Ежов:  Олег Юрьевич, прошла кампания. Многие, в частности и КПРФ, и ЛДПР, и Володарский оценивают её как самую грязную. Я кампаний много видел, но такое чувство, что в данном случае грязной видеть и сделать захотели её сами участники, поэтому она такой и стала. Как оцените?

Горячев: Сначала пару слов о федеральной кампании 2020 г. И коммунисты, и,  отчасти, ЛДПР в эйфории после 2018-го года. Они считали — и дальше будет также легко и хорошо на протестных настроениях. Но 2018  год был особенный. Те непопулярные меры, которые тогда приняли власти, и, в особенности,  пенсионная реформа,  сильно накалили ситуацию в обществе. Но это не могло продолжаться вечно. За 2 года люди немного успокоились, а так называемая системная оппозиция в это время, мне кажется, делала все, чтобы люди от них начинали потихоньку отворачиваться. Люди потихоньку понимают, что это за зверь такой – системная оппозиция.  Я думаю, Хабаровск повлиял очень здорово. Причем он ударил не только по ЛДПР, когда все увидели отношение к Фургалу со стороны руководства партии, при том что люди встали на его защиту.  Как вел себя  Жириновский?  Он неожиданно для людей «сдулся» и начал говорить какую-то чушь. Он и партия не поддержали людей и не участвовали в  акциях в Хабаровске. Т.е. народ встал за ЛДПР, а ЛДПР убежала. Я думаю, ситуация в Хабаровске повлияла и на отношение людей к КПРФ, которые не высказали своего отношения к протестам жителей.  Как повлияло и то, что они не защитили своего губернатора в Иркутской области. Как не защитили Павла Грудинина и его предприятие, которые,  я думаю, угробят, а самого Грудинина посадят. А чего стоит ситуация в 2018 году на выборах губернатора Санкт- Петербурга, когда кандидат от КПРФ, известный режиссер Бортко в последний момент снялся с выборов, обеспечив победу кандидата от «ЕР». А Зюганов где-то там, в стороне. Всё понятно: внук в гордуме московской возглавляет комитет, всё понятно, но…

Все это приводит к необычной для России ситуации. Там где «ЕР» все-таки проиграла, а это, по моим данным, городские думы Новосибирска, Томска, Тамбова, там люди, не проголосовав за “Единую Россию”, не голосуют за коммунистов, как это было 2 года назад. Они голосуют за 3-ю силу.

Ежов: А у нас “третьей силы” так, по хорошему, и не сложилось.

Горячев:  А её во многих местах не было. Я о чём и говорю — там, где появляется “третья сила”, она смещает КПРФ. Мне вообще, кажется, что коммунисты и ЛДПР постепенно уходят. А на выборных кампаниях будет бороться власть и  вот эта вот “третья сила”. Хотя вполне допускаю, что пройдёт несколько лет и все выборные кампании в России закончатся.

Ежов: Одни проблемы от этой политики.

Горячев: А что действительно, сидишь и думаешь — если проводить выборы так, как их сейчас проводят, то зачем их проводить? И, думаю, минимум — половина населения страны поддержит такое решение.

Ежов: Глядя на такое отношение к выборам, когда 10% реальной явки, все может быть.

Горячев: Теперь о власти. Мне было очень интересно — что будет после 2018-го года. Было много всяких разговоров, что протест поднимает знамя… Но, зная, как системно работают федеральные  власти, я был уверен, что-то они придумают. И они придумали. Придумали они простые и предсказуемые вещи: во-первых,  прошла беспрецедентная зачистка поля. Причём зачистка в основном юридически чистая и обоснованная. Например, поснимали кругом соперников «ЕР» на выборах  губернаторов. В Сыктывкаре сняли кандидата КПРФ намного влиятельнее нашего Куринного. Шиэс? Он там по 7-8 тысяч человек митинги собирал. Но просто не собрал муниципальный фильтр. Всё законно, подавай в суды. Если в 2018-ом году администрация президента, видимо, не желая ссориться с КПРФ, добирала им эти муниципальные фильтры, то сейчас все. Практически, нигде они эти муниципальные фильтры собрать уже не могут. Всё, игры кончились. Законная чистка, как в принципе случилось и у нас, в Ульяновске. Ведь, по большому счёту, нарушение-то со стороны КПРФ  было, за которое, формально, можно снимать их кандидатов. Тут же не то, что наши судьи самодурили. Конечно  формальность, но я до сих пор не уверен — специально КПРФ  эту ошибку сделали или нет? Они много раз сдавали протоколы, а не выписки, с чего бы теперь им выписки сдавать. Но это другая тема. Власть просто решила: “никаких больше там конкурентов, всех будем зачищать”. Во-вторых, власть внедрила, как в народе сейчас говорят — “голосование на пеньках”. Это когда голосуем 3 дня и где попало. И, поди, проконтролируй.  В – третьих, власть уже сегодня готовит, куда может уйти это протестное голосование, о котором мы говорили. Чтобы не ушло к этим “умным голосованиям”, чтобы к Навальным не ушло. Посмотри, в этом году, их вроде только создали, но уже и партия этого, как его Залепина…

Ежов: Прилепина, плюс “Новые люди”, огромные деньги вложили…

Горячев:  Всякие Шнуры, хлысты…

Ежов: Шнур усилил Партию роста…

Горячев: Причём они подбирают людей, которые известны своими оппозиционными взглядами, песнями, даже про Путина он пел..

Ежов:  Ну, Прилепин, это как раз национально-патриотический фронт…

Горячев:  Они готовят именно те силы,  куда люди могут повернуться… Я думаю, что та задача, которую “Единая Россия” поставила перед собой  о достижении конституционного большинства в следующей Госдуме, выглядит вполне достижимой. Теперь о наших выборах. Власть сработала чисто. Им нужно было, чтобы люди не пришли на выборы, и они добились этого, сделав кампанию грязной, причем руками КПРФ. Власть постоянно провоцировала коммунистов на их любимое дело: провокации, ношение гробов… Они специально создавали эту “скумбрию лучше курицы”, подталкивали к  палаткам под обелиском. Они специально всё делали, а Куринный с Гибатдиновым балдели в своем величии, думая, что их разогнать не могут.

Ежов: Повелись.

Горячев:  Может, и повелись, а может сами, а московские-самарские технологи сидели, пили водочку и смеялись над ними, и подкидывали им поводов для ответа и скандала… Ну вот какой нормальный коммунист может разбить палатки у обелиска славы. Ну как это можно сделать? Что, люди не видят? У меня была одна пожилая женщина, в Музей  Ю.Ф. Горячева много ветеранов  ходит. Она говорит: “Олег Юрьевич, а завтра, если они победят, они нужники у вечного огня поставят?” Вот у меня сразу эта ассоциация: ну да, сегодня палатка — завтра туалет. В результате люди просто посмотрели, в очередной раз, и плюнули. И это все у Алексея и его компании…, а точнее у Гибатдинова и его компании началось не вчера. Когда Куринный победил в Госдуму, я тогда ещё сказал, что это победа Морозова — сейчас Алексея засосёт московская жизнь, мы это обсуждали. И всё это получилось. Когда Алексей был в ЗСО, были мариотты, борьба против Давидзона и многое другое. Где всё это?

Ежов: Да, местной повестки вообще не стало.

Горячев: Точно. Один треск. Семью губернатора начали обсуждать. Зачем?  Вот эти врывания в областную администрацию. У вас целое ЗСО – вот ваша трибуна! Вы зачем на чужую территорию лезете, где заведомо в меньшинстве. Это по-детски и смешно. Ну,  вот идет селекторное совещание, вы туда ворвались с Гибатдиновым, всю охрану раскидали. И что? Что дальше? Для чего вы туда пришли? И мне все больше кажется, что где-то Алексею в Ульяновске стало скучно. Ну, пошумим месяц перед выборами и все нормально. В это время власть в партии захватил Гибатдинов и его “пацаны”. Посмотри, кто остался в партии. У меня недавно был в музее коммунист с семьей, мой учитель, он спросил, как я оцениваю то, что сейчас происходит в КПРФ. Я сказал, что всегда считал, что КПРФ это не КПСС. Просто повезло, что они стали преемниками и использовали этот бренд. На что он мне ответил, что может и так, но у них в голове все – равно были идеалы, никогда такого не происходило, что мы видим сейчас. На вопрос, кто в этом виноват, он ответил, что А.Л. Кругликов, который этим ребятам подарил партию. Можно по всякому рассуждать, но я подумал, что и, правда, Александр Леонидович  им отдал все. Я думаю, нужно ему оценить публично все то, что сейчас происходит, т.к. много осталось ветеранов, которые верят ему. Что получилось? КПРФ этими своими действиями потеряли тот электорат, который был их, вот этих вот ветеранов. Для них эта грязь неприемлема. Они воспитаны по – другому. А новые, которых они думали приобрести, они будут у Навального, у Шнура, у кого-то, но не у них.

Ежов: Средство пожало цель. Я согласен и это не раз высказывал. Вот эта ставка на хайп. Говорят, что им важно попасть в новости. Но чем и с чем в итоге попадем? Средство сожрало смысл и само содержание. Содержания нет, повестки нет. Самое главное ключевое слово – повестка. А, например, последний скандал с “хером”, что за позор вообще. Для главной оппозиционной силы это позор. Сопоставим: вот “скумбрия” с этим непонятным персонажем, но вы чем отвечаете ему? Рыбу держите на подоконнике, чтобы протухла, и приносите все это в ЗСО. То есть вы на одном уровне диалога с ним, в формате «сам дурак». Получается, что вы говорите все на уровне тухлой скумбрии, хера, гробов. не активны, а реактивны -целиком повелись на них, вы вышли на их уровень.

Горячев:  Наверное, есть глубинная причина того, почему они слились к этому. Потому, что от тех коммунистов, которые были в “кругликовском” бюро, ничего не осталось.  Сегодня это не коммунисты, это ребята, захватившие партию для решения своих вопросов.  Это просто бизнес. Сейчас Гибатдинова спроси, например, а как трактует марксизм – ленинизм различия между социализмом и коммунизмом, элементарный вопрос. Уверен, он не знает. Я, кстати, неплохо отношусь к Куринному, как человек он неплохой, но какая там вера, если ты был в “Единой России”, в “Справедливой России” и потом, потихонечку, захватил КПРФ. Уж про Гибатдинова я вообще не говорю. Он сразу с кладбища и с разборок пришел в КПРФ.

В итоге, думаю, что Александр Леонидович сейчас уже сам локти кусает. Если Алексей хочет все-таки продолжать, ему нужно сесть и серьезно подумать. Нужно просто посмотреть, кто сидит в ЗСО рядом с ним. Кого они хотели провести в Гордуму? Я понимаю, может, нет людей. Ну, тогда не берите 40, найдите 10 настоящих кандидатов и выдвиньте их. В Димитровград привели студентов и пенсионеров, вот что в результате там теперь творится. «ЕР» хоть десятилетиями сидят и потихоньку приворовывают, а эти сразу начали себе премии выписывать и попадать под уголовные дела.

Ежов: А победа для “Единой России” то в итоге это что?

Горячев:  Главное – это победа губернатора! Морозов тоже сделал большую работу над ошибками. Я думаю, что от этих выборов зависела судьба и самого Морозова. Теперь она практически решена – он идет на следующий срок. Да и вообще, если посмотреть не зашорено, то за последние годы Морозов очень здорово занялся городом Ульяновском. Лет 7 назад много говорили о дорогах, во многом это тема сейчас ушла. Стало приятно ездить. Теперь вот это жизненное пространство – дворы. Очень много из них привели в порядок. Многое в авансах, но тему заявили. Ты посмотри, как он привел в порядок многие парки. Я вышел к себе на Венец около училища связи, там парк буквально за месяц преобразился. Я даже не заметил когда.  Буквально перед выборами появились эти “Львята”. Это очень здорово. Я представляю, как ему было тяжело этого добиться без денег. Его критикуют, конечно, за эти много миллиардные закупки, в том числе и Володарский. Мы с Матвеем Константиновичем в этих понятиях расходимся, т.к. при покупке машины в лизинг она тебе тоже встанет в два раза дороже. Зная Морозова, я примерно представляю, что он думает: “Сейчас главное трамваи начнут ходить, а дальше разберемся – платить или не платить, видно будет”. И “Львята”  ходят!

Ежов: “Львята” заполнили информпространство.

Горячев: А если их еще доведут до 25. Мемориал ремонтируется. Это важно для ульяновцев старшего поколения. Можно долго кричать, кто притащил деньги, “скумбрия”, КПРФ, но все это ложится на имидж губернатора.  Он его делает. Перинатальный центр он построил, но мало его «крутит» информационно. Как в свое время Горячев детскую больницу построил и только потом, через 20 лет, после его ухода все стали понимать, что такое детская больница. Тоже самое относится к Морозову. Это шедевр, который они поставили. Мы тоже это поймем через десяток лет, когда все оборудование заработает и медики научатся. Не все регионы смогли затащить к себе эту “Маму”. А как хорошо они сыграли с дольщиками? Я тоже считаю неправильным давать сотни миллионов бизнесменам, не отобрав сперва у них все имущество,  и если не хватит, то давать потом и достраивать дома. Но они выделили деньги и сказали дольщикам, что мы все достроим. Да, пусть мы выручим бизнесменов, но людям мы все сделаем. На городских или областных выборах, я считаю,  люди все – равно голосуют “за” Морозова или “против”. Панчин, Вавилин, Шпак, это не важно. Главное – Морозов. Из-за его инвестпрограммы начал резко возрастать бюджет. Вот говорят, что лучше сохранили бы автозавод и не надо было маленькие заводики строить. Не будь там ничего, завод бы все-равно не сохранили. Тут ничего нельзя было Морозову сделать и Авиастар он бы не смог сохранить. Это не его уровень. А вот то, что он мог – он сделал:  создал рабочие места. И их уже не одна тысяча. Где бы работал Новый город? Сейчас работают и, причем с приличными зарплатами, плюс пошли деньги в бюджет уже сейчас. Многие говорят, что пусть лучше “эти” работают, чем вот “эти” будут гробы по улицам таскать. Я уверен, что это здорово сработало!

Ежов:  Вернусь к вашей фразе про Вавилина. Кто же будет мэром?

Горячев: Я не знаю, кто будет в мэрии – Вавилин, Панчин, Петров, Сидоров. Я хочу сказать одно, все это игра. Я понимаю, это опять игра до выборов после выборов. Мое глубокое убеждение – это не даст ни одного голоса ни Морозову, ни “Единой России” ни “за” ни “против”. Пойдут сейчас в город какие-то федеральные деньги, это все будет “морозовское”. Мы с Вавилиным, по- моему, даже не знакомы и за ним вроде бы нет никаких групп влияния. Это уже хорошо, что это просто клерк. Все-равно все это будет влиять на Морозова, на его имидж.

Ежов: У власти одно лицо.

Горячев: С точки зрения Морозова надо рассматривать просто: какая “лошадка” будет тащить. Во многом в городе все зависит от сформированных связей с различными структурами, с которыми можно решить вопрос по щелчку пальца личным звонком. Нужно смотреть только исходя из этого. Все разговоры технологов – чушь,  все они завязаны на какие-то группы, которые хотят своего мэра….