Завтра у нас вновь будет опубликован материал из привычной авторской рубрики Жана Бареевича Миндубаева. Даже не знаем что там будет: стихи, воспоминания о войне или мемуары о жизни недавних властителей из советского прошлого… Главное-всё это грани одной непростой, разносторонней, часто конфликтной личности. Казалось бы: 86 лет, “ребенок войны”, действительно “столп” и безусловный авторитет местной журналистики, столько написано, в конце концов, книг, причем, самого разного жанра…пора бронзоветь и стоять на трибунах, отбывая “ветеранскую” роль. Нет: Жан Бареевич продолжает быть внутри актуальных проблем, ругаться в комментариях и отстаивать позиции по самым разным вопросам. Интервью, которое мы представляем вашему вниманию ниже, было опубликовано год назад в журнале “Вкус жизни”. Долгой активной жизни Жану Бареевичу и давайте познакомимся поближе. В конце минувшего лета, 27 августа, исполнилось 85 лет Жану Миндубаеву, одному из столпов ульяновской журналистики и литературы. Он работал в «Комсомольской правде», «Известиях», «Литературной газете», журнале «Российская Федерация сегодня», написал и издал более полутора десятков книг – от историко-краеведческих исследований до сборников поэзии. И сейчас, несмотря на более чем зрелый возраст, Жан Бареевич продолжает сотрудничество с «Литературной газетой» и рядом информационных агентств Москвы. Тем не менее ни один из проживающих в Ульяновске литераторов не вызывал о себе столь противоречивых суждений окололитературной общественности и в местной писательской среде – от безоговорочного признания его авторитета до полного неприятия. Это нетрудно заметить, едва заглянув в комментарии к большинству публикаций клуба «Симбирский глагол», который ведет Жан Бареевич. Ульяновская литературная тусовка ухитряется что-то делить, даже когда делить-то нечего… А что будет, когда Сергей Иванович Морозов выполнит свое недавнее обещание и превратит-таки Ульяновск в литературную столицу России?! Но! Оставим ненужные споры. Слово имениннику. ОБЩЕСТВО ТЕРЯЕТ ИСКРЕННОСТЬ – Жан Бареевич, какая мысль вам приходит первой, когда с высоты нынешнего возраста вы оглядываетесь на прошлую жизнь? – Первой возникает мысль, что самой большой ошибкой моей жизни был сам факт моего рождения. И с каждым прожитым годом я осознаю это все яснее. – Почему так грустно? – Общество постепенно теряет одну из главных человеческих ценностей – искренность. А без этого и в самой жизни становится все меньше смысла. – Если это и ошибка, то уж точно не ваша. Никого из нас не спрашивают, хотим ли мы появиться на свет. – Это, конечно, так… Но вопросы вызывает и место моего рождения, и даже национальность. Я родился в городе Куйбышеве, но в тот момент городов с таким названием в стране было три – два в Поволжье, один – в Сибири. И тот, где я родился, сначала назывался Спасск, потом стал Куйбышевым, а теперь вернул себе историческое имя – Болгар. Ошибочно также считать меня казанским татарином. Я – волжский болгарин. – Кстати, об истории страны родной. Вы стали свидетелем двух эпох – советской и нынешней, название которой я для себя еще не определил. Когда было больше, ну, например, свободы слова? – Сейчас появилось немало дураков, которые утверждают, что в советские времена они пользовались куда большей свободой, чем сейчас – могли что угодно и писать, и говорить, и думать. Но не надо забывать, что в СССР существовала официальная цензура, и ни один печатный текст не мог появиться на свет, не пройдя через так называемый Главлит. Ни одна газета не могла выйти, пока ее содержание не утвердит уполномоченный Главлита. И остается только удивляться, когда несут ахинею о свободе слова в СССР. А что касается свободы слова сегодня – так ее в принципе нет. Она существует только для отдельных господ, обусловлена чьим-то личным положением и личными мотивами, интересами различных корпораций и властных структур. А если залезть в Интернет, то там наблюдается не столько свобода слова, сколько свобода нести любую ахинею. СЕЙЧАС НЕ ХУЖЕ, ЧЕМ БЫЛО ВСЕГДА – Неужели все настолько плохо? – То, что я сказал, вовсе не означает, что сейчас все стало хуже, чем когда бы то ни было. В царской России 83 процен-та населения было неграмотным, и люди верили вообще всему – и церковным книгам, и большевистским прокламациям. Правда правде рознь. Какая правда? Во имя чего правда? Есть правда во имя улучшения жизни, правда мужественного человека, который не стремится карабкаться к вершинам власти. Но есть те, кто туда уже забрался, боится упасть – и у них совсем другая правда. Всегда можно найти повод кого угодно облить помоями, лишить работы. Это обычный сюжет, в том числе и из моей жизни. На самом деле главная проблема общества не в свободе или ее отсутствии, а уж тем более не в свободе слова. – А в чем? – Среди молодежи катастрофически растет число тех, кто элементарно не умеет думать, кто не желает чему-то учиться. Понять, почему это происходит, найти выход из создавшегося положения – важнейшая проблема общества. Но сейчас не только никто не ищет выхода, но и самой проблемы не замечают – и на уровне семьи, и на уровне государства. Или делают вид, что не замечают… – И в чем проявляются симптомы? Можно на конкретном примере? – Как-то прочел я репортаж о семействе, проживающем в деревне. Семейная пара занялась разведением коз, производством козьего молока и сыра. И обнаружил в журналистском репортаже фразу, от которой чуть не упал со стула! Автор пишет: «Супруги сидели, задумчиво смотрели вдаль и жевали траву». И сказано это не о козах, а о людях! Вместо «жевали травинку» – «жевали траву». Вот он – результат всех «реформ образования» последних лет. Ну не понимает автор репортажа разницы между травинкой, которую жует человек, о чем-то задумавшись, и травой, которую человеку жевать вообще не свойственно – ну не корова же он, не овца, не лошадь… Олег Самарцев, заведующий кафедрой журналистики УлГУ, выражается еще конкретнее, он говорит что это – катастрофа. Следующий шаг – массовое слабоумие. И преподаватели вузов находятся в труднейшем положении. Другой мой знакомый, профессор-историк, рассказывает: «Чтобы заработать свои тридцать тысяч рублей в месяц, должен вести тридцать групп». В итоге староста просто собирает зачетки, всем, не глядя, ставится оценка «удовлетворительно» -и все довольны. Ну о каком образовании здесь может идти речь? Сейчас в России у каждого по два-три диплома, и среди них может не быть ни одного стоящего. – Но, вероятно, есть способы пробудить в людях хоть какой-то интерес? – А круг интересов большинства населения ограничивается программой Андрея Малахова «Пусть говорят» -сплетни и подглядывание в замочную скважину. ПИСАТЕЛЕЙ СТАЛО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЧИТАТЕЛЕЙ – Но, например, «Литературная газета», где вы и сейчас продолжаете публиковаться, выходит. И кто-то ее читает… – Читают. Но масштабы сейчас совершенно иные. В советские времена тираж «Литературной газеты» доходил до 16 миллионов экземпляров. Тогда люди читали. А сейчас народ перестал читать. А народ, который перестает читать, глупеет. Так полагал господин Дидро. И та визгливая компания, которая сейчас заполонила Интернет и телевидение, не может заменить чтение. В литературе заключена мудрость человеческая. Без нее у нас останутся только животные инстинкты. И это уже проявляется. Кто у нас «главные героини»? Всякие там шурыгины и им подобные. А что власти делают? После каждой трагедии, связанной с подростками, следует стандартный ответ властей типа: «Дано указание проверить работу опекунских советов». Ну, проверили. Но что от того меняется? Кто исследует состояние, векторы развития подрастающих поколений? Где голос науки? Медицины? Религиозных деятелей? – У вас есть рецепт – что делать? – Менять необходимо очень многое – отношения в семье, подходы к образованию, здравоохранению. Была бы воля у властей. А откуда ей взяться, если большинство проблем власти старательно не замечают. – Читателей становится меньше, зато число писателей неуклонно растет. – Да, только в Ульяновске около полусотни членов Союза писателей. Но я думаю, что тут никакое членство роли не играет. Если это настоящий писатель, то он и безо всякого союза писать будет. А союзов сейчас развелась тьма тьмущая… – Присущая вам смелость суждений никогда не мешала вашей карьере? – Стремление быть правдивым и искренним заложено во мне на генетическом уровне. Конечно, это нередко вызывает неприязнь со стороны сильных мира сего. Вот, например, великий товарищ Колбин, бывший одно время первым секретарем обкома КПСС, за крошечную информашку в «Известиях» «убедил» главного редактора заставить меня написать заявление об уходе по собственному желанию. А я всего-то написал, что «новую 44-ю школу превратил в ЛТП, а старую 36-ю, где крысы бегали по столовой, оставил детям». А во время работы в «Ульяновской правде» меня вообще пытались исключить из КПСС. Язык мой – враг мой. Но еще больший враг – это стремление к истине. Какие книги вы бы посоветовали читать людям, чтобы не поглупеть? – Читать надо много и всего. Особенно внимательно и вдумчиво надо читать тексты ярких публицистов. Но вообще читать, читать и читать. Кстати, очень полезно читать глупости. Постепенно начинаешь понимать свои -и пытаешься от них избавляться. – Есть планы на будущее? – Конечно. Планирую издать собрание своих сочинений, продолжаю писать. Правда, издаваться в основном приходится за свой счет, за редкими исключениями. – И в чем черпаете вдохновение? – В природе. Она остается мудрой учительницей, прекрасной и неразгаданной тайной. В нашей стране еще есть чем полюбоваться. Я утверждаю это как человек, объездивший и облетавший весь СССР от Сахалина до Мурманска. Поэтому и стараюсь, когда есть возможность, жить за пределами города. Природа важней, чем любой союз писателей. Это вообще несравнимые вещи. Это все равно что сравнивать полнолуние с зажигалкой. Жан Абдулбареевич Миндубаев родился 27 августа 1934 года в г. Спасск-Татарский ТатАССР Окончил Казанский государственный университет (1958 г.). Работал корреспондентом газеты «Комсомолец Татарии» (1957-61 г.г.), заместителем редактора газеты «Молодая гвардия» (г.Пермь, 1961-64 г.г.), собственным корреспондентом газет «Комсомольская правда» по Татарской АССР (1964-70 г.г.), «Известия» (1970-87 г.г.) и «Литературная газета» (1987-95 г.г.) по Среднему Поволжью. С 1995 года -корреспондент журнала «Российская Федерация сегодня» Парламента РФ. Писатель, журналист, член Союза журналистов России. Автор книг «И.Н.Ульянов» (серия «ЖЗЛ», в соавторстве с ЖА.Трофимовым), «Выдвинут самим провидением» (биография чувашского просветителя И.Я. Яковлева), «С Венца далеко видно» (о муравьёвском мятеже в Симбирске в 1918 г.), «От Казани до Ульяновска» (об архитектурно-художественных ценностях этих городов), «Присяга делу» (биография губернатора Ульяновской области Ю.Ф. Горячева), автобиографической повести «Дней листопад», сборников стихов и прозы «Перевал», «Утренний лист» и других. Заслуженный работник средств массовой информации Ульяновской области. Живёт в г. Ульяновске. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
не читатель
Здоровья Вам, Жан Бареевич, на долгие годы. Человек неравнодушный к тому, что происходит вокруг. Человек, переживающий за то, что происходит с обществом, страной, городом. Спасибо, что есть такие люди в нашем городе! Берегите себя.
1
Поправьте заголовок. Не Мендубев, а Мендубаев. Куда смотрит редактор?
Гость
Это что за издевательский комментарий! Миндубаев!
кук43
А ваш знакомый профессор-историк, который собирает зачетки и ставит всем неглядя трояки, чтоб ”заработать” тридцать тысяч — просто жулик.
Ганс
На безрыбье и рак – мясо.
гость
“Ни одна газета не могла выйти, пока ее содержание не утвердит уполномоченный Главлита.” – не правда – в сельских районах не было таких уполномоченных.
Ответсек
Кстати, о Главлите: в те времена у каждого редактора районной газеты на столе находилась брошюрка областного Главлита. Там был целый список того, о чем не следовало знать советскому читателю. И соответственно, редактор, помня о том, о чем расписался в “присутственном месте”, сам был, как бы, сотрудником Главлита…
И да
рассуждая о свободе слова сейчас и тоталитаризме тогда Жан Бореевич упустил факт удаления из интернета его публикации о премии Дине Рубиной. Это вам не уполномоченный Главлита удалял!
гость
В принципе предсказуемое интервью. Я генетический правдолюб, власть плохая (власть – естественно это Колбин-Брежнев, Скочилов и тд). Собрание сочинений… Ничего нового.
Романенко
Жан Бареевич находится на той Высоте жизненного положения, с которой ему видно значительно дальше чем всем нам. Его “пессимизм” связан исключительно с тем, что лучшее – любовь, здоровье, вдохновение, страсть – генерируется, но никогда не восстанавливаются до пиковых показателей, достигнутых в прошлом. Но то что демонстрирует сегодня 85-летний юбиляр в жизненном цикле, просто поражает. Здоровья Вам, любви и страсти, творческого вдохновения на долгие годы, Жан Бареевич!
Тем, кто не присоединяется к пожеланиям:
Не завидуйте. Стремитесь к тому, чтобы Неравнодушие вас не покидало. “Ошибки” – не самой большой грех: главное, их видеть и признавать. чтобы не повторять.
Гость
А чему завидовать?
Есть чему:
хотя бы умению сохранять интерес к происходящему вокруг. При нашей общей апатированности Элла Александровна уже и не знает, что придумать, дабы 85% зазвать на выборы: готова предоставить все 365 дней для голосования. А нам и это не надо… Перечитывать Бунина тоже лень. Что хотим, не знаем.
Не чему
Не судите по себе. Если у вас нет умения сохранять интерес к происходящему вокруг, то это не значит что его нет и у других. Если вам лень перечитывать Бунина, то это не значит что и другие не перечитывают.
другие – это кто, аноним?
По анонимам не сужу. это невозможно. сужу по себе.
По тебе
Ты такой же аноним как и все тут. За исключением Романенко.
Другим
Вот и не судите по себе. Читайте Бунина.
Романенко
Бунин нас помирит, если будем читать, а не только писать…о чем автор и говорит. Солидаризируюсь с ним.
Ну и ну
Что-то с арифметикой неладно: если Миндубаев родился в 1934 г., то ему, следовательно, 86 лет…
Владимир I
Непраздный вопрос редакции: какой информационный повод перепечатки (перепоста) этого интервью с душком годовалой залежалости? Трафик?
Именно благодаря счетчику самыми негативными персонами у комментаторов являются …
П.М. к ним не относится исключительно по причине службы на страже социалистической государственности. Старый друг ценен, потому что может язык развязать.
Бедные работающие и нищие безработные. Покровское.Б.Репьевка
За Уважали, Жана Бареевича!!!
горожанин
ЖБ как всегда узок в своей позиции и не видит общего за частным: “…Менять необходимо очень многое – отношения в семье, подходы к образованию, здравоохранению. Была бы воля у властей. А откуда ей взяться, если большинство проблем власти старательно не замечают…” – так может, и стоит сказать, что власть на до менять? Ну нет, до такого мы додуматься не в силах, правда?))
Горожанину
Вот когда власть это сменится он начнёт открыто, смело и принципиально писать о ней. Также как сейчас пишет о Колбине, Скочилове и Суслове
Складывается впечатление,
что публикации “глагола”, в силу непростого характера его автора и общей манеры подачи и стиля общения, редакцией призваны сюда лишь с одной целью: рейтинг ресурса в целом. Или трафик,как выше верно уже заметили. По принципу:если все падает-значит нужен Ж.М.
Ведь он произносит глубоко прописные истины,понятные даже ребенку,но с таким пафосом,словно он некий жрец в красивых одеяниях,сидящий на вершине заветной горы и повелевающий неразумным племенем.
Смотрится все это как анахронизм.
Жан Миндубаев
Меня упрекают в тручливом отношении к власти…
Не совсем так. Привожу две ссылки из моего текста:
“А что власти делают? После каждой трагедии, связанной с подростками, следует стандартный ответ властей типа: «Дано указание проверить работу опекунских советов». Ну, проверили. Но что от того меняется? Кто исследует состояние, векторы развития подрастающих поколений? Где голос науки? Медицины? Религиозных деятелей?”
ЖБ как всегда узок в своей позиции и не видит общего за частным: “…Менять необходимо очень многое – отношения в семье, подходы к образованию, здравоохранению. Была бы воля у властей. А откуда ей взяться, если большинство проблем власти старательно не замечают…” – так может, и стоит сказать, что власть на до менять? Ну нет, до такого мы додуматься не в силах, правда?))
А меняется власть только после “всенародного волеизявления”-то бишь голосования…Вот и надо голосовать как считаешь “быть должно”.
Других путей нет-так я думаю.
Вот она,истинная мудрость.
Безо всякого пафоса и пренебрежения.
сейчас другие “истины”
позволят. но нарисуют то, что хотят.
горожанин
а что не так-то? вы не понимаете, что проблемы сегодня – не вопреки действиям и воле власти, а ВСЛЕДСТВИЕ этих действий и воли? если понимаете, то почему предлагаете решения в русле этой воли?
Иосиф
Это бредни старого человека, делать ему просто нечего, никому не нужный чел….
чем старше человек, тем об больше “обременяет”;
Не замечали, Иосиф? Еще заметите.
Жан Миндубаев
Как я понял из реплики “Иосифа”(надеюсь,не И.В.Сталин?)- данный Иосиф абсолютноь мифическая персона- он ВЕЧНО будет жить,его не заденет возраст,Он- еще от времен добывания огня трением-да АЭС будет молодым и резвым…Но поумнеет ли? Вот вопрос…
Васильев
Не может жить Миндубаев без самозванства. Это тяжкий недуг. У таких людей неизлечимый
Жан Миндубаев
“Это тяжкий недуг”.Как приятно слышать от “Тов.Васильева”искреннее признание в том .что он ЛИЧНО знаком с недугом “САМОЗВАНСТВО”. Не каждому дано познать тяжесть сего недуга на себе..Спасибо за “тяжкость” Вами познанную.
А что, и вправду это сильно тяжко,да?..
Жан Миндубаев
“Это тяжкий недуг”.Как приятно слышать от “Тов.Васильева”искреннее признание в том .что он ЛИЧНО знаком с недугом “САМОЗВАНСТВО”. Не каждому дано познать тяжесть сего недуга на себе..Спасибо за “тяжкость” Вами познанную.
А что, и вправду это сильно тяжко,да?..
Гость
Жан Бореич, вопрос про материал о премии Дине Рубиной не заметили или генетическое правдолюбие помешало ответить?
С.Воронин
ответ Гостю: я подробно написал полчаса назад, что материал о премии Дине Рубиной удалили из-за моего коммента – я предложил в праздник Суккот прийти к зданию еврейской общины в Ульяновске с плакатами и спросить тамошних евреев: что они сами думают о Рубиной.
И этот мой пост Удпресса не постит, удаляет…
Жан Миндубаев
С бессмертным романом данной авторши произошло то, что еще ни разу со мной не происходило…суждения некоторых моих комментаторов-чрезмерно недовольных качеством прозы писательницы были вероятно оценены кем-то сверхбдительн.. Во всяком случае я не знаю. почему эта страница быстро исчезла… да и как-то мне это не слишком интересно.Главное: клуб “Симбирский глагол” существует, возможно исчезновение текста с суждениями некоторых читателей произошло просто “по техническим причинам”…
С.Воронин
Какие там “по техническим причинам”… Рискну и осмелюсь предположить, что тот пост клуба про Рубину удалили из-за меня лично. Точнее – из-за моей записи в комментах. Это было накануне праздника Суккот (переводится – “шалаш”) у евреев. Суккот длится неделю. В один из вечеров евреи Ульяновска собираются все вместе под навесом и сначала молятся, потом много едят, пьют, все вместе поют и пляшут! Это – праздник сбора урожая наподобие римских или древнегреческих сатурналий. Очень красивый праздник. Я сам хоть и абсолютно русский, но уже лет 10-15 подряд хожу к нашим евреям на их этот праздник. И они все прекрасно знают, что я – русский, но ни разу меня не выгнали. У меня там много друзей, и мне приятно с ними за столом встретиться, выпить, хором попеть, всем вместе потанцевать.Вот я и рискнул предложить читателям клуба: давайте все договоримся и в день, когда в нашей еврейской общине будут праздноваться суккот, встанем на улице с плакатами: “Евреи Ульяновска! Вы согласны с тем, что премию Гончарова вручили израильтянке Рубиной?” И я уверяю вас, что 90% пришедших на суккот евреев поддержали бы нас – русских. И осудили бы и наши городские власти, и Рубину, которая ненавидит Россию. Наши евреи хоть и евреи по рождению, но в душе все они – абсолютно обрусевшие! Все живут интересами только одной своей родины – России. И искренно нахваливают наш город! Одна из очень старых евреек на том суккоте мне сказала:”Мой сын живет уже много лет с семьей в Израиле. Я ездила к нему туда раз 15 и не поддерживаю решения сына эмигрировать. У нас в Ульяновске прекрасно! Мир! Тишина! Никакой войны! А в Израиле каждый день – война. Страну из Газы обстреливают ракетами арабы! Каждый день – смерти и гробы, гробы, гробы!..”
И я уверяю вас. что евреи не просто поддержали бы нас, протестантов против Рубиной, но и пригласили бы нас к себе на суккот. И мы там и выпили бы, и поплясали бы еврейский танец “Семь сорок”!
Так я написал в комментах в клубе Миндубаева. Это было примерно в 12 ночи. И утром весь клуб того дня УДАЛИЛИ! Ну и зачем власти это сделали?! Что такого крамольного или антисемитского я написал? Ведь удаление только еще больше привлекло внимание журналистов и поэтов-писателей к данному клубу…
Юрий
Ну и кто бы сомневался что этот кулик, по фамилии Воронин не от мира сего?! Бегающий как банный лист по мероприятиям еврейского сообщества. Люди там подобрались культурные, а потому к городским сумасшедшим относятся гуманно.
ПС. Просроченное интервью Миндубая вдруг сейчас похоже то ли на лебединую песню, то ли на хорошую мину при плохой игре.
Воронину,
не рассказывайте нам,что вы делаете,не травмируйте нашу психику:)
А удалили клуб по одной простой причине,хотя многие и не любят чванства автора,но тот выпуск критики не выдерживал абсолютно. К тому же ситуация прямо могла вылиться в русло обсуждения кое-чего “лишнего”. Потому выпуск и сняли с эфира.
Воронину,
“критики не выдерживал” возьмите в кавычки. Потому что с точностью до наоборот.
Жан Миндубаев
Ох, товарищ Васильев! Я Вам сочувствую сильно. испытать такой недуг!!!.вы говорите, сильно “тяжкий”? Как Вам удалось избавиться?