В понедельник на штабе по развитию региона губернатор потребовал срочной перезагрузки экологической политики и предложил создать профессиональный экологический офис и спецфонд. Последний должен будет решать проблемы экологии за счет бюджетных и внебюджетных средств. Морозов назвал экопроблемы в регионе политизированными – на том, что не решается годами (например, гарь в Заволжье) – оппоненты, по его словам, пытаются заработать “дешевые дивиденды”. Губернатор отметил, что в регионе создана не имеющая аналогов экопалата, есть экологическое правительство, но “нет результата”. Эксперты к инициативе отнеслись скептически. Они отмечают: предложение главы региона создать специальный фонд обсуждается не первый год. Глава экопалаты и вовсе ставит вопрос выборов нового состава – у прошлого созыва, оказывается, закончился двухлетний срок полномочий.

Цитируем выступление губернатора на штабе в понедельник:

Стало поступать много обращений и публикаций в СМИ и соцсетях о ситуации с проблемами в экологии: воздух, возросшее количество свалок, пожары на мусорных полигонах. Смотришь на это и думаешь: правильно говорят экологи, что мусорная реформа буксует. 90 процентов отходов продолжают везти на полигон. Продолжаются “экологические чудеса” в Мулловке на пруду Фабричный. Сами в областном бюджете заложили на обустройство контейнерных площадок. Сделано очень много, одновременно видим еще больше вопросов. Рекомендую срочно перезагрузить всю нашу экологическую политику. Где-то сбой, хотя теоретически все есть: министерство, не имеющая аналогов экопалата, экологическое правительство, огромное количество всяких постановлений и распоряжений, но нет результатов. По гари в Заволжье каждый день смотришь и не понимаешь коллег из Минприроды: рейды есть, каких-то негодяев выявляют, станции поставили, деньги огромные выделили, а результата нет. Видим, что эта тема становится политизированной. Все на этом пытаются заработать себе дешевые диведенды. Я требую срочной перезагрузки экологической политики. Нужно создать единый большой профессиональный экологический офис, чтобы в него вошли люди разных взглядов. Нужно создать экологический фонд, который бы позволял решать проблемы за счет бюджетных и внебюджетных средств.

Спросили экспертов, что мог иметь в виду под “перезагрузкой” губернатор, насколько она возможна и что есть “экоофис” и “спецфонд”.

Бывший глава Росприроднадзора по Ульяновской области Александр КАПЛИН: 

– Нет смысла комментировать слова губернатора, которые растворяются бесследно в мутных бюрократических водах «злых бояр» в лице замов, помов, орды советников и прочих министров. Про экологический фонд около 15 лет говорится регулярно. Ничего не меняется. Соответственно много раз уже комментировал по сути. Но раз реализовывать никто не собирался и не собирается в реальности, нет смысла обсуждать идею экофонда.

Экологическая проблематика в Мулловке обостряется 15 лет. С каждой новой инициативой региональных властей там почему-то становится хуже. Не случайно многие крупные природопользователи, потенциальные или реальные штрафники, всеми правдами и неправдами стремились уйти от федерального экологического контроля под региональный. Тот же «Гиппократ» в Мулловке несколько лет назад разделил загрязняющее оборудование между новыми юрлицами, которые попали под региональный надзор. А теперь и этого делать не нужно. «Смотрящим» за Ульяновской областью от имени федеральной природоохранной исполнительной государственной власти поставили рядового сотрудника из Минприроды Ульяновской области. Как региональные природоохранные органы, находящиеся в подчинении у действующего губернатора, так и Росприроднадзор, теперь тоже находящийся в подчинении у губернатора, постепенно превращают Ульяновскую область в череду сплошных экологических проблем. Удивительно, что губернатор это публично признаёт и регулярно констатирует импотенцию своей команды по решению комплекса природоохранных вопросов, которые люди, а затем и сам губернатор, озвучивают.

Проблема с гарью в Новом городе комплексная. И не только из-за надзорного иммунитета у малого бизнеса. Ведь Минприроды регулярно сообщает об очередных штрафниках. Они тоже МСП. Там задействована коррупционная схема зарабатывания на продаже фильтров, их обслуживании. Отказников наказывают. Те, кто соглашается, понимает, что покупают не столько реальную очистку, сколько лояльность конкретных госинспекторов и их руководителей. Губернатор может и дальше громогласно требовать от своих пчёл с мёдом бороться, только людям от этого легче не станет дышать.

Можно конечно назвать министерство и «офисом». Есть же у британцев вместо МИДа – Форин Офис, а у Зеленского вся администрация президента переименована в офис.
Для имитации хоть какой-то деятельности можно названия менять, или министров с места на место переставлять. Не буду напоминать «бородатый» уже анекдот про бордель и кровати. В анекдоте смешно, а в жизни, особенно когда каждого из нас это касается, грустно.

Начальник отдела мониторинга и контроля развития сельских территорий Ульяновской области в ОГБУ «Агентства по развитию сельских территорий» Александр БРАГИН:

Я отношусь к данному заявлению скептически. Об этом говорят каждые три месяца под разным “соусом”. В конце 2016-го был создан офис экоразвития, который два года отработал нормально. Когда пришел Дмитрий Федоров, он все ликвидировал, т.к. с ним никто не готов был работать. О том, какая сейчас ведется работа в этом направлении, я сказать не могу. Напомню, что Госэконадзор, который возглавляет Рахматулина, хотят отделить с февраля, однако до сих пор ничего не сделано в этом направлении. Нужно начать с министерства, а потом уже что-то придумывать.

Руководитель Экологической палаты Ульяновской области Алексей СИДОРОВ:

Меня там [на штабе по развитию региона] не было, поэтому не могу сказать, что он имел ввиду. По экологическому офису и экологическому фонду конкретика мне не известна. Экологическая палата Ульяновской области отработала свой двухлетний срок, необходимы выборы нового состава, по этому поводу направил письма на председателя Общественной палаты Ульяновской области и и.о. Министра природы и цикличной экономики Ульяновской области, т.к. сам я их не могу организовать по закону. По поводу эффективности: все зависит от того, готов ли губернатор выделять на это деньги. Любая структура требует финансирования. На мой взгляд было бы эффективно создать дирекцию ООПТ (можно на базе какого-то существующего учреждения), взять в штат 4 технических специалистов и одного бригадира. Чтобы этим небольшим по численности штатом постепенно приводить в порядок ООПТ, которые есть в области.

Главный государственный инспектор Ульяновской области в области охраны окружающей среды Гульнара РАХМАТУЛИНА:

Сейчас разрабатывается концепция экологического офиса и создания экофонда. Предварительно, в него войдут общественники. Более полной информации пока сказать не можем, но перезагрузка экологического направления будет.