Блок «обеспеченность кадрами и инфраструктурой в здравоохранении» включает 7 показателей, которые оценивают уровень обеспеченности населения врачами и средним медицинским персоналом, больничными койками, а также результаты опроса населения.

 

Лидирующие позиции в данном блоке заняли:

1 место – Николаевский район

2 место – г. Новоульяновск;

3 место – Барышский район;

4 место – Майнский район;

5 место – Сенгилеевский район.

Кузин Сергей Александрович, Глава администрации МО «Николаевский район»

«В Николаевском районе удалось повысить обеспеченность медицинскими кадрами благодаря Президенту РФ Путину В.В., Губернатору Ульяновской области Морозову С.И., благодаря действию Федеральных и региональных программ «Земский доктор», «Земский фельдшер» и «Земская медсестра». За время действия данных Программ на работу принято 14 врачей с выплатой 1млн. рублей, В 2019г. пришла на работу в районную больницу врач, получившая целевое направление и вернувшаяся в родной район. По программе «Земский фельдшер» укомплектовано 2 ФАП, по программе «Земская медсестра» укомплектован 1 ФАП.

В районе принят план «Кадрового обеспечения развития здравоохранения», где разработан механизм закрепления кадров, в т.ч.: единовременно действуют выплаты в размере 10 000 руб., часть компенсации коммунальных услуг, ежемесячные выплаты за первый год работы – 20 000 руб., за второй год – 40 000 руб. за третий год – 60 000 руб.,

Созданы условия для организации досуга – занятие спортом в оздоровительном центре ФОЦ, занятие в художественной самодеятельности в районом доме культуры, посещение литературного клуба.»

На рисунке ниже представлены данные в разрезе муниципальных образований по показателю «обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом в расчёте на 10 тыс. населения».

Таким образом, хуже всего ситуация по обеспеченности населения врачами и средним медицинским персоналом обстоит в Чердаклинском, Старомайнском и Мелекесском районах – данные муниципалитеты заняли последние места сразу по двум показателям.

Ильдутов Евгений Анатольевич, ведущий специалист Центра развития отраслей экономики и региональной политики, планирования и прогнозирования АНО «ЦСИ Ульяновской области», к.э.н.

«В Указе Президента РФ от 21 июля 2020 года 474 первая национальная цель развития нашей страны на период до 2030 года определена как «сохранение населения, здоровье и благополучие людей». Приоритет этой цели не вызывает сомнений.

Пандемия новой коронавирусной инфекции всем нам дала чётко понять, что развитая, сбалансированная и эффективно функционирующая система здравоохранения является не только неотъемлемой частью народного хозяйства любого государства, но и одним из гарантов социально-экономического развития территории.

Проблема кадрового обеспечения и развития инфраструктуры медицинских учреждений приобретает всё большую актуальность. Успешность её решения определяет эффективность системы здравоохранения в контексте повышения доступности медицинской помощи для широких слоёв населения.

Низкий уровень укомплектованности врачебным и средним медицинским персоналом, а также неудовлетворительное состояние инфраструктуры медицинских учреждений влечёт за собой снижение доступности и качества медицинской помощи особенно в сельских районах.

Для Ульяновской области, как и для большинства субъектов РФ характерным является высокий уровень концентрации медицинских учреждений и соответственно медицинских работников в областном центре и городских округах, обусловленный комплексом объективных факторов, таких как:

 более развитая социальная и транспортная инфраструктура;

 высокий по сравнению с сельскими районами уровень средней заработной платы;

 благоустройство жилищного фонда;

 доступность широкого комплекса социальных услуг.

Сельские районы значительно уступают городским округам по данным критериям и тем самым являются менее привлекательными для медицинских специалистов с точки зрения их закрепления на селе и работы в районных больницах.

Обязательными условиями роста уровня инфраструктурной и кадровой обеспеченности в здравоохранении являются улучшение качества рабочей среды и создание современных рабочих мест, повышение оплаты труда, развитие системы стимулирования медицинской деятельности, совершенствование социальной защищенности медицинских работников при осуществлении профессиональной деятельности, решение социально-бытовых вопросов, содействие профессиональному росту.

Ещё одной проблемой учреждений здравоохранения в сельских районах является увеличение нагрузки на муниципальные медицинские учреждения, обусловленное ростом численности населения старше трудоспособного возраста, которое в силу возрастных особенностей предъявляет повышенные требования к качеству медицинского обслуживания.

Эффективное управление муниципальными ресурсами в сфере здравоохранения в первую очередь должно предполагать создание системы контроля за расходованием финансовых ресурсов в здравоохранении, обеспечение глав муниципальных образований и их заместителей, а также руководителей органов муниципального здравоохранения необходимой методической базой и ключевыми оценочными показателями функционирования системы здравоохранения на муниципальном уровне.

В данном случае рейтинг качества жизни является эффективным инструментом сбора и систематизации информации о ключевых аспектах социально-экономического развития муниципальных образований, оценки сложившейся ситуации и выработки соответствующих управленческих решений.»

 

По уровню обеспеченности больничными койками, а также по средней занятости койки в году последние места заняли Чердаклинский, Мелекесский и Базарносызганский районы. Среди лучших по данным показателям находятся Николаевский, Барышский и Сенгилеевский районы.

 

Таблица 4 – Обеспеченность больничными койками в расчёте на 10 тыс. человек

В данном блоке также был учтён показатель «доля выездов бригад скорой помощи, доезжающих до места вызова в течение 20 минут», который варьируется от 66,9% в Новомалыклинском районе до 100% в г. Новоульяновске. Среднеобластное значение составило 88,1%, при этом, в 9 муниципальных образованиях значение данного показателя ниже среднеобластного уровня.

Мастерова Елена Юрьевна, специалист центра макроэкономических исследований, спецпроектов и экономической безопасности АНО «ЦСИ Ульяновской области»

«В последние годы учреждениям здравоохранения Ульяновской области уделяется особое внимание.

В рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» ремонтируются поликлиники, детские, хирургические и прочие отделения учреждений здравоохранения. Кроме того, строятся, реконструируются и вводятся в эксплуатацию новые ФАПы, строительство которых осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Приобретается новое медицинское оборудование, в том числе и для оснащения ФаПов и поликлиник в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, закупается мебель, проводится газификация котельных, устанавливаются пластиковые окна, производится замена кровель, восстанавливаются системы водоснабжения и теплоснабжения отдельных объектов здравоохранения.

На сегодняшний день уже проведена огромная работа.

А в планах целый список проведения ремонтных работ на 2021 и последующие годы, к примеру установка модульных ФАПов в отдалённых сельских пунктах муниципальных образований Ульяновской области.

Проводимая работа несомненно оказывает положительное влияние на улучшение качества предоставления медицинских услуг населению Ульяновской области.»

 

Аутсайдерами в данном блоке стали:

20 место – Базарносызганский район;

21 место – Новомалыклинский и Старомайнский районы;

23 место – Мелекесский район;

24 место – Чердаклинский район.

Для данной группы районов характерно:

Беззубенков Сергей Николаевич, Главный врач ГУЗ РБ МО «Ульяновский район»:

Первичная Медико-санитарная помощь оказывается районной больницей р.п.Ишеевка, Ундоровской участковой больницей, 4 врачебными амбулаториями: Тимирязевской, Зеленорощинской, Тетюшской, Большеключищенской, 19 ФАП, 2 домовыми хозяйствами.

Организовано 16 врачебных терапевтических участков, которые укомплектованы врачебными и сестринскими кадрами, на данный момент работают 11 врачей терапевтов, часть врачей находятся в декретном отпуске. Организовано 9 врачебных педиатрических участков, все укомплектованы, в конце декабря 2019 года по программе «Земский доктор» в Ундоровскую участковую больницу трудоустроен врач педиатр.

Доврачебный этап – представлен 19 Фельдшерскими пунктами, на которых работают 11 фельдшеров, 7 медицинских сестёр и 1 акушерка. Средняя численность населения на каждом ФАП от 400-1500, а также 2 домовыми хозяйствами с населением до 100 чел.

Основной проблемой муниципальной системы здравоохранения Ульяновского района остаётся фактическое старение кадров. В целях её решения в районе реализуются федеральные и региональные программы «Земский фельдшер» и «Земская медицинская сестра». По одной из программ уже планируется приём на работу фельдшера в с. Вышки. По вопросам привлечения молодых специалистов ведётся активная переписка с медицинским факультетом УлГУ.

Соломянник И.А., начальник управления по реализации функций национального медицинского исследовательского центра ФГБУ «НМИЦ ТО им. Н.Н. Приорова» Минздрава России, координатор федерального проекта «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий» в рамках национального проекта «Здравоохранение», к.м.н.

Согласно данным Росстата, в г. Ульяновске проживает около 50% населения Ульяновской области. Если сопоставить территориальное распределение населения внутри региона с показателями его обеспеченности больничными койками, то наличие областного центра (г. Ульяновск) в списке аутсайдеров объясняется весьма просто концентрацией половины жителей региона в областном центре. Т.е., очевидно, что, на сегодняшний день, количественный анализ показателя обеспеченности населения больничными койками нуждается в дополнении его анализом качественным.

Рациональное использование фактически развернутого коечного фонда (при отсутствии перегрузки) и соблюдение необходимого срока лечения в отделениях с учетом специализации коек, диагноза, тяжести патологии, сопутствующих заболеваний, активного использования современных медицинских технологий, материалов и оборудования имеют большое значение в организации работы стационара.

Для оценки эффективности использования коечного фонда вычисляются следующие наиболее важные качественные показатели:

1) среднегодовая занятость больничной койки;

2) степень использования коечного фонда;

3) оборот больничной койки;

4) средняя длительность пребывания больного на койке.

Наибольшее значение при оценке эффективности использования коечного фонда имеет показатель среднегодовой занятости (работы) больничной койки, который рассчитывается как отношение числа койко-дней, фактически проведенных больными в стационаре, к среднегодовому числу коек.

Работа койки меньше или больше норматива свидетельствует соответственно о недостаточной загрузке или перегрузке стационара.

Ориентировочно этот показатель составляет для городских больниц 330 340 дней в году.

Следующий важный качественный показатель оборот больничной койки, представляющий собой отношение числа выбывших больных (выписанных + умерших) к среднегодовому числу коек.

Этот показатель свидетельствует о том, какое число больных «обслужила» одна койка в течение года. Быстрота оборота койки зависит от длительности госпитализации, что, в свою очередь, определяется характером и течением заболевания. В то же время уменьшение сроков пребывания больного на койке и, следовательно, увеличение оборота койки во многом зависят от качества диагностики, своевременности госпитализации, ухода и лечения в больнице. Расчет показателя и его анализ следует вести как в целом по стационару, так и по отделениям, профилям коек, нозологическим формам. В соответствии с плановыми нормативами для городских стационаров общего типа оборот койки считается оптимальным в пределах 25 30.

На федеральном уровне Министерством здравоохранения Российской Федерации и Счетной палатой Российской Федерации пристальное внимание уделяется анализу качественных показателей эффективности работы коечного фонда в регионах. Эффективная работа коечного фонда медицинской организации и субъекта в целом определяет своевременность и качество оказания медицинской помощи, оказывая непосредственное влияние на другие показатели рейтинга качества жизни.

В связи с этим хочется акцентировать внимание экспертов, а также специалистов органа управления здравоохранением Ульяновской области на необходимости дополнения рейтинга качественными показателями, в частности, для оценки эффективности работы имеющегося коечного фонда.