Архитектор Олег Владимиров опубликовал у себя в фейсбук дискуссионный пост, который приводим полностью”
“В последние годы в Ульяновске явно проявилась проблема установки, мягко скажем, своеобразных скульптурных композиций. К созданию гармоничной городской среды они отношения не имеют: это просто самовыражение самых разных людей, вдруг посчитавших себя великими творцами.
Сдерживать их творчество в рамках уважения к городской среде некому. Говорить о синтезе архитектуры и скульптуры применительно к таким работам не приходится.
Выход из этой ситуации – устроить парк скульптур (экспериментальный творческий полигон) где-нибудь на берегу Свияги. Необустроенных мест на прибрежной территории достаточно.
Такой вариант устроил бы многих: и тех, кто не может не творить и тех, кто не может спокойно видеть это творчество на улицах города.
Есть отличный пример парка деревянных скульптур в Карелии. Интересные самобытные работы прекрасно смотрятся в природном окружении вне городской среды.
“Парк деревянных скульптур находится в городе Петрозаводске, Республика Карелия, Россия. Он расположен на набережной Онежского озера, в окружении аккуратного газона. Вдоль парка установлено множество скамеек, на которых всегда можно увидеть отдыхающих, любующихся скульптурными композициями.
Практически все скульптуры, которые представлены в этом парке, созданы руками местных мастеров, которые не редко прямо в парке устраивают мастер классы по резьбе из дерева, а выполненные в это время скульптуры остаются от них в подарок городу”.

Согласимся, в Ульяновске, действительно стали популярны так называемые “малые формы”. Небольших, дешевых в исполнении и спорных в плане хоть какой-то культурной или архитектурной ценности “монументов” становится всё больше. Обычно они и не претендуют на статус скульптур. Скорее – просто на какое-то украшение города и его общественных пространств. Но насколько они с этим справляются, действительно, вопрос. Никакого обсуждения или, тем более, творческих конкурсов при этом не проводится. Часто это просто инициатива бизнеса, который исходит из своих представлений о красоте или просто хочет привлечь внимание (например, “памятник шашлыку” или серия монументов у “Гулливеров”). Многие-просто загадка и откровенная блажь инициаторов. В целом, популярность подобных “форм” – просто еще одна характеристика отсутствия какой-то системности в развитии городской среды. Собрали галерею со своими комментариями и предлагаем обсудить.

Памятник колобку. Явно инициатива бизнеса

“Одуванчик”. Серийная “скульптура” (у нее есть даже автор – некто Потоцкий) -одна из многих реплик. Сейчас уже забылось, но предполагалось что она распространит доброту. На открытии даже выдавались значки “добрятам”

В 2005 году на улице Федерации был установлен необычный памятник, он посвящен шашлыку. Это скульптура, как и многие другие из “малых форм”, выкована симбирскими кузнецами из ООО «Симбирский кузнечный двор «Корч»
3

Памятник алюминиевой ложке на территории Государственного технического университета в Ульяновске. Видимо, в память о голодных студенческих буднях, но не факт – в сети много предположений
2

С 2006 года в сквере на улице 12 сентября существует памятник строителям. Он изображен в виде семейства аистов, строящих гнездо на печной трубе. Внятный монумент в понятном контексте
8 - копия

В 2012 году еще один оригинальный постамент был установлен на территории Ульяновского государственного университета.
Памятник студенческой халяве установили возле одного из учебных корпусов на набережной Свияги. Автор скульптуры – главный художник областного театра кукол Дмитрий Бобрович – представил легендарную халяву в виде птицы с женской головой и грудью, влетающую в форточку над зачетной книжкой.
4

В этом же году (2012) на улице Островского, 6 был открыт памятник Симбирскому водовозу. Фонтан и скульптурная композиция изготовлены из стали по старинной фотографии 1920 года по заказу «Ульяновскводоканала». Автором идеи является Александр Романов, президент Ассоциации кузнецов России, генеральный директор «Корча», где памятник и делался. Хороший пример, хорошая работа на понятном месте.
7

Немного не в серию городских монументов. Памятник лихачу установлен на трассе в Ульяновской области в сторону Старой Майны. Аналоги часто встречаются в поездках по стране
3

В 2013 году на возле музея «Пожарная охрана Симбирска–Ульяновска» была установлена фигура мальчика-трубочиста, одетого в униформу, с верёвкой и лесенкой за плечами. Собственно, это один из серии небольших скульптур, которые продаются как малые городские формы одной из федеральных фирм. Но здесь подобраны в контекст Заповедника и смотрятся органично.
5

Это три года назад мы находили в одном из дворов в центре Ульяновска. Можно предположить, что один из них “памятник почтальону” (куда его в итоге установили?). Вторая установлена у Гулливера.
9 - копия9

Памятник «Мост Дружбы»
Установлен на набережной Свияги, возле Ульяновского Государственного Университета, в рамках фестиваля кузнечного искусства «Поющий металл-2012». Работа (но спорная) более шестидесяти кузнецов из 25 городов России, Украины, Австрии и Польши. Первая половина моста была создана и установлена в Донецке в 15-м году. Части символизируют дружбу между российским и украинским народами. Вот так “навели мосты”.
Фото и галерея отсюда

Спонсорский (“Мебельград”) “Диван Обломова”. Один из худших примеров прежде всего по исполнению с навязчивым лого фирмы. Но сама идея хорошая. Подробнее о создании

Скульптура «Ключ»
Площадь Европы и аллея Городов-побратимов открыты в Ульяновске в 2013 году. Там располагается четырехметровая металлическая скульптура ключа, изготовленная все теми же кузнецами из Симбирского кузнечного двора «Корч».
Фото misanec.ru

Самый анекдотический монумент. В 2016 году в Ульяновске на территории музея занимательных наук Эйнштейна открылся памятник российскому рублю. В виде монеты образца 1997 года, увеличенной в 50 раз. На обратной стороне надпись «Наш рубль не заржавеет». Заявлялось, что выполнена из нержавеющей стали. Но в этом году заржавел и разошелся в сети на мемы

В завершение творчество из районов.  Вот языковский “гений места”. Своего рода памятник времени. Уже ржавая безделушка, призванная обозначить хоть какое-то присутствие власти.
8

И “аленький цветочек” из Аксаково. Что с ним сейчас? Надеемся, цел

В нашем обзоре, конечно, далеко не все “малые формы”. Однако картину составить можно.