На последних заседаниях по развитию региона губернатор Сергей Морозов припоминал чиновникам “бородатую” и уже ставшую политизированной тему смога в Заволжском районе. Ульяновцев раздражают типовые ответы Минприроды о проводимых рейдах, которые никак не меняют ситуацию. Во вторник в администрации района провели очередное совещание: больше часа собравшиеся заслушивали отчеты с постов наблюдения за воздухом, о проверках, показатели по заболеваемости. Единственное сколько-то внятное предложение по решению проблемы прозвучало от представителя Общественной палаты Льва Левитаса, но и его встретили без энтузиазма – построить блочную котельную для гаражных производств. В итоге встреча свелась к поиску “крайних”. В конце сошлись на создании очередной страницы в соцсетях, где местных жителей должны оперативно информировать о состоянии атмосферного воздуха.


В начале глава Центра управления регионом Валерий Костин отметил, что жалобы на смог и на то, что людям буквально нечем дышать, попадают в информационную систему, которая может мониториться в том числе представителями администрации Президента. По итогам мониторинга ЦУР соответствующая аналитическая записка предоставляется губернатору. На одном из последних штабов по развитию региона Морозов поставил задачу “в корне изменить ситуацию именно в глазах граждан”, так как сейчас на обращения в соцсетях поступают “неприемлемые ответы”. Минприроды рассказывает о проводимых рейдах и штрафах, публикует цифры с постов наблюдения, что никак не влияет на решение проблемы чистоты воздуха.

Половину совещания присутствовавшие заслушивали статистику. Начальник отдела экологической безопасности и управления отходами Роман Кирпичников доложил: сейчас действует мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, выбросы фиксируются на предприятиях. За 2019 года выявлено 71 нарушение закона об охране атмосферного воздуха. За 9 месяцев 2020-го ведомство привлекло 53 нарушителя к административной ответственности на 630 тысяч рублей. “Хочу отметить положительную динамику: с природоохранной прокуратурой этой работой занимается последние два года. Ранее проводимые мероприятия имели разовый характер, не было такого эффекта. Сейчас уже более 200 объектов поставлено на учет, предприниматели вышли из тени“, – отметил чиновник.

Начальник отдела социально-гигиенического мониторинга Роспотребнадзора по Ульяновской области Марк Суханов проинформировал: в Заволжском районе проведено 203 исследования атмосферного воздуха по шести веществам (диоксид серы, диоксид азота, формальдегид, взвешенные вещества, оксид углерода, свинец) и дополнительно на содержание бензпирена. За весь период наблюдения по результатам среднесуточных исследований превышений ПДК по 6 основным ингредиентам не выявлено, однако фиксируется наличие в воздухе бензпирена. Суханов добавил статистику и по линии здравоохранения: несмотря на рост заболеваемости злокачественными образованиями, количество случаев новообразований, которые можно было бы ассоциировать с атмосферным воздухом, уменьшились с 39 до 34 на 100 тысяч населения. По данным Минздрава, заболеваемость в Заволжском районе не превышает среднегородские цифры.

От Минздрава выступил главный внештатный онколог Ульяновской области Сергей Панченко. По словам экс-министра здравоохранения, кумулятивный эффект от повышенных концентраций в воздухе “несомненно сказывается на здоровье, но не сразу”. Эффект от вредных веществ проявится позднее:

“Поэтому нынешние показатели не должны нас успокаивать. В этом году заболеваемость меньше из-за того, что люди стали меньше ходить в больницу. Эта ситуация нас больше заботит. Почти на 400 человек меньше выявили заболевших за месяц. Они просто придут к нам в следующем месяце, году – это не хорошо”.

Первую проблему обозначила приглашенный житель из района Петрова оврага Анастасия: местные три года добивались начала проверок на наличие в воздухе бензпирена, однако даже сейчас, когда он фиксируется, нет актуальной информации от Роспотребнадзора о состоянии воздуха именно по этому веществу:

“Мы поздно обо всем узнаем. Хотелось бы в течение недели хотя бы, а не в конце года. Можно ли открыть эту информацию – именно о бензпирене, который вызывает рак. Мы три года просили его замерять. Спасибо, начали. У нас есть бензпирен, но может там еще список широкий химических загрязнителей? Почему бы нам своевременно не узнавать, чем мы дышим? <…> В период неблагоприятных погодных условий нельзя гулять и заниматься детям в школах на улице – эта информация не передается школам, садикам, стадионы все полные”. Представитель Гидрометцентра ответила, что все данные публикуются на сайте до обеда, информацию должны смотреть сами школы.

Левитас отметил, что на его памяти эту тему обсуждают третий раз, и ничего не меняется. Член ОП предложил три варианта, реальным к исполнению из которых видит толко один – строительство блочной котельной, которая станет “единым стационарным источником выбросов”:

“Откуда берутся выбросы? Много говорят о гаражном бизнесе, который топит помещения отходами, либо, не желая их сдавать, просто сжигает. Был вопрос Таушкину [замминистра строительства и архитектуры, – прим.ред.]о переносе гаражного бизнесе, но его здесь нет. Даже если мы поставим на каждом углу города по посту наблюдения, то вы просто будете знать, где умрете быстрее. О причинах мы не говорим, надзорные органы не обладают информацией. Малый бизнес дает в сумме основное количество выбросов. У меня есть конкретные предложения. Первое – выполнить требование градостроительного кодекса – запретить нецелевое использование помещений: убрать из гаражей весь бизнес. Это радикальный способ. Второй – раньше некоторые наши политические деятели говорили, что гаражи нужно отапливать газом. Это неисполнимая фантастика. Вместо того, чтобы ставить посты наблюдения, эти деньги можно вложить в проектирование и строительство блочной котельной для гаражей. Да, это затратно. Третий вариант – присоединить гаражи к централизованной системе отопления, но это нереально – сети идут очень далеко. Поэтому самый возможный вариант – второй. В последнее время читаю в интернете, что гаражники ставят фильтры. Зачем? Он защищает только от взвешенных веществ. Фильтры от бензпирена, формальдегида и тд. стоят столько, что вы никогда не сможете их купить. Этими своими фильтрами вы воздух не защитите. Давайте все-таки попросим власть поддержать идею строительства блочных котельных. Пусть хозяева ГСК рассчитают необходимые площади. Знаю, что по закону гаражников надо переносить. Но не получается. Многие кормятся за счет этого бизнеса: 220 предприятий с Инжеренерных проездов предлагают свою мебель”.

В итоге совещание свелось к поиску крайних. Решение проблемы взял на себя директор ЦУР Костин: он предложил создать “Вконтакте” страницу, на которой будут публиковать оперативные сводки по воздуху (которые сейчас размещаются на нескольких официальных сайтах различных государственных структур), выстраивать более быструю коммуникацию для дальнейшей оперативной реакции (в перспективе): “Ситуация никуда не годится. Группы “Вконтакте” будет достаточно. Не будет так дальше продолжаться – это точно, я вас уверяю, на 100%”. В свою очередь Кирпичников обратился к местной жительнице с просьбой отправлять ему “смсочки” в случаях, когда видны выбросы, чтобы оперативнее на них реагировать.