеса

Индекс цифровизации бизнеса интегрирует пять частных индексов:

— каналы передачи и хранения информации – использование облачных технологий, корпоративной почты, мессенджеров, систем автоматизации и т.д.

— интеграция цифровых технологий – уровень внедрения в компании таких технологий, как искусственный интеллект, интернет вещей, 3D печать, использование онлайн документов, электронный документооборот и т.д.

— использование интернет-инструментов для продвижения и развития компании

— информационная безопасность – внедрение культуры защиты цифровой информации, использование специализированных антивирусных программ

— человеческий капитал – вовлечение руководства в саморазвитие и развитие персонала в области цифровых технологий

Ниже подробнее рассмотрены изменения, произошедшие с каждым из частных индексов.

Использование цифровых каналов передачи данных

Частный индекс «Каналы передачи и хранения информации» вырос с 59 п.п. до 66 п.п. Возросло количество компаний, использующих такие цифровые каналы передачи данных, как облачные решения (с 52% до 65%), системы по автоматизации работы предприятия (с 36% до 43%) и по работе с клиентами (с 33% до 38%). Московские компании более активно пользуются облачными решениями, по сравнению с региональными. Каждая пятая компания в период пандемии впервые начала пользоваться интернет-инструментами для организации встреч и мероприятий онлайн.

Интеграция цифровых технологий

Значение частного индекса незначительно возросло с начала 2020 года (с 58 до 59 п.п.). Помимо уже описанных выше аспектов, за прошедшие полгода увеличилась доля компаний, использующих технологии интернета вещей, технологии, основанные на искусственном интеллекте и 3D-печать. Значимо сократилась доля компаний, которые работают без использования онлайн-документов (с 47% до 41%).

Компании все более охотно переходят на онлайн-общение с клиентами и партнерами: продолжает снижаться доля руководителей, которые считают, что общаться с ними нужно только лично (с 30% до 26%), и, наоборот, растет доля компаний, использующих мессенджеры для общения с клиентами (с начала года – с 80% до 87%).

Рост использования интернет-инструментов

Данный частный индекс вырос по сравнению с предыдущей волной измерений на 5 п.п. (с 57 до 62 п.п.). В частности, представители МСБ активно применяют онлайн и офлайн каналы продвижения: выросли доли компаний, использующих e-mail marketing (с 20% до 27%), клиентские рекламные рассылки через мессенджеры (с 16% до 25%).

Самыми популярными каналами продвижения остаются контекстная реклама (50%) и реклама в соцсетях (49%). Однако по сравнению с предыдущей волной измерений популярность этих платных каналов продвижения заметно снизилась: доли компаний, покупающих контекстную рекламу и рекламу в соцсетях упали на 15 п.п. и 9 п.п. соответственно.

Информационная безопасность бизнеса

За период пандемии значение этого частного индекса снизилось на 4 п.п. (с 41 до 37 п.п.). Произошло уменьшение пользования антивирусными программами для юрлиц (с 40% до 31%) и увеличение пользования антивирусными программами для физлиц (с 35% до 43%).

Человеческий капитал

Значение этого частного индекса за полгода снизилось на 5 п.п. (с 33 до 28 п.п.). Одна из причин заключается в том, что развитию цифровых компетенций сотрудников уделяется недостаточно внимания. Несмотря на то, что доля компаний, в которых руководители прошли соответствующее обучение, за последние полгода увеличилась с 32% до 35%, доля предприятий и организаций МСБ, где обучение проходили рядовые сотрудники, заметно упала (с 43% до 27%), как и доля субъектов МСБ, которые проводили в течение последних 6 месяцев обучение собственными силами (с 34% до 23%).

При этом 55% участников исследования отметили, что, если образовательные курсы будут организованы банком, они будут пользоваться спросом у предпринимателей.

«Результаты четвертой, пост-пандемической, волны исследования показали, в целом, ожидаемые тренды. Рост по субиндексам каналов хранения и передачи информации, интеграции цифровых технологий и использования интернет-инструментов – отражает, как минимум частично, эффект пандемии: компании МСБ страны начали больше полагаться на цифровые решения в области организации внутренних процессов, коммуникации с клиентами и контрагентами и продвижения своих продуктов и услуг. Есть основания полагать, что эти вынужденные изменения принесли малому и среднему бизнесу больше оптимизационных удобств, нежели дискомфорта – и,соответственно, данный тренд сохранится и после пандемии. Несколько угрожающе на этом фоне выглядит падение индекса по кибербезопасности. Естественным образом, наращивая цифровой потенциал в одном сегменте, МСБ должен был оттянуть ресурс из другого. Но киберзащита – очевидно, не самый правильный выбор в ситуации, когда в мире ежегодно фиксируется кратный рост киберпреступлений. Стоит ожидать здесь обучения на опыте: кибератаки, наносящие заметные удары по крупному бизнесу, вполне способны привести малый и средний к полному краху. После ряда таких кейсов уровень осознанности предпринимателей неизбежно будет расти и, как результат, логично ожидать рост уровня использования инструментов киберзащиты», — комментирует Ярослав Слободской-Плюснин, руководитель направления по оценке и развитию Московской школы управления СКОЛКОВО.

 

Таблица 1. Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index)*, в процентных пунктах

  Февраль 2020 Сентябрь 2020
Индекс цифровизации бизнеса (BDI) 50 50
Частные индексы
Каналы передачи и хранения информации 59 66
Интеграция цифровых технологий 58 59
Использование интернет-инструментов 57 62
Информационная безопасность 41 37
Человеческий капитал 33 28
*Индекс может принимать значения от 0 п.п. до 100 п.п.

Таблица 2. «Чем из перечисленного пользуетесь Вы или Ваши сотрудники при работе в вашей компании?»*, в % от всех опрошенных

Февраль 2020 Сентябрь 2020
Корпоративная почта 56 58
Облачные решения, облачные хранилища данных 52 65
Системы автоматизации работы предприятия 36 43
Системы по автоматизации работы с клиентом 33 38

 

Мессенджеры для общения с коллегами 24 21
Интранет, корпоративный портал/корпоративная социальная сеть 22 20
Онлайн системы организации командной работы 15 16
Сервисы для анализа больших данных 5 6
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

 

Таблица 3. «Чем из перечисленного пользуетесь Вы или Ваши сотрудники при работе в вашей компании?»*, в % от всех опрошенных[1]

Москва Регионы
Корпоративная почта 74 55
Облачные решения, облачные хранилища данных 68 65
Системы автоматизации работы предприятия 48 43
Системы по автоматизации работы с клиентом 39 37
Мессенджеры для общения с коллегами 25 20
Интранет, корпоративный портал и корпоративная социальная сеть 19 20
Онлайн системы организации командной работы 17 16
Сервисы для анализа больших данных 13 5
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

 

Таблица 4. «Могли бы Вы назвать цифровые сервисы, онлайн-инструменты, которыми Вы и ваши коллеги впервые начали пользоваться в период пандемии?»*, в % от всех опрошенных

Сентябрь 2020
Инструменты для организации встреч и мероприятий онлайн 19
Социальные сети для продвижения 18
Мессенджеры для общения с коллегами 10
Облачные решения, облачные хранилища данных 5
[1] Данные третьей волны измерений BDI.

 

Корпоративная почта 4
Онлайн системы организации командной работы 4
Интранет, корпоративный портал и корпоративная социальная сеть 3
Другое 5
Ничем не пользуемся/всем пользовались и до пандемии 33
Затрудняюсь ответить 20
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

Таблица 5. «Какие из следующих инструментов используете Вы или ваши сотрудники на работе?»*, в % от всех опрошенных

Февраль 2020 Сентябрь 2020
Мобильные приложения, используемые для ведения бизнеса 51 60
Технологии Интернета Вещей 34 26
Технологии, основанные на искусственном интеллекте 19 18
Технологии 3D-печати 16 8
Технологии на базе машинного обучения 8 6
VR/AR-технологии 2 4
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

 

Таблица 6. «Какие способы для продвижения/рекламы ваших товаров/услуг использует Ваша компания?»*, в % от всех опрошенных

Февраль 2020 Сентябрь 2020
Реклама в интернете 58 60
Размещаете товары и услуги на Avito, Ozon, eBay 28 32
Реклама через офлайн-каналы (газеты, радио, спонсорство, партнерство и др.) 43 32
E-mail marketing 20 27
Рекламные рассылки по базе клиентов через мессенджеры 16 25
Холодные звонки через колл-центры 9 14
Ничего из перечисленного 25 20
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

 

Таблица 7. «Какие цифровые каналы для продвижения/рекламы ваших товаров/услуг использует Ваша компания?»*, в % от опрошенных представителей компаний, которые используют какие-либо цифровые каналы для продвижения 

Февраль 2020 Сентябрь 2020
Контекстная реклама 65 50
Реклама в соцсетях 58 49
Платное размещение рекламы в социальных сетях 36 31
Баннерная реклама 41 25
Рекламные видео в интернете (Youtube, GPMD) 18 20
Спецпроекты с блогерами 10 13
Лидогенерация (CPA-сети) 11 10
Ничего не используем 3 8
Другое 1 8
Затрудняюсь ответить 6 6
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

 

Таблица 8. «Какие инструменты обеспечения безопасности данных использует ваша компания?»*, в % от всех опрошенных

Февраль 2020 Сентябрь 2020
Используем антивирусные программы для юридических лиц 40 31
Используем антивирусные программы для физических лиц 35 43
Используем специализированные программы для защиты бизнеса 14 9
В компании есть центр мониторинга сетевых атак 7 3
Другое 9 5
Не используем 17 28
Затрудняюсь ответить 6 4
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.